Статья для публикации в научно- педагогическом журнале Конференц-залСоздание технологической карты урока

Создание технологической карты урока и использование ее на уроках биологии.
Игнатьева Инна Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 11 им.Скрипки О.В.г.Волжского Волгоградской области
tolstouhova.inna@gmail.com
С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. Необходимы личностные, метапредметные и предметные результаты. Главной же частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) которые разделены на личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности. На уроках биологии предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный обучающимися опыт для получения нового знания. Научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения. Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока.
Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования  Федерального государственного образовательного стандарта? Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Проанализировав (открытые источники сети Интернет) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-предметниками Е.В.Якушина «Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС»;  Е.В.Якушина «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС; Галда Е.Н. «Технологическая карта урока как современная форма планирования урока биологии», Шнягина С.А. «Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"; Сборник методических материалов: Конструирование технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС, автор статьи  пришла к выводу, что необходимо создавать технологическую карту урока, которая призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты. Таким образом, технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика. От учителя требуется организовать на уроке с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижение новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся необходимо организовать, и какой результат получить.
Этапы работы над технологической картой будут следующими:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Была определена структура технологической карты.
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”.Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Анянова И.В.Сборник методических материалов «Конструирование технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС» -Нижний Тагил, 2012.
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Технологическая карта как основная форма планирования урока биологии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: (02.11.2014г)
3.Портфолио учителя биологии/авт-сост.М.М.Гуменюк.-Волгоград:Учитель, 2013.
4.Шнягина С.А. Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





15