Система работы с одаренными учащимися

Анализ
работы с одаренными учащимися

Основной идеей работы с одарёнными детьми  является объединение усилий педагогов, родителей с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся. Содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
В текущем учебном году в учебный план, с учетом запросов педагогов, учащихся и родителей, введены факультативные курсы, ориентированные на работу с детьми указанной категории, по всем предметам общеобразовательного цикла, которые являются составным звеном школы олимпийского резерва.
Программы факультативных курсов разработаны учителями лицея, рассмотрены на методическом совете и утверждены директором лицея.
Преподаватели, ведущие курсы дополнительного образования, - не только опытные педагоги высшего уровня квалификации первой и высшей категории, но все они творческие личности, способные раскрыть потенциал учащихся. Систематически педагоги школы-лицея, занимающиеся подготовкой учащихся к олимпиадам, проходят курсы повышения квалификации по проблемам подготовки учащихся к предметным олимпиадам.
Также продолжает свою работу НОУ «НИК» и главной своей целью по-прежнему считает выявление и поддержку одаренных школьников, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, а также поддержку научно-исследовательской деятельности учащихся и учителей.
Вся работа в лицее с одаренными учащимися строится по двум направлениям:
подготовка учащихся к предметным олимпиадам
подготовка учащихся к НПК
Осуществляя работу по первому направлению, в ноябре 2012 года в лицее прошла олимпиада по предметам общеобразовательного цикла среди учащихся 5-11 классов. В олимпиаде приняли участие около 400 учащихся (в прошлом году около 300 учащихся). Всего было занято более 150 призовых и поощрительных мест.
Все победители лицейской олимпиады были торжественно награждены грамотами на общелицейской линейке.
По итогам лицейской олимпиады была составлена команда для участия в городских предметных олимпиадах. В большой олимпиаде среди учащихся 8-11 классов приняли участие 32 ученика нашего лицея. Учителя-предметники готовили данных учащихся к городской олимпиаде по индивидуальной программе в соответствии с составленным и утверждённым графиком индивидуальных консультаций.
По такой же схеме продолжается работа и по подготовке учащихся 5-7 классов к малой городской предметной олимпиаде: отобраны учащиеся на конкурсной основе (по итогам лицейской олимпиады), составлен график индивидуальной работы, откорректированы программы подготовки. Планируется проведение второго тура лицейской олимпиады среди учащихся 5-7 классов для окончательного выявления их уровня готовности к городской олимпиаде.

Республиканский интеллектуальный марафон «АK бота»
среди школьников 3-10 классов

В конце октября 2012 года проходил республиканский интеллектуальный марафон «АK бота-2012» среди школьников 3-10 классов.
Цель: выявление уровня участия и результативности учащихся в республиканском интеллектуальном марафоне «Ак бота».
Олимпиада проводилась по предметам:
3-7 классы – математика, русский язык, естествознание;
8 классы – математика, казахский язык, биология;
9-10 – математика, казахский язык, физика, химия.
В данном марафоне принимали участие 104 ученика лицея (12,5% от общего числа лицеистов).
Количество участников по сравнению с прошлым годом осталось прежним. Больше всего участников в среднем звене (5-8 классы) – 66 учеников – 63,5% (в прошлом году 58 учеников (52,2%), в младшем звене (3-4 классы) – 28 учеников – 27% (в прошлом году 29 учеников (26%) и ни одного ученика в старшем звене (9-10 классы), что говорит об очень низкой работе классных руководителей.
Данная олимпиада нацелена на подготовку учащихся к ПГК и ЕНТ, но, несмотря на это, ученики принимают не самое активное участие. По сравнению с прошлым годом в данном конкурсе приняли участие учащиеся не всех классов.
Больше всего, как и в прошлом году, было участников из 8А класса – 19 человек, 15 участников было в 4А классе, по 12 участников было из 3Б, из 5Б, из 6А.
Победителей республиканского уровня в этом году 13:

Средний балл
по предметам республиканского интеллектуального марафона
«Ак бота»

№ п/п
Класс
Предметы
Итого:



матем.
рус.яз.
естест.
каз.яз.
биолог.
физика
химия


1
3
12,4/15
15/15,8
15,6/16,1




14,3/15,6

2
4
12,8/17,7
13,3/17,6
12,6/17,1




12,9/17,4

3
5
17/12,8
22,6/21,5
18,6/20,8




19,4/18,3

4
6
12,2/10,6
18,8/17,6


13,8/17,8


14,9/15,3

5
7
13,6/7,8
16,4/13,6


18,6/18,5


16,2/13,3

6
8
20,7/9,9


15,3/21,8
16,3/17,8


17,4/16,5

7
9
-
-

-
-


-

8
10
-
-

-
-


-

Итого:
14,8/11,6
17,2/17,2
15,6/18
15,3/14,7
16,2/18
-/8
-/9
15,8/14,2


Как видно из таблицы, лучшие результаты по русскому языку и биологии. Чуть ниже по естествознанию, казахскому языку и математике.
Лучшие результаты среднего балла по параллелям в разрезе предметов:
Математика – 8-е классы (20,7 баллов)
Русский язык – 5-е классы (22,6 баллов)
Естествознание/биология – 5 и 7 классы (по 18,6 баллов)

Выводы:
В данном году результаты интеллектуального марафона «АK бота» значительно выше предыдущих лет: 13 призовых мест.
Не все классные руководители ответственно отнеслись к вовлечению учащихся в данный вид олимпиады.
Лучшие результаты по среднему баллу показали учащиеся по русскому языку и биологии.
Лучший результат среднего балла по всем предметам в параллели 5-х классов – 19,4 (математика, русский язык, естествознание).

Рекомендации:
Создавать условия для более полного вовлечения лицеистов в участие в интеллектуальном марафоне «АK бота» с целью подготовки к ПГК, ЕНТ, олимпиадам различного уровня.
Классным руководителям и учителям-предметникам усилить работу по мотивации учащихся для участия в данном конкурсе.
Осуществлять более качественную подготовку к конкурсу «АK бота».
Более широко использовать тестовый материал на уроках для систематической подготовки учащихся к подобным конкурсам.

Международный конкурс «Русский медвежонок»

Международная игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» среди учащихся 2-11 классов прошла в ноябре. В конкурсе приняли участие 100 учащихся лицея, что на 27 человек больше прошлого года. Это говорит о систематической работе учителей русского языка и классных руководителей по привлечению учащихся к подобным конкурсам.
Больше всего участников в младшем звене (2-4 классы) – 58. В среднем звене 33 человека. В старшем звене приняли участие 9 человек.
Целью данной олимпиады является развить творческое и логическое мышление учащихся. Данный конкурс является хорошей подготовкой учащихся к предметным олимпиадам. Но, несмотря на это, есть классы, учащиеся которых не приняли участие.
Много было участников из 2А класса – 15 человек, 2Б класса – 10 человек, 3Б класса – 12 человек, 4Б класса – 11 человек, 6А класса – 12 человек.
По итогам данного конкурса учащиеся заняли 14 призовых мест.
Лучшие показатели по призовым местам у учащихся 4Б класса: 8 призовых мест – 1 мест – 5; 2 мест – 3.
Нет результатов в среднем и старшем звене.

Выводы: в данном году классные руководители и учителя-предметники достаточно серьезно подошли к вопросу вовлечения учащихся в международную игру-конкурс по языкознанию, число участников данного конкурса в этом году увеличилось. Несмотря на то, что данный конкурс является хорошей подготовкой к предметной олимпиаде по русскому языку, есть классы, которые не приняли в нем участие или приняли в небольшом количестве.
В этом году по итогам данного конкурса 14 призовых мест.

Рекомендации: Учителям-предметникам способствовать повышению мотивации учащихся для участия в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок» и более серьезно готовить учащихся.

Городская научно-практическая конференция
исследовательских проектов
среди учащихся 8-11 классов.

24 октября учащиеся приняли участие в городской научно-практическая конференция исследовательских проектов среди учащихся 8-11 классов.
В данной конференции приняли участие 15 учеников. НПК по Положению о конференции проходила в два тура: отборочный и основной. На отборочный тур было представлено 10 проектов, 8 из которых прошли во второй тур. Из 7 предложенных секций наши учащиеся представили проекты в 5 секциях: языкознание (2 проекта), физика (1 проект), охрана окружающей среды (4 проекта), химия (1 проект).
В конференции приняли участие учащиеся 8-9 классов. Из 8 проектов, прошедших во второй тур, все учащиеся лицея заняли призовые места.
По итогам данной конференции планируется заявить на областную научно-практическую конференцию 4 проекта.

Рекомендации: продолжить работу в данном направлении с вовлечением большего числа учащихся и педагогов. Больше привлекать для такой работы молодых педагогов.





Городская предметная олимпиада
среди школьников 8-11-х классов

Одним из важных направлений работы НОУ является подготовка к городской предметной олимпиаде. В лицее по итогам лицейской олимпиады была составлена команда для участия в городском туре олимпиады, организованы индивидуальные занятия с каждым членом команды и групповые консультации в ШОР, куда для работы привлечены самые опытные учителя. Из года в год результативность работы педагогического коллектива в этом направлении возрастает, и в этом году, как и в прошлом, есть определенные достижения.
21-22 декабря прошла городская предметная олимпиада среди школьников 8-11-х классов. В данной олимпиаде приняли участие 34 ученика.
22 ученика прошли во второй тур городской олимпиады, что составляет 68% от общего числа участников.
В данной городской предметной олимпиаде учащиеся заняли 13 мест (59%), из них призовых - 9 мест (69%) и 4 поощрительных (31%):
1 место – 1 (русский язык),
2 место – 1 (казахский язык),
3 место – 7 (английский язык, история, математика, биология, география),
2 место – 4 (русский язык, английский язык, граждановедение, биология),

Результаты городских предметных олимпиад

Предмет
2005/2006
уч. год
2006/2007
уч. год
2007/2008
уч. год
2008/2009
уч. год
2009/2010
уч. год
2010/2011
уч. год
2011/2012
уч. год
2012/2013
уч. год

Каз.язык
-
-
-
2,3
4
2,3,4
1,2,3
2

Биология
3,3
3,4
3,4
3,4
4
-
2,3
3,4

История
-
-
1
4
3
1,1
1,3,3
3,3,3

Английский язык
-
-
-
3
3
3,4
-
3,4

Русский язык
4,5
-
5
2
1
-
3,4
1,4

Математика
-
-

4
-
2,2,3
1,1
3

География
-
4

-
3,4
2,3,4
2,3
3

Физика
-
-
-
-
-
2,2
3
-

Граждановедение
1,3,4
2,3
4
4
-
Не участв.
4
4

Химия
-
-
-
-
4
1
1
-

Информатика
-
-
-
-
4
-
4
-

Итого
6
5
4
9
9
16
18
13


В данном году увеличения мест не наблюдается, но все же результат неплохой.
Но также выявилась и проблема: из заявленных учащихся не все ученики смогли пройти во второй тур городской предметной олимпиады:
Слабо выступили в этом году учащиеся:
по казахскому языку, по русскому языку, по информатике, по физике, по химии.
Следует отметить слабую работу данных учителей по подготовке учащихся к городской предметной олимпиаде. Но в целом результаты удовлетворительные.
Таким образом, анализируя итоги городской предметной олимпиады, можно сказать, что работа по подготовке одаренных учащихся к городской олимпиаде в целом велась на хорошем уровне. Но остаются проблемы, над которыми предстоит работать. Отсутствие мест по казахскому языку говорит об отсутствии опыта учителей по подготовке учащихся к заданиям олимпиадного характера. Нулевые результаты по ИВТ говорят о том, что учителя не работают с учащимися по обучению их программированию. Отсутствие результата по физике указывает на недоработку учителя с учащимися по подготовке к олимпиадам. Низкий результат по химии связан с тем, что учитель – молодой специалист и не имеет достаточного опыта в подготовке учащихся для соревнований такого уровня.
По итогам данной олимпиады команда Лицея имеет в зачете 9 призовых мест и 4 поощрительных. Такие результаты во многом определяются эффективным использованием различных технологий в обучении, присутствием в работе учителя современных педагогических технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся. Соответствие уроков современным требованиям, целенаправленной работе над формированием творческого, логического мышления у учащихся, использованием учителями при подготовке дифференцированного и индивидуального подходов в обучении и воспитании, систематизация в работе с одаренными учащимися, углубления учебного материала, интеграции в преподавании своего предмета – все это также играет свою определенную роль в достижении высоких результатов.

Выводы:

Работа с одаренными учащимися в течение данного учебного года по подготовке к городской предметной олимпиаде проводилась на хорошем уровне. Этому способствовала систематическая работа с учащимися, введение дополнительных часов на подготовку учащихся.
В этом году стоит отметить положительную работу психологов с командой учащихся, заявленных на участие в городской предметной олимпиаде.

Проблемы:

Недостаточное количество призовых мест на большой городской предметной олимпиаде.
Слабая работа отдельных педагогов в подготовке учащихся к предметной олимпиаде.
Отсутствие работы психологов с командой учащихся, заявленных на участие в городской предметной олимпиаде.

Рекомендации:

Расширить круг деятельности психологов по психологической подготовке учащихся к предметным олимпиадам.
Психологической службе усилить работу по выявлению одаренных учащихся и форм работы с ними педагогов. Систематизировать работу по выявлению одаренности среди учащихся лицея, отслеживая выполнение рекомендаций.
Создавать условия для повышения мотивации, как среди учащихся, так и среди педагогов лицея.
Разработать систему подготовки учащихся лицея к предметным олимпиадам. (отв.: зав.кафедрой).

Малая городская предметная олимпиада
среди школьников 5-7-х классов

С 28 по 29 марта в городе проходила малая городская предметная олимпиада среди школьников 5-7-х классов. На участие в данной олимпиаде было заявлено в общей сложности 33 ученика. Из них в олимпиаде
гуманитарного цикла приняли участие 21 учащийся;
политехнического цикла – 6 учеников;
естественно-научного цикла – 6 учеников.
Результат участия в олимпиаде гуманитарного цикла достаточно высокий, что говорит о систематической работе учителей-предметников по подготовке учащихся. Из заявленных 21 участника 17 заняли призовые и поощрительные места (80,9% качество):
1 место – 3 ученика
2 место – 7 учеников
3 место – 4 ученика
4 место – 3 ученика.
В прошлом году результаты были значительно ниже. По всем предметам гуманитарного цикла есть призовые места.
Олимпиада политехнического и естественно-научного цикла проходила совместно и в один день. Для участия в данном туре было заявлено две команды. Результаты подводились как в личном, так и в командном зачете. В этом году результат политехнического цикла хуже гуманитарного, и хуже, чем в прошлом году. Из 12 участников 4 призовых места и 2 поощрительных (всего 6 мест – 50%). Но место есть по каждому заявленному предмету: естествознание, математика, физика, ИВТ, биология.
1 место – 1 ученик
2 место – 2 ученика
3 место – 1 ученик
4 место – 2 ученика.
По итогам малой городской предметной олимпиады за несколько лет наблюдается тенденция роста призовых мест. В данной олимпиаде в общей сложности учащиеся заняли 18 призовых мест и 5 поощрительных: 1 мест – 4,
2 мест – 9,
3 мест – 5,
4 мест – 5.
Итого 23 места на данной олимпиаде, что составляет 70% качества по сравнению с 44% в прошлом году. Исходя из призовых мест – 54,5% качество. Это хороший результат и лучше, чем в прошлом году.
Сравнительные результаты
малой городской предметной олимпиады

№ п/п
Предмет
2008/2009
уч. год
2009/2010
уч. год
2010/2011
уч. год
2011/2012
уч. год
2012/2013
уч. год

1
Каз.язык
4,4
2,3
1, 1, 2, 3
4
1,1,2,2,2

2
Английский язык

3
2, 3, 4
4
2,2,3,3,4

3
Русский язык
3,4
3
4
4
2,3,3,4

4
История

4
1, 1
1,1
1,2,4

5
Биология
4,4

2, 4
2,3
1,4

6
География


1, 4
1,2


7
Естествознание

1
2
2,4
2

8
Математика
2,3,3
4
2, 2, 4
2
2

9
Физика


1
2
3

10
Химия


-
2


11
Информатика


4
4
4

Итого:
9
1-0, 2-1, 3-3,
4-5
7
1-1, 2-1, 3-3,
4-2
20
1-6, 2-6, 3-2,
4-6
15
1-3, 2-6, 3-1,
4-5
23
1-4, 2-9, 3-5,
4-5


Анализируя итоги малой городской предметной олимпиады, можно сказать, что работа по подготовке одаренных учащихся к городской олимпиаде в целом велась на удовлетворительном уровне.
По итогам данной олимпиады следует отметить высокий уровень подготовки учащихся к малой городской предметной олимпиаде школьников 5-7 классов по гуманитарному направлению, где команда лицея заняла 2 общекомандное место.
Такие результаты во многом определяются эффективным использованием различных технологий в обучении, присутствием в работе учителя современных педагогических технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся. Соответствие уроков современным требованиям, целенаправленной работе над формированием творческого, логического мышления у учащихся, использованием учителями при подготовке дифференцированного и индивидуального подходов в обучении и воспитании, систематизация в работе с одаренными учащимися, углубления учебного материала, интеграции в преподавании своего предмета – все это также играет свою определенную роль в достижении высоких результатов. Особую роль в работе с данной категорией учащихся по-прежнему играет психологическая служба лицея, которая из года в год разрабатывает новые подходы в работе с учащимися и педагогами.

Выводы: лучше всего выступили участники гуманитарного цикла. Они принесли лицею 14 призовых мест и 3 поощрительных, что составило 81% качества.
Проблемы:
Снижение результатов по предметам политехнического и естественно-научного цикла.
Слабая связь педагогов-предметников с психологической службой лицея по работе с одаренными учащимися и их подготовке к предметной олимпиаде.

Рекомендации:
Психологической службе усилить работу по выявлению одаренных учащихся и форм работы с ними педагогов. Систематизировать работу по выявлению одаренности среди учащихся лицея как можно в более раннем возрасте, отслеживая выполнение рекомендаций.
Создавать условия для повышения мотивации, как среди учащихся, так и среди педагогов лицея.
Усилить подготовку учащихся лицея к малой предметной олимпиаде.
Вновь прибывшим учителям включаться в работу по подготовке учащихся к предметной олимпиаде для осуществления более качественной работы в этом направлении и достижения высоких результатов.
Учителям-предметникам, учащиеся которых не принимали участие в городской олимпиаде этого года, подготовить детей к школьным олимпиадам следующего года.
Продолжить работу по формированию олимпиадной команды на основе отборочного тура в виде общелицейского интеллектуального марафона, который содержит олимпиадные задания лицейского уровня, максимально приближенного к заданиям городского уровня.

Научно-практическая конференция
исследовательских проектов
среди учащихся 5-7 классов

В апреле учащиеся приняли участие в очередной городской научно-практической конференции исследовательских проектов среди учащихся 5-7 классов.
В данной конференции приняли участие 18 учеников, которые представили 14 проектов. Проекты были представлены в 2 секциях: культура (2 проекта), охрана окружающей среды (12 проектов).
5 педагогов подготовили учащихся на малую городскую НПК.
Победителями стали 9 проектов (12 учащихся) – 64,3% от общего числа участников. Призерами – 7 проектов (9 учащихся) – 50%.
По итогам данной малой городской НПК учащиеся лицея заняли 1 общекомендное место.
Результат участия в данной конференции очень высокий. Это свидетельствует о том, что учащиеся среднего звена совместно с руководителями не только выбирают современные темы, но и готовят проекты на очень высоком уровне.
Для усовершенствования научно-исследовательской работы проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием базы школьной библиотеки и сети Интернет. На протяжении нескольких лет успешно ведется курс «Проектная деятельность» для учащихся 1-8-х классов. Для родителей проводятся индивидуальные консультации психологов.

Выводы: работа по подготовке учащихся к НПК исследовательских проектов среди учащихся 5-7 классов ведется на достаточно высоком уровне. В данный вид деятельности включено большое количество педагогов и учащихся, которые работают на результат.

Рекомендации:
Отметить качественную работу педагогов по подготовке учащихся к НПК исследовательских проектов.
Продолжить работу в данном направлении с вовлечением большего числа учащихся и педагогов. Больше привлекать для данной работы молодых педагогов.
Создавать условия для повышения мотивации, как среди учащихся, так и среди педагогов лицея с целью участия в НПК.
Вновь прибывшим учителям включаться в работу по подготовке учащихся к НПК для осуществления более качественной работы в этом направлении и достижения высоких результатов.
Учителям-предметникам, учащиеся которых не принимали участие в городской НПК этого года, подготовить детей к НПК в следующем учебном году.
Продолжить работу по формированию команды учащихся для участия в городской НПК.

В течение года учащиеся лицея участвовали в городском конкурсе «ЖарKын болашак», где стали победителями. По итогам данного конкурса продолжили участие в областном конкурсе, где также стали победителями: 1 место и 3 место.
В апреле лицеисты 9А класса участвовали в студенческой олимпиаде по черчению, где заняли 3 место и 4 место.
Также в апреле прошла физико-математическая олимпиада для учащихся 11 класса в КГИУ, где наш лицей представляли 2 ученика, один из которых занял 3 место по математике.
В апреле КГИУ организовывали олимпиаду по экономике среди студентов и школьников города, где наш ученик занял 2 место.

Выводы

Работа с одаренными учащимися в течение года проводилась на высоком уровне. Повысились результаты по всем направлениям данной работы, этому способствовала систематическая работа с учащимися, введение дополнительных часов на подготовку, высокая мотивированность учащихся, ответственное отношение педагогов к данной работе.
Необходимо отметить слаженную и результативную работу всего педагогического коллектива.
Также следует отметить работу психолога, которая продолжает работу по составлению индивидуальных карт одаренности, учитывающих не только особенности личности, но и индивидуальный темп продвижения, параметры личностного роста каждого ребенка.

Проблемы:
Отсутствие победителей на областной предметной олимпиаде.
Недостаточная работа по подготовке учащихся 5-7 и 8-11 классов к олимпиадам политехнического цикла.
Слабая связь педагогов-предметников и психологической службы лицея по работе с одаренными учащимися и их подготовке к предметной олимпиаде.

Рекомендации:
Психологической службе усилить работу по вовлечению одаренных учащихся в участие в различных конкурсах. Систематизировать работу по выявлению одаренности среди учащихся лицея, отслеживая выполнение рекомендаций.
Создавать условия для повышения мотивации, как среди учащихся, так и среди педагогов лицея.
Откорректировать систему подготовки учащихся лицея к предметным олимпиадам.
Вновь прибывшим учителям включаться в работу по подготовке учащихся к предметной олимпиаде для осуществления более качественной работы в этом направлении и достижения высоких результатов.
Учителям-предметникам, учащиеся которых не принимали участие в городской олимпиаде этого года, подготовить детей к школьным олимпиадам.
Продолжить работу по формированию олимпиадной команды на основе отборочного тура в виде общелицейского интеллектуального марафона, который содержит олимпиадные задания лицейского уровня, максимально приближенного к заданиям городского уровня.


15