Открытый урок по литературе для 5-7 кл У войны не женское лицо


МОУ «Волошинская СОШ»
Внеклассное мероприятие, посвященное 69-ой годовщине Великой Отечественной войне
«У войны не женское лицо».

2014г
Внеклассное мероприятие, посвященное 69-ой годовщине Великой Отечественной войне «У войны не женское лицо»
Учитель: Кононенко Юлия Ильинична
Предмет: Литература
Класс: 5»А», 5»Б», 6,7
Тема: «У войны не женское лицо»
Дата проведения:11.04.2014г
Цель: Патриотическое восприятие произведений родных писателей о Великой Отечественной войне
Задачи:
1)познакомиться с произведениями родных писателей о войне,
2)развить интерес к героическому прошлому русского народа,
3)воспитать патриотизм и чувство гордости за совершенные героические поступки русского народа на войне.
Оборудование:
Видеоролик вступление с минутой молчания, видеоролик с песней «И гром идет..», презентация с фотографиями войны и нормами продуктов в период блокады Ленинграда, компьютер, проекторная доска
Методические приемы: беседа о страшных годах войны, чтение наизусть стихотворений о войне, ответы на вопросы об ассоциаций на войне
Ход внеклассного мероприятия
Организационный момент
Учитель.
1)Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. В нынешнем году мы празднуем 69 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И наш сегодняшний урок посвящен произведениям русской литературы, описывающим эту тему.
В годы войны весь народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. С началом войны перестроилась и литература, особенно поэзия. Военно-патриотическая лирика стала в те годы ведущим жанром литературы.
Стихи и песни А.Суркова, В.Лебедева-Кумача, К.Симонова, М.Исаковского, А.Твардовского, Ж. Жабаева и многих других поэтов были опубликованы в центральных и фронтовых газетах.
«Когда враги гранатой били в нас, То и до вас осколки долетали», - как вы понимаете эти слова. Долетели ли до нас, людей, живущих в 21 веке, осколки Великой Отечественной войны? (Я думаю, такой осколок есть и должен быть в сердце каждого из нас. Пока существует человечество, эти осколки должны бередить нашу память, тревожить душу, напоминать об ужасах войны, которые довелось пережить поколению наших дедов и прадедов). - Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали, опишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне.(Ответ ребят)
Ребята, мы составили представление о войне на основе ваших первичных знаний. Посмотрите, как много вы уже знаете о войне.
Сегодня мы знакомимся с поэзией и прозой о войне для того, чтобы … («увидеть», какой была война на самом деле, окунуться в страшные реалии героического прошлого нашего народа, понять, что чувствует человек в нечеловеческих условиях и что помогает ему оставаться человеком).
2) Видеоролик о войне с минутой молчания
3) Учитель:
Ребята, выберите минутку, включите настольную лампу, сними с полки покрытый пылью альбом и перелистай его страницы. И вы увидите, что война не так уж далеко была от вашего дома. Со страниц на тебя глянет твой прадед, молодой, в лихо заломленной пилотке, улыбнется прабабушка, с косами и в белом платье, с аттестатом в руке. Что ты знаешь о них? Об их жизни, об их мечтах и планах? Подсядь как-нибудь тихонько к своему деду или бабушке, возьми их руки в свои, посмотри им в глаза. И ты узнаешь столько интересного, услышишь столько нового, о чем даже не помышлял. Если, конечно, не поздно…
Учитель:
Мне бы хотелось прочитать стихотворение Э.А. Асадова «День победы, и в огнях салюта», которое будет выступать в виде эпиграфа к нашему сегодняшнему внеклассному мероприятию.
асадов э. а.
«день победы. и в огнях салюта»   день победы. и в огнях салютабудто гром: - запомните навек,что в сраженьях каждую минуту,да, буквально каждую минутупогибало десять человек!
как понять и как осмыслить это:десять крепких, бодрых, молодых,полных веры, радости и светаи живых, отчаянно живых!
у любого где-то дом иль хата,где-то сад, река, знакомый смех,мать, жена... а если неженатый,то девчонка - лучшая из всех.
на восьми фронтах моей отчизныуносил войны водовороткаждую минуту десять жизней,значит, каждый час уже шестьсот!..
