Рабочая программа внеурочной деятельности Лингвистические детективы


Содержание
1.Пояснительная записка 3
2.Общая характеристика учебного предмета 4
3.Описание места учебного предмета 6
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
6
5.Содержание учебного предмета 9
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 10
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 11
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Лингвистические детективы» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №160» ТГО на основе примерной образовательной программы по русскому языку на основе УМК М. М. Разумовской.
Программа включает: пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование, описание информационно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты освоения программы, КТП с определением УУД.
Цель данного курса осмысление в процессе обогащения активного и потенциального словарного запаса русского языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности
Задачи:
-повысить мотивацию изучения русского языка как учебного предмета;
-научить решать нестандартные лингвистические задачи;
-расширить словарный запас учащихся.
Общая характеристика курса «Лингвистические детективы».
Программа данного курса представляет систему интеллектуальных занятий для детей в возрасте 12-13 лет. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Рабочая программа «Лингвистические детективы» относится к образовательным программам, ориентированным на достижение результатов и реализует общеинтеллектуальное направление.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Формы проведения занятий:
деловая игра, практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая, практическая.
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения, технология обучения в сотрудничестве, коммуникативная технология. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ «СОШ №1602 ТГО на курс «Лингвистические детективы» (общеинтеллектуальное направление) отводится 35 часов, из расчета 1час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Содержание программы
Открытие детективного агентства «Лингва». Деловая игра.
Расследования в стране Лингвинии.
Карта страны Лингвинии. Творческий проект.
Провинция Морфология. Слушание дела служебных и самостоятельных.
Море Ономастика. Дело первое. Рентген: что такое? Кто такой?
Дело второе. Ты и твоё имя. Причём тут греки, римляне, евреи, скандинавы?
Расследование истории происхождения имён учащихся 7 класса.
Дело третье. Антропонимы. Иван, Жан, Ян, Иоанн и Фёдор, Матвей, Богдан.
Ковалёв, он же Кузнецов? Расследование истории происхождения фамилий учащихся 7 класса.Дело четвёртое. Топонимика. Гидронимы, урбанонимы, ойконимы Кузбасса. Составление карты с топонимическими комментариями.
Область Фонетика. Звуки не буквы!
Область Графика. Дело пятое «О пропаже букв из азбуки». (без учёта срока давности).
Области Морфемика и Словообразование. Зри в корень. Дело шестое. О пропаже корня. Процесс историков - этимологов. Жерло и ожерелье? Лучший и получка? Составление словообразовательных цепочек.
Автономная область Лексика. Город Фразеологизмов.
Итоги работы детективного агентства «Лингва».
Творческий отчёт. Защита проектов.
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
№ Название раздела Коли-
чество часов Тема Ожидаемые результаты
1 Введение
1
Открытие детективного агентства «Лингва».
Уметь:
-работать с разными видами словарей;
- составлять и решать шарады, метаграммы и т.д.
- проводить практические занятия в игровой форме.
2 Расследо-
вания в стране Лингвинии
1 Карта страны Лингвинии. Конкурс творческих проектов Уметь:
-составлять творческий проект
-работать в группе
- рекламировать свои творческие работы
- пользоваться средствами массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
-готовить сообщения и доклады
-рецензировать ответы товарищей
2 Провинция Морфология. Слушание дела служебных и самостоятельных. 12 Море Ономастика. Рентген: что такое? Кто такой? Ты и твоё имя.
Ковалёв, он же Кузнецов?
Топонимика. Гидронимы, урбанонимы, ойконимы Кузбасса. 1 Область Фонетика. 1 Область Графика. 6 Области Морфемика и Словообразование. Зри в корень. Дело шестое. О пропаже корня.Процесс историков - этимологов. Жерло и ожерелье? Лучший и получка? Составление словообразовательных цепочек. 6 Автономная область Лексика. Столица Словарск. Город Фразеологизмов. 3. Подведение
итогов
5
Подготовка к защите творческого проекта. Защита.
Закрытие агентства «Лингва».
Уметь:
-проводить исследования данных тем;
- использовать тексты художественных произведений;
- аргументировать свои ответы;
- делать выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
- защищать работу перед аудиторией
Всего 35 Описание учебно-методического
и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы:
1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно.М.: Просвещение, 2001.
2. Волина В.В. Весѐлая грамматика. - М.: Знание, 2005.
3. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.
4. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
5.Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий 5-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. /Н.В.Верескун,С.С.Грачёва и др.-М.: Планета, 2013.
6. Русский язык. Уроки развития речи 5-9 классы.Методическое пособие с электронным приложением. /Автор-составитель Н.Ф.Ромашина. -М.: Планета, 2013.
7.Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - М.: Дрофа.2007.
8. Электронные ресурсы:
Образовательный портал Национального корпуса русского языка//www.studiorum.ruscorpora.ru
Российский образовательный портал //www.school.edu.ru
9.Словари:
орфографические, этимологические, фразеологические, толковые,
словообразовательные, тезаурус.
Технические средства:
компьютер, проектор, принтер, фотоаппарат, сканер.