Проектная деятельность для детей старшей группы по теме Дикие и домашние животные


Актуальность:
На Земле живут тысячи различных животных. Некоторые из них - гиганты, такие, как голубые киты, слоны, а другие - совсем крошечные: насекомые, мыши, хомячки. В зависимости от образа жизни мир животных делится на насекомых, пресмыкающихся, земноводных и млекопитающих. Вся планета от сурового севера до жаркого юга - заселена различными видами животных: звери, птицы, рыбы, насекомые. Среда обитания животных влияет на их строение, образ жизни и поведение. Нет человека, который не любил бы зверей и птиц, не ухаживал бы за ними.
Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие окружающего мира.
Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, от просмотра телевизора, в детском саду, нами обнаружено, что чаще всего дети рассказывают о животных, насекомых, птицах. У ребят появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе ищем в книгах писателей - натуралистов, в художественной литературе, из личных наблюдений и личного опыта.
Рассчитываю, что благодаря разработке и внедрению проекта «Дикие и домашние животные» дети познакомятся с описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно - достоверные знания о животном мире; обогатится словарный запас детей, познакомятся с редкими и исчезающими видами животных, с научным понятием «Красная книга».
Цели проекта: Познакомить детей с многообразием животного мира нашей планеты.
Задачи проекта:
- дать представление о многообразии животного мира;
- углубить знания детей о животном мире через чтение произведений о животных;
- посредством личного общения с животными способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным;
- учить проявлять сочувствие к детенышам, попавшим в беду;
- учить детей ухаживать за животными;
- учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;
- создать «Красную книгу» в группе;
- развивать творческую активность, внимание, воображение, память;
- создать условия для поисково-исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
Дети должны получить первичные представления о многообразии животного мира планеты, их местах обитания, значении и знать их условия обитания.
Различать понятия «домашние животные» и «дикие животные».
Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану жизни исчезающих животных.
Предварительная работа:
Рассматривание рисунков и фотографий.
Знакомство с литературными произведениями о животных.
Использование дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
Разучивание точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики.
Оборудование и материалы:
Книги о животных.
Картины и иллюстрации, изображающие животных в природе.
Наборы игрушек «Животные», «Птицы», «Насекомые».
Настольно – печатные игры.
Экологические коврики.
Видео- и аудиозаписи.
Фотоаппарат.
«Красная книга».
Магнитофон, видеомагнитофон.
Материалы для изобразительной деятельности.
Компьютер.
Роль родителей в реализации проекта:
Предоставление фотоматериала.
Помощь в организации посещения зоопарка.
Оформление альбома «Мои домашние питомцы».

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:
Занятия по изобразительной деятельности.
Экскурсия в «Зимний сад».
Разучивание песен, прослушивание аудиозаписей голосов животных.
Работа с воспитателями:
• Консультации.
Презентации книг о животных.
Познавательное занятие «Красная книга».
• Продукт проектной деятельности.
Предполагаемый результат:
Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с многообразием животного мира;
Создание библиотеки произведений о животных;
Активизировать работу в живом уголке;
Оформление «Красной книги»;
Оформление альбома рисунков о животных;
Бережное отношение детей к живому миру природы;
Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку;
Картотека игр на тему «В мире животных»;
Театрализованное представление «Репка»
1 этап – Подготовительный.
Исходя из интереса детей, проводится анкетирование, обсуждение целей и задач проекта с детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – Основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.
3 этап – Итоговый.
Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта; сбор и обработка методических и практических материалов.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с многообразием животного мира.
Создание библиотеки произведений о животных;
Оформление «Красной книги»;
Оформление альбома рисунков о животных;
Бережное отношение детей к живому миру природы;
Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку;
Умение детьми высказывать идеи и предположения;
Подбор игр на тему «В мире животных»;
Театрализованное представление «Репка».
Реализация проекта:
 

п/пМероприятие Цель
1 этап - Подготовительный 1 Анкетирование Выявить уровень знания детей о многообразия животного мира; беседа о домашних питомцах
2 «Круглый стол» Обсудить цели и задачи проекта, создание условий для реализации проекта; сформировать интерес у детей.
3 Акция «Подари книгу детскому саду» Пополнить библиотеку группы книгами о животных.
4 Подбор библиотеки Развивать у детей интерес к произведениям писателей о животных
5 Оформление родительского уголка Просвещать родителей: размещать статьи, рекомендации по реализации проекта
6 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов игрушек животных Создать условия для реализации проекта
7 Изготовление костюмов, масок для театра Развивать у детей умения помогать взрослым
2 этап - Основной 8 Рассматривание книг, иллюстраций, домашних альбомов о животных Развить у детей интерес к изучению животного мира
9 Оформление книжного уголка Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к произведениям о животных
10 Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки о животных) Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.
11 Чтение произведений о птицах «Чей нос лучше?», «Птичьи разговоры», «Лесные домишки» Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Дать детям научно-достоверные знания о жизни птиц в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.
12 Целевая экскурсия в «Зимний сад» Дать детям обобщенное представление
об особенностях жизнедеятельности птиц, ежей, черепах, кур, петухов, рыб. Научить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
13 Оформление «Красной Книги» Учить детей систематизировать иллюстрационно-наглядный и документальный материал.
14 Лепка «Эти загадочные животные» Учить детей передавать характерные особенности животных в лепке.
15 Вечер загадок «Угадай, кто это?» Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес
16 Беседа «Мои домашние питомцы» Выяснить из личного опыта детей, что они знают о повадках своих питомцев, с чем связано то или другое поведение их.
17 Занятие о тех, кто летает, плавает, ползает. Расширить представление о способах передвижения различных животных. Учить находить признаки сходства и различия.
18 Подвижные игры «Совушка», «Галки и вороны», «У медведя во бору» и т.д. Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, пластику тела, творчество.
19 Игра - драматизация «Теремок» Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных
20 Чтение произведений В.В.Бианки «Голубой зверек», «Курица за белкой» Знакомить детей с творчеством В.В.Бианки. Воспитывать заботливое отношение к животным. Обогащать и активизировать словарный запас детей.
21 Аппликация «Купание медвежат» Закрепить умение создавать образ животного посредством различных видов искусства.
22 Проведение цикла наблюдений за птицами, насекомыми Развивать у детей исследовательские навыки.
23 Делаем книгу «Животные – герои мультфильмов» Побудить детей к созданию книги о животных, дав представление о строении книги.
24 «Лепка животных» Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок.
25 Проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих Развивать мышление, воображение, память, внимание, сообразительность, речь, словарный запас.
26 Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Поддерживать интерес к ролевой игре, уметь применять ранее полученные знания в игре.
27 Музыкальная деятельность (разучивание песен, прослушивание в аудиозаписи голосов животных) Развитие музыкальных способностей, слуха, слуховой памяти.
28 Коррекционная работа. Этюды, психогимнастика, настрои. Поддерживать эмоционально-психологическое состояние детей.
29 Придумывание продолжения сказок и рассказов о животных, птицах. Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки.
30 Конкурс рисунков «Эти забавные животные» Передавать в рисунках характерные особенности животного. Развивать воображение, творческую активность.
31 .
32 Оформление альбома «Мои домашние питомцы» Оформить фото-материалы, сопроводив их стихами, мини-рассказиками.
33 3 этап - Заключительный 34 Обработка и оформление материалов проекта 35 Анализ результативности