и вот так четыре горьких года,день за днем - невероятный счет!ради нашей чести и свободывсе сумел и одолел народ.
мир пришел как дождь, как чудеса,яркой синью душу опаля...в вешний вечер, в птичьи голоса,облаков вздымая паруса,как корабль плывет моя земля.
и сейчас мне обратиться хочетсяк каждому, кто молод и горяч,кто б ты ни был: летчик или врач.педагог, студент или сверловщица...
да, прекрасно думать о судьбеочень яркой, честной и красивой.но всегда ли мы к самим себеподлинно строги и справедливы?
ведь, кружась меж планов и идей,мы нередко, честно говоря,тратим время попросту зазряна десятки всяких мелочей.
на тряпье, на пустенькие книжки,на раздоры, где не прав никто,на танцульки, выпивки, страстишки,господи, да мало ли на что!
и неплохо б каждому из нас,а ведь есть душа, наверно, в каждом,вспомнить вдруг о чем-то очень важном,самом нужном, может быть, сейчас.
и, сметя все мелкое, пустое,скинув скуку, черствость или лень,вспомнить вдруг о том, какой ценоюкуплен был наш каждый мирный день!
и, судьбу замешивая круто,чтоб любить, сражаться и мечтать,чем была оплачена минута,каждая-прекаждая минута,смеем ли мы это забывать?!
и, шагая за высокой новью,помните о том, что всякий часвечно смотрят с верой и любовьювслед вам те, кто жил во имя вас!
Около месяца остается до того дня, как все мы будем праздновать 69-ю годовщину Великой Победы. Нет наверное в России дома, в чью дверь не постучалась эта страшная война. Давайте вспомним.... И почитаем военные стихи, те, что берут за душу, от которых комок в горле и слезы на глаза наворачиваются.
Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы Истории, тащила с поля боя и своего раненого, и чужого раненого солдата? Верила, что у ее детей такой судьбы не будет. Когда война забрала всех мужчин на фронт, взвалила на хрупкие плечи всю мужскую работу, не страшась смерти, спасала раненых солдат, голодала, отдавая последний кусочек хлеба осиротевшим детям. Поклонимся низко ей, до самой земли. Ее великому Милосердию!
4) Чтение стихотворений наизусть учащимися о войне.
А) Нетруненко ангелина 5 А «Варварство» М. ДжалильБ) Рубель Лилия «Девочка прошедшая войну» Т. Лаврова
Г) Басюк Алиса «Оборванного мишку утешала» Л. Тасси (игрушка медвежонок в руках)
Д)Балак Юлия «Баллада о десанте» Юлия Друнина5) Учитель
В те четыре ужасных года бесконечного страха, голода и боли, лишь треугольники с фронта от родных не давали потухнуть огоньку надежды в сердцах близких людей.
Д) Светиков Александр «Письмо с фронта» Э.А. Асадов
Е) Лебедев Никита «Мы, сестренка, теперь под калугой»
!
Е)Ирина Нестеренко, Даша Геращенко «Походкой чинной и солидной» Иван Ващенко
Ж) Слуцкая Марина «На фотографии газеты» Р. Казакова
З) Гагут Максим «Братские могилы» В.ВысоцкийК) бондаренко валерия «письмо
) Песня с видеороликом «Песня о Великой Победе в 1945г» (выходим со свечами и делимся на 2 части, стоим полукругом)Учитель.
День Победы! В наших сердцах – трепет и волнение, огромное уважение к фронтовикам, благодаря которым солнце над нашей головой светит ярко.
И хотя многих участников Великой Отечественной войны нет в живых, очень много героев навечно осталось лежать в братских могилах, все они в памяти народной, как святыня. И тех, кто с нами, мы не забудем. Ведь их осталось так мало. И задача каждого из нас – окружить их заботой, вниманием, добротой.
Ребята мне бы хотелось, что бы вы возложили эти цветы на наш мемориал, когда будите идти домой, в честь тех солдат, героев, которые погибли ради нас с вами.
А теперь перейдем к самому главному и интересному - вручению грамот за проделанную работу, за ваш труд, ребята!
Заключительное слово предоставляется комиссии.
Урок окончен!