Тема Опыт личностно-ориентированного обучения на уроках истории

Курский институт непрерывного профессионального образования
(повышения квалификации и профессиональной подготовки)
специалистов отросли образования.

Кафедра истории.








Тема: Опыт личностно-ориентированного
обучения на уроках истории.










Руководитель курсов:
Зубков Юрий Иванович



Выполнил:
Ковалева Наталья Николаевна
учитель истории
«МОУ Нижнесмородинская
средняя общеобразовательная школа»
Поныровского района Курской области





2011 год
Вводная часть. Почему я выбрала эту тему? Выбор темы «Опыт личностно-ориентированного обучения на уроках истории» для меня, учителя истории и обществознания неслучаен и актуален. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Обществу (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, более соответствующих пониманию современных целей образования. Обновленная система общественных ценностей, направленная на создание условий для формирования свободной, духовной, гуманной, творческой, адаптивной личности, требует применения новых подходов к построению учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому современная образовательная ситуация характеризуется гуманистической, демократической, культурологической и личностно-ориентированной направленностью. Я считаю, что перед современной школой стоит задача подготовить учащихся будущей жизни, развивать качества личности, необходимые новому российскому обществу.
I. Опыт личностно-ориентированного обучения на уроках истории.
Суть опыта состоит в творческом применении технологий личностно-ориентированного обучения как средства формирования информационно-коммуникативной компетентности, в создании условий для творческой самореализации учащихся на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, в оказании помощи учащим сформировать в себе способности, которые позволят им в дальнейшем овладеть набором способов деятельности. Данный опыт помогает сформировать у учащихся информационно-коммуникативную компетентность, повысить уровень знаний, умений и навыков посредством использования технологий личностно-ориентированного обучения. Под технологией понимается совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой либо деятельности. Под методикой следует понимать использование комплекса методов и приемов обучения и воспитания для достижения определенных целей обучения. Определение основных противоречий в обучении истории, обществознания и права позволили мне сформулировать задачи, которые необходимо решить:

Противоречия
Задачи

1. Несоответствие увеличения количества информации, ее объема физическим возможностям учащихся ее перерабатывать и усваивать.
- создать условия для формирования умений структурировать, систематизировать информацию - сочетать различные методы, приемы современных технологий, обеспечивающих оптимальное усвоение информации.

2. Разногласие между общечеловеческими ценностями, определяющими человека- гражданина, и информацией СМИ, негативно влияющей на мировоззрение детей.
- создать условия для формирования у учащихся умения осуществлять осознанный выбор действия в пользу нравственных установок.

3. Разные уровни способностей учащихся.
- обеспечить индивидуальный подход, дифференцированное обучение детей - создать условия для освоения всеми учащимися базового уровня стандарта.

4. Ограниченность стандарта общеобразовательной подготовки учащихся по отношению к их задаткам, склонностям, интересам.
- интенсивно включать в образовательный процесс возможности дополнительного образования


На современных школьников буквально обрушиваются потоки информации: ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
НАГЛЯДНЫЕ - карты - макеты - схемы (исторические документы) -
ПИСЬМЕННЫЕ - учебники - печатные тексты (исторические документы)
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ НОСИТЕЛИ - СD-диски - Интернет
УСТНЫЕ - речь учителя - речь одноклассников - информационные: сообщения (ТV, радио)
Из схемы видно, что все большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют: - расширить информационное пространство; - увеличить скорость поиска информации; - интенсивность обработки полученных знаний. Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей. Поэтому задача учителя не столько дать знания, сколько помочь учащимся сформировать в себе способности, которые позволят им в дальнейшем овладеть набором способов деятельности; создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие; создать условия для развития умения структурировать информацию, содействовать развитию умения конструктивно общаться. Исходя из главных целей и задач, поставленных временем, условиями современного образования и школы, в которой работаю, я стала искать свои пути формирования информационно-коммуникативной компетентности при изучении истории и обществознания, указанной в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ. Наиболее точно решению этой задачи могут помочь технологии личностно-ориентированного обучения, т.к. именно они ориентированы на человека, формирование его активной позиции. В нашей стране эта концепция разработана Якиманской И.С.; Сериковым В.В., Алексеевым Н.И. и другими.
Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока (по Якиманской И.С.) являются:
· использование субъектного опыта ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов обработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
· накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
· обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.


Содержание обществоведческих дисциплин даёт широкий спектр возможностей для реализации данных принципов. Так, например, при изучении обществознания в 11-м классе предлагаю учащимся вспомнить и привести примеры реальных жизненных ситуаций, свидетелями которых были сами школьники, или факты, почерпнутые из СМИ, иллюстрирующие межнациональные отношения и связанные с ними проблемы, существующие в современном мире. После анализа этих ситуаций предлагаю на выбор выполнить два задания: либо сформулировать причины возникновения данных проблем, либо спрогнозировать возможные последствия их существования. Но наиболее интересными, с моей точки зрения, являются задания, связанные с разработкой предложений или программы по предотвращению межнациональных проблем. Таким образом, я использую субъектный опыт детей и предоставляю им свободу выбора при выполнении заданий.
I ТЕХНОЛОГИЯ:
Применение проблемного обучения позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. Так, например, в 11-м классе на уроке истории по теме «Новый этап развития колониальных и зависимых стран» перед изучением новой темы ставится проблема: «Общество, где господствует традиционное сознание, является средой, где рождаются авторитарные режимы. Согласны ли вы с этим?» Вместе с учащимися объясняю, как понят смысл этого выражения и определяю для себя задачу в конце урока подтвердить или опровергнуть данное положение. На доске записываются вопросы, по которым учащиеся выберут пути для решения проблемы:
·1. Подумать какие причины лежали в основе освободительных войн в первой половине ХIХ века в Азии, Африке, Латинской Америке.
·2. Подумать какие причины лежали в основе освободительных войн во второй половине ХIX века в Азии, Африке, Латинской Америке.
·3. Выделите те критические точки, в которых можно было остановить нарастание национально-освободительного движения.
·4 Какое влияние национально-освободительное движение оказало на внутреннюю жизнь стран-метрополий. В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия. Учащиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют исторические сведения для ее аргументации.
II ТЕХНОЛОГИЯ:
Еще одна технология, приемы которой я с удовольствием использую на своих уроках технология критического мышления. С помощью этой технологии школьник учится вырабатывать свой взгляд на вещи, видеть чужое мнение, отличное от его, вырабатывать коммуникативные навыки общения, уважать различные точки зрения. Использование этой технологии особенно эффективно при проведении рефлексии учебного занятия. Использование приемов этой технологии способствует развитию способности учащихся исследовать и осмысливать факты, события, овладеть навыками поиска, обработки и систематизации информации, перевода материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта).
Так, в 6-м классе на уроке истории «Создание единого русского государства», рассматривая вопрос, касающийся подготовки русских войск к Куликовской битве, предлагаю проанализировать схему расположения армий и ответить на вопрос: в чем выгодность позиций войск Дмитрия Донского, почему он сжег переправу (предполагается, что учащиеся должны дополнительно вспомнить материал текста учебника, где говорится о том, что монголо-татары заключили союз с литовским князем Ягайло, который должен был явиться к месту сражения). Умение критически осмысливать информацию, анализировать её, находить ответы на вопросы, опираясь на различные источники, позволяет учащимся успешно выступать на предметных олимпиадах, задания которых предполагают владение данными навыками.
III ТЕХНОЛОГИЯ:
Учебная игра, как еще одна технология личностно-ориентированного обучения, полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему:

· в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;
· учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;
· игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
· учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования. Большинство нынешних старшеклассников не интересуется политической жизнью страны, за международными отношениями следят от случая к случаю. Школьники не осознают практической значимости материала, изучаемого на уроке. Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной социальной ролью, создать условия для формирования активной гражданской позиции.
IV ТЕХНОЛОГИЯ:
Технология учебной деловой игры педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений. Несмотря на то, что это сложная форма проведения урока, любую задачу по любой теме можно развернуть в деловую игру.
Например, в виде судебного процесса, на котором рассматривается тот или иной спор (задача). Но в этом случае надо знать правила проведения судебного заседания, а они изучаются в конце учебного курса по праву. Вот почему деловая игра это своего рода кульминация изучения учебного курса. После изучения в 10-м классе блока «Российская империя во второй половине ХIХ века» для осмысления и закрепления программного материала провожу урок-суд «Надо ли было отменять крепостное право». Из наиболее подготовленных учащихся выбираются главные действующие лица: судья, прокурор, адвокат, секретарь, помещик, офицер, крепостные крестьяне разных губерний. Остальные учащиеся являются представителями различных сословий: интеллигенции, купечества, дворянства Черноземья, Поволжья и Северо-запада страны. В ходе судебного заседания рассматриваются различные точки зрения адвоката и прокурора по поводу отмены крепостного права, заслушиваются сторонники и противники реформы. По окончании слушания, каждый участник судебного процесса может высказать своё мнение. Судья, подводя итог, выносит приговор по рассматриваемому вопросу. Данная форма проведения урока позволяет развивать у учащихся навыки анализировать и делать выводы, обоснованно излагать и отстаивать свою позицию. Ещё одной интересной формой проведения деловой игры является заседание экспертных групп. Так, в 11 классе на уроке «Холодная война» и раскол в Европе» учащиеся разбиваются на 4 подгруппы. Одна из них представители США, другая Западной Европы, остальные защищают позиции СССР (3-я подгруппа) и стран советского блока (4-я подгруппа). Я формулирую проблемную ситуацию: - Кто развязал «холодную войну»? - На ком лежит ответственность за судьбы народов в послевоенный период? Каждая группа представляет экспертную комиссию по международным проблемам из разных стран. В состав её входят руководители государств, послы, эксперты-экономисты. Итогом работы каждой группы становится выявление мотивов представляемых стран, конкретных действий их руководителей. Аргументировано доказывают свои точки зрения в общей дискуссии. В процессе обсуждения каждого вопроса фиксируются позиции «экспертов» и составляется «Нота протеста холодной войне». В этом документе каждая группа выражает не только свою позицию, но и собственные предложения по прекращению холодной войны. В ходе такого занятия школьники учатся соотносить реальные исторические события и имитируемую ситуацию в её игровом воплощении.
Проведение деловой игры обеспечивает:
· Подробный разбор ситуации;
· Развитие умения спорить, отстаивать своё мнение перед оппонентом, который может достойно возразить;
· Развитие ораторских способностей;
· Формирование потребности у школьников проявлять уважительность, корректность к противоположной стороне (несмотря на конфликтность интересов). Максимально приближенная к реальности ситуация, эмоциональная и действенная вовлечённость в процесс делают усваиваемый материал личностно значимым, получаемый в ходе игры опыт транслируется не только в дальнейшую взрослую жизнь. В формировании коммуникативной компетентности важную роль играют приемы, позволяющие организовывать обмен мнениями: «круглый стол», «судебное заседание», «заседание экспертной группы», «дискуссия».
Для меня особенно интересна дискуссия, так как она является своеобразным интеллектуальным тренингом, поскольку её суть и состоит в том, чтобы заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для доказательства необходимого. Тем не менее, школьников надо учить ведению полемических дебатов, дабы избежать хаотичного, эмоционального окрашенного и малополезного спора. Так, за основу я беру ПОПС-формулу, созданную профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсонон из ЮАР. По-английски она звучит так: РRЕS-формула. Аркадий Гутников перевёл её на русский язык, и получилась ПОПС-формула: П позиция (в чём заключается ваша точка зрения) я считаю, что... О обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) потому, что... П пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) . . . например... С следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) поэтому... Данная формула развивает у учащихся умение анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения. В моей практике я довольно часто использую элементы технологии проведения учебных дискуссий. Например, урок истории в 11 классе по теме “Итоги и уроки Великой Отечественной войны” провожу в форме дискуссии. Класс разбивается на две дискуссионные группы, которые работают с учебным пособием и анализируют документы, отстаивают свои точки зрения, критически подходят к своим и чужим суждениям, заполняют сравнительную таблицу. Например, урок истории в 11 классе по теме «Советский Союз в первые послевоенные годы» провожу в форме проблемно-проектной дискуссии. Класс разбивается на несколько дискуссионных групп. Каждая группа получает задание по исследованию трёх проблем послевоенного развития: 1) промышленности и города; 2) сельского хозяйства и деревни; 3) политической обстановки в целом. Каждая группа чётко распределяет роли участников обсуждения: нарком, директор промышленного предприятия, рабочий, председатель колхоза, колхозник, коммунисты (довоенного времени, получившие партийный билет на фронте, вступившие в ряды партии после войны), репрессированные и эмигранты. Каждый участник высказывается по вопросу: почему послевоенный период называется «временем несбывшихся надежд», в соответствии с принятой ролью. Для доказательства своей точки зрения по вопросу ограбления послевоенной деревни, учащиеся работают в группах с документами, содержащими оценки состояния послевоенной деревни простыми гражданами и творческой интеллигенцией. В последующем обсуждении школьники аргументируют выбор своей позиции па данной теме. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создаёт наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонни анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Учащиеся овладевают ораторским умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие. Таким образом, происходит решение еще одной очень важной задачи, создаются условия дл успешной социализации обучающихся, то есть это процесс усвоения личностью определенной системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, той или иной общности людей, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного члена общества.
Активно участвуя в общественной жизни, ребята не только усваивают знания, применяют их, но и у них формируется чувство сопричастности к происходящему в обществе, а, следовательно, и ответственности за свои поступки, действия или бездействие. Приходит осознание того, что и твой голос может быть услышан, но для этого необходимо вступать в диалог.
V ТЕХНОЛОГИЯ:
Я с удовольствием использую прием погружения в историческую эпоху или в отдельную ситуацию, которая хорошо описана у Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю. Задача учителя выработать критерии анализа, проверки и оценки конкретных познавательных задач. Ученик должен: - наполнить картину прошлого исторически достоверным материалом; - придумать конструкцию, призванную организовать исторический материал; - добиться целостности создаваемой картиной, проработанность исторических деталей, яркости «видения». Например, сочиняя письмо из петровских времен, в которых происходят преобразования во всех сферах, в том числе и в культурной жизни России начала 18 века, учащиеся должны:
·отразить особенности изменений в социальной и культурной жизни России; включить в текст письма, предлагающиеся в задании слова: «Ведомости», «Морская академия», показав понимание их исторического смысла;
·использовать прием стилизации, чтобы сделать свою работу похожей на документ ХVIII века;
·выразить отношение к петровским преобразованиям от имени своего героя, адекватное его социальному статусу. Для того чтобы лучше и оригинальнее выполнить работу такого типа учащиеся должны обратиться к различным носителям информации: словари, справочники, статистические данные, художественные произведения и т.д. Проверка таких заданий позволяет учителю составить представление о сформированности тех или иных знаний данных учащихся, об их уровне владения информацией, умениях и навыках работы с различными источниками и понятийными аппаратом. А на основе этого анализа скорректировать, направить учебную деятельность учащихся.
Очень важным является создание условий, позволяющих научить школьников работать с разными носителями информации, сопоставлять и сравнивать аналогичные статьи в различных нормативно-правовых актах. Одним из наиболее интересных заданий является составление памяток, касающихся разных жизненных ситуаций, в которых могут оказаться подростки. Так, в 9-м классе на уроке «Права ребенка» предлагаю учащимся ознакомиться с выдержками из документов (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Трудовой кодекс РФ) и ответить на вопросы, касающиеся защиты трудовых прав несовершеннолетних.
В связи с появлением такой формы итоговой аттестации как ЕГЭ все больше возрастает роль тестовых заданий. Формирование компетенции, направленной на освоение новых условий сдачи экзамена по истории, обществознанию и праву, я осуществляю через тестирование учащихся, составление тестов школьниками самостоятельно. Задания, связанные с выбором, вовсе не призваны формировать стремление к заучиванию или надежду угадать правильный ответ, но и размышлять, используя логическое рассуждение, методы исключения и другие приемы. Например, у меня есть такое задание для работы с картой. На карточке даны несколько вариантов ответов на вопрос: «Показать «путь из варяг в греки» только один из них верный. Но есть такие, которые можно просто «вычислить», зная места расселения варягов (Скандинавский полуостров, Балтийское море) и греков (Балканский полуостров, Средиземное море). Значит ответ: «Путь из варяг в греки пролегал из Архангельска в Волгу и далее в Каспийское море» уже не может быть правильным. В данном случае включаются межпредметные связи.
VI ТЕХНОЛОГИЯ:
Применение интегрированного подхода в обучении направлено на углубление идеи многообразных взаимодействий истории с жизнью, а также с другими предметами. Широко использую интеграцию на уроках для развития у учащихся интегративного мышления.
Учащийся, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных процессов. Использование интеграции на уроках истории вносит в обучение новизну и оригинальность. Это имеет определенные преимущества для учащихся:
·формирует познавательный интерес;
·способствует формированию целостной картины мира;
·позволяет систематизировать знания, способствует развитию умений и навыков.
VII ТЕХНОЛОГИЯ:
Все популярнее на сегодняшний день становится проектная технология. Она, на мой взгляд, наиболее полно отвечает всем вышеперечисленным целям и задачам личностно-ориентированного обучения, задачам, которые я поставила перед собой для решения противоречий, для создания условий формирования информационно-коммуникативной компетентности. Перспективной представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Проект побуждает учащихся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способностью к самообразованию и самореализации.
Главные условия для работы над проектом: - способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников; - стремление учащихся участвовать в работе над проектом; - начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту, следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем; - доступность информации о ходе проекта.
Проекты бывают краткосрочными от одного урока до одной недели, среднесрочными от двух недель до одного месяца, долгосрочными от двух до трех месяцев. Выполняются группами, но возможно и индивидуальное выполнение. Необходимо соблюдение основных этапов от выбора цели, выработки гипотезы и способов, путей реализации до общей презентации продукта (результата) проекта. Например, 9-тиклассники после изучения темы «Личность и мораль» по обществознанию составляют групповой проект «Молодёжь и реклама». На организационно-подготовительном этапе важно ознакомить учащихся с основными задачами проектной работы, школьник распределяют между собой роли и обязанности, определяют задания для каждого: одна группа работает с печатной рекламой, другая с наружной, третья радио и телевидением. На поисковом этапе ребята собирают, анализируют и систематизируют полученную информацию с точки зрения содержания, нравственности, частоты встречаемости, оформляют модель проекта по социально рекламе. Презентация и защита своих проектов может осуществляться на общешкольных собраниях, конференциях и т.п. Для школьников, любящих проводить время за компьютерами и имеющих интерес к истории, обществознанию и праву, предпочитающих индивидуальный стиль изучения материала, можно давать задания на дом на основе дополнительных мультимедиа-материалов.
Заключение:
Сочетание разнообразных приемов современных технологий личностно- ориентированного обучения их систематическое применение на уроках проявляется учащихся в виде сформированных навыков публичных выступлений, умений формировать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, подбирать и обрабатывал информацию.
Ученикам старших классов не составляет труда написать реферат, участвовать работе над проектом, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. И как следствие формирования информационно-коммуникативной компетентности у учащихся повышается интерес к процессу обучения, а значит и качество знаний, что видно из получаемых результатов.
Критерием результативности опыта является повышение качества образования, степени обученности, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.


























Курский институт непрерывного профессионального образования
(повышения квалификации и профессиональной подготовки)
специалистов отросли образования.

Кафедра истории.








Тема: Опыт личностно-ориентированного
обучения на уроках истории.










Руководитель курсов:
Зубков Юрий Иванович



Выполнил:
Ковалева Наталья Николаевна
учитель истории
«МОУ Нижнесмородинская
средняя общеобразовательная школа»
Поныровского района Курской области





2009 год
Вводная часть. Почему я выбрала эту тему? Выбор темы «Опыт личностно-ориентированного обучения на уроках истории» для меня, учителя истории и обществознания неслучаен и актуален. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Обществу (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования. Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно-насыщенного пространства. За последнее десятилетие в мировоззрении школьников произошли серьезные изменения. Связано это, прежде всего с изменениями в социокультурной среде. Ребенку, оканчивающему школу, для полноценной жизни в новых условиях недостаточно одних лишь предметных знаний. Сами школьники понимают важность самоопределения в жизни и ждут от учителя помощи в приобретении умений и навыков по адаптации к стремительно меняющемуся окружающему миру. Обновленная система общественных ценностей, направленная на создание условий для формирования свободной, духовной, гуманной, творческой, адаптивной личности, требует применения новых подходов к построению учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому современная образовательная ситуация характеризуется гуманистической, демократической, культурологической и личностно-ориентированной направленностью. Я считаю, что перед современной школой стоит задача подготовить учащихся будущей жизни, развивать качества личности, необходимые новому российскому обществу. Одним из условий возникновения опыта является запрос общества, направленный на становление общественно-активной личности, унаследовавшей национальные традиции усвоившей основы социального опыта своих предков, способной соотносить свой выбор с выбором пути развития государства и общества в целом. Другим условием возникновения стала смена направленности образования от традиционной к личностно-ориентированной. Переход образования на государственные стандарты требуют от школы совершенствования и изменения, а от педагога его становления как профессионала, который глубоко знает свой предмет и легко ориентируется в инновациях, психологических процессах и владеющего разными технологиями преподавания своего предмета. Условием возникновения опыта стал анализ как внешних, так и внутренних факторов.
Среди которых немаловажными являются: - снижение познавательной и творческой активности учащихся; - сохранение формальной, «зуновской» ориентации образования, отсутствие выраженной направленности на ребенка; - нивелирование его индивидуальности; - слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса; - неиспользование возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков; - педагогический консерватизм.
I. Опыт личностно-ориентированного обучения на уроках истории. Суть опыта состоит в творческом применении технологий личностно-ориентированного обучения как средства формирования информационно-коммуникативной компетентности, в создании условий для творческой самореализации учащихся на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, в оказании помощи учащим сформировать в себе способности, которые позволят им в дальнейшем овладеть набором способов деятельности. Данный опыт помогает сформировать у учащихся информационно-коммуникативную компетентность, повысить уровень знаний, умений и навыков посредством использования технологий личностно-ориентированного обучения. Цель достигается решением ведущих взаимосвязанных задач: 2. Организация учебно-воспитательного процесса. Учитывая количественное и качественное разнообразие теоретических разработок в области образования, считаю необходимым определиться в методологических основах компетентностноориентированного подхода, четко определить содержание основных терминов и понятий. В качестве базовых понятий выступают такие понятия как компетентность (обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности) и компетенция (готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач). Я разделяю точку зрения, что для создания условий формирования той или иной компетентности необходим переход к тем педагогическим технологиям, которые понимают деятельность учителя как последовательную систему действий, связанную с решением педагогических задач или как планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Под технологией понимается совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой либо деятельности. Под методикой следует понимать использование комплекса методов и приемов обучения и воспитания для достижения определенных целей обучения. Определение основных противоречий в обучении истории, обществознания и права позволили мне сформулировать задачи, которые необходимо решить:

Противоречия
Задачи

1. Несоответствие увеличения количества информации, ее объема физическим возможностям учащихся ее перерабатывать и усваивать.
- создать условия для формирования умений структурировать, систематизировать информацию - сочетать различные методы, приемы современных технологий, обеспечивающих оптимальное усвоение информации.

2. Разногласие между общечеловеческими ценностями, определяющими человека- гражданина, и информацией СМИ, негативно влияющей на мировоззрение детей.
- создать условия для формирования у учащихся умения осуществлять осознанный выбор действия в пользу нравственных установок.

3. Разные уровни способностей учащихся.
- обеспