Конспект урока по ФГОС. Тема урока : Буквы а-о в корне –лаг- лож- (1-ый урок в схеме уроков). Урок изучения нового материала.

Конспект урока
Аттестуемый педагог (ФИО): Мишукова Ирина Владимировна
Предмет : Русский язык Класс 5Г
Тема урока : Буквы а-о в корне –лаг- лож- (1-ый урок в схеме уроков). Урок изучения нового материала.

Организационный момент:
Приветствие.
2. Цели: создать условия для формирования умения выбирать гласный в корне в зависимости от конечных согласных корня;
Личностные: осознавать значимость обучения, знаний по русскому языку, правильности написания слов;
Метапредметные: уметь определять средства осуществления решения учебной задачи;
Предметные: уметь выполнять орфографический разбор слов.
3. Методы организации работы учащихся: использование ИКТ на уроке русского языка.


Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Цель: настроиться на изучение нового материала.









-Прежде всего, нам надо понять, от чего зависит выбор гласной. Можно ли её проверить ударением, или это словарное слово. А может, это чередующаяся гласная?
Цель: создать комфортные условия для изучения новой темы. Формировать позитивную мотивацию и рост интереса к учебной деятельности


Здравствуйте, ребята.
Сегодня на уроке мы с вами постараемся научиться выбирать гласный в корнях -лаг – лож-
-Как вы считаете, что нам для этого нужно сделать?
УУД
-Принятие и сохранение учебной задачи.

Методы: поиск ответа на вопрос




2. Изучение нового учебного материала.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Цель: решить поставленную учителем задачу.






Учащиеся отвечают, что нельзя, потому что оба корня – безударные.

Цель: решить поставленную задачу.






Конечно, нет. Ведь тут нет проверочных слов.


Цель: сформулировать правило правописания гласной в корнях –лаг-лож-
Дети формулируют правило.
Цель: создать условие для умения выбирать гласный в корне с чередованием. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание, формировать у обучающихся конкретное представление об изучаемых понятиях.
Предлагаю рассмотреть слова в рамочке учебника (с.32). Предлагать-предложить, излагать – изложить.
Задаю вопрос: «Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим? Почему?»
Цель: создать условия для усвоения знаний.
Ты прав: в этих корнях гласные звуки являются безударными и в произношении совпадают, но обозначаются разными буквами. Это корни с чередованием безударных гласных. Значит, правило о проверочных словах нам подходит или нет?
Попытаемся сформулировать правило.
-Молодцы! А теперь посмотрите на слайд и проверьте, правы ли вы.
УУД
-построение речевого высказывания в устной форме;
-ориентировка на позицию партнёра, учёт разных мнений;
-развитие познавательных интересов.


4. Закрепление учебного материала

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Цель: закрепить умения выбирать гласный в корне с чередованием.
Дети записывают глаголы, графически выделяя орфограмму. Отвечают на вопросы устно, делают вывод.






Учащиеся записывают словосочетания, решая орфографическую задачу. После выполненной работы один ученик (по желанию) объясняет правописание гласной в корне с чередованием.




Один ученик выполняе разбор слова по составу у доски, поясняя выделение морфем.













Выполняют мини-тест.
Проверяют работу свою или соседа по парте по предложенным ответам учителя.
Заполняют лист контроля












Рефлексия
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, (мотивации, способов деятельности, общения)
Обеспечение усвоения учащимися принципа саморегуляции и сотрудничества.




















Цель: закрепить умения выбирать гласный в корне с чередованием.
Упр.448. Запишите глаголы с корнем –лаг-лож-. Используйте приставки у-, по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из-, воз-, пред-, в-, до-. Обозначьте условие выбора чередущихся букв о и а (см. образец в орфограмме №12). Какие из получившихся глаголов могут сочетаться с существительными венок, помощь, путь?
Запись под диктовку (отработка способа действия по выбору орфограммы в корне).
Излагать содержание, полагаться на друзей, предлагать решение, прилагать усилия, простое предложение, положение дел, расположиться на отдых, возлагать на помощников.
А теперь, ребята, выполним морфемный разбор слова расположиться.
-Кто желает пойти к доске?
-Молодец! Ты справился с заданием!
Упр.449 . Спишите. Укажите слова с корнем –лаг-лож-, которые наиболее часто употребляются в речи учителя на уроках русского языка.

Пришло время систематизировать материалы по изученной теме. Проведем пресс-конференцию.
- Кто выступит в роли исследователя данной темы?
А вам, ребята, я предлагаю быть оппонентами и попытаться задавать вопросы по сегодняшней теме. Будем учиться задавать вопросы и одновременно проверим, как вы усвоили тему урока. Мини-тест. (Меняются с соседом по парте и проверяют)
Листок контроля.
Различаю корни –лаг-\\-лож и правильно вставляю гласную а или о в корнях –лаг-\\-лож-;
Различаю слова с корнями –лаг-\\-лож- и слова с корнями, в которых есть похожее сочетание звуков;
Образую слова с корнями –лаг-\\-лож- при помощи различных приставок;
Составляю предложение со словами ложиться ложился, ложилось, ложилась.
-Какие трудности испытали при выполнении этого задания? (Рекомендации)

Подведение итогов:

Подводя итог нашему занятию, давайте вспомним:
- Чему мы должны были научиться на этом уроке?
– Что мы делали?
-Что было особенно интересно выполнять?
-Что получилось хорошо?
-Что получилось не очень хорошо?
-Что не получилось?
-Как думаете, почему?
-Что нужно сделать?




Выставляю отметки за урок, озвучивая критерии оценивания и отмечая динамику каждого ребенка.


УУД
-осуществление поиска необходимой информациидля выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-использование речи для регуляции своего мнения;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
























Методы: взаимопроверка,
самоконтроль
УУД
-умение задавать вопросы
-





























5. Задание на дом

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание


Цель:
Дома повторите правило и выучите его наизусть (с.33). Выполните упр. 447. Вам нужно составить и записать словосочетания с существительными из левой колонки с подходящими глаголами из правой. Обозначьте корень в именах существительных.






15