Конспект урока по русскому языку Времена глагола и времена года

Открытый урок по теме «Времена глагола и времена года»

1) -Добрый день, ребята! Продолжаем изучение морфологии, раздела науки о языке, в котором изучаются .
- Части речи.
- О какой части речи мы сегодня будем говорить, догадайтесь из загадки:
Что без меня предметы? Лишь названье,
А я приду –
Всё в действие придёт.
- Да, это глагол.
2) Работа со словарями. На ваших партах лежат словари (разные). Найдите определение слова «глагол», но не считайте время потерянным. Работа со словарями – очень увлекательное занятие. Недаром А.Франс говорил: «Словарь – это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке».
- В словаре иностранных слов его нет и быть не может. Почему? Откуда же взялось это слово, без которого невозможно составить рассказ?
Полный ответ ученика, взятый из словаря.
Слово «глагол» по-старославянски означает «слово», перешло к нам из латинского языка. Глаголь (говори) в старославянском языке стала 4 буква после аз, буки, веди.
В произведениях наших великих писателей мы можем встретить это слово и производное от него.
У Пушкина: И, обходя моря и земля,
Глаголом жги сердца людей.
У Лермонтова: Вот у ног Ерусалима,
Богом сожжена.
Безглагольна, недвижима
Мертвая страна.
3) Глагол означает , а когда действие может совершаться? ( в прошедшем, настоящем и будущем времени картинка). А когда еще, ребята, мы встречаемся с понятием времени? (Когда говорим о временах года). Так какова, на ваш взгляд, тема урока? (Времена глагола и времена года).Да, ребята, сегодня мы попробуем совместить эти два понятия. Итак, в опорных конспектах запишите число, классная работа, тема урока – времена глагола и времена года. Исходя из темы, сформулируем цель урока: уметь определять времена глагола на примерах текстов о временах года.

Нам известно, что глагол имеет 3 формы времени. Что же показывает глагол в настоящем времени? Что действие происходит в момент речи
Весной в природе солнце светит почти круглые сутки.
Глагол в прошедшем времени? Что действие происходило до момента речи.
С наступлением осени пришли первые заморозки.
Глагол в будущем времени показывает, что действие будет происходить после момента речи
После весны обязательно наступит лето.
Как определить время глагола? (по вопросам). Но если вопрос не задавать, то по каким признакам можно понять, что глагол находится в определенном времени? (самым характерным показателем глагола прошедшего времени является суффикс –Л, в будущем времени к некоторым глаголам добавляется слово будет, или приставки по-, на-, от-) н.в – что делаю, что делаем, б.в что буду делать, что сделаю, п.в. что сделал, что сделали.
II. Работа по таблицам слайда (у)

III. От теории – к практике!
1. Работа по группам. Перед каждым из вас лежит текст, в котором описано одно из четырех времен года. Ваша задача – выписать глаголы и определить их времена. Прочитаем тексты и вы приступаете к работе.
1 группа -  У каждого времени года своя музыка. Снег померк. Веселой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
(«Мелодия весны» Д. Зуева) Померк – пр.в., все остальные – наст.вр. Обращаем внимание, что у инфинитива определить время нельзя!
2 группа - Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи. В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето. Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко. Скоро, скоро начнутся первые морозы. («Осень» Соколов-Микитов) Греет – наст.вр., начнутся – буд. вр., все остальные пр.вр.
3 группа - Зима - очень красивое время года. Особенно красиво зимой в лесу, когда стоит морозная погода, а под ногами похрустывает снег. Лес становится волшебным. Деревья не черные и серые, а покрываются снегом, точно белыми шалями. Тяжелыми шапками покрыты темно-зеленые ветви ели. Иногда снег срывается с веток и рассыпается серебристой пылью. Зимний лес живет своей жизнью. Кажется, что он спит.
Все глагола – наст.вр.
4 группа - Хорошо летом! Золотые лучи солнца щедро льются на землю. Голубой ленточкой убегает вдаль река. Лес стоит в праздничном, летнем убранстве. Цветы лиловые, жёлтые, голубые разбрелись по опушкам. Летней порой случаются всякие чудеса. Еще вчера здесь была зеленая поляна, а сегодня она покрылась маленькими красненькими бусинами – ягодами земляники. Разве это не чудо?
Была, покрылась, разбрелись – прош. вр, все остальные – наст. вр.

Дополнительное задание – Осложненное списывание. ЖЖ или ЖГ?
Ж..ет крапива в огороде,
Ж...ет морозец новогодний,
Летом со?нце ж..ет нещадно,
Ж..ет горчич?ник беспощадно.

Но:
Ж..у я листья в сентябре,
Ж..у я свечи в декабре,
В печ?ках ж..ут дрова зимой

2. Работа у доски по цепочке
Поставь глаголы в нужное время и выдели, если это возможно, морфемы –показатели времени
Петь – настоящее время - пою              Заговорил – будущее время -заговорю
Прыгал – настоящее время прыгаю      Читаю – будущее время - прочитаю
Болеет – прошедшее время - болел       Рисует – прошедшее время – рисовал

Дополнительное задание - вспомните, что вы делали этой зимой, напишите 5 СЧ с глаголами п.в., вспомните, чем вы занимаетесь сейчас, напишите, что вы планируете делать.

3. Природа в разные времена года вдохновляла писателей и поэтов на создание знаменитых произведений, которые мы с вами знаем и любим. Например, С. Есенин так описывал осень: читает подготовленный ученик: Устный анализ текста С. Есенина
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком
Не обгорят рябиновые кисти
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

Устная работа в парах: найдите выразительные средства языка: олицетворения, эпитеты, сравнения.

- У какого поэта осень была любимым временем года?
Люблю я пышное природы увяданье
- У Пушкина.
- а вот Н.В. Гоголь любил весну: «Сильно люблю весну. Мне кажется, никто в мире не любит её так, как я. С нею приходит ко мне моя юность; с нею моё прошедшее более чем воспоминание: оно перед моими глазами и готово брызнуть слезою из моих глаз».

IV. Физминутка. Нам, ребята, с вами повезло родиться и жить в России, потому что мы в полной мере можем восторгаться всеми четырьмя временами года: искрящимся снегом и звонкой метелью зимой, первым подснежником и ласковым солнцем весной, буйством красок и пышным великолепием летом, золотом деревьев и богатым урожаем осенью. Немного отдохнем и еще раз полюбуемся этой красотой. Под какую музыку шли слайды? Под музыку П.И. Чайковского «Времена года»
1. Мини-сочинение.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
М. Цветаева.

Напишите о своем месяце рождения, используя глаголы всех 3-х времен.
Зачитывание 2-3-х работ.
Д/з на выбор, рефлексия – выбираем символ- оцениваем активность на уроке.
Тему сегодняшнего урока объявлю сегодня:
Наклонение глагола.
И одним из них, повелительным, закончим сегодняшний урок.

Приходите в гости.







http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/07/30/glagoly-v-rechi






Заголовок 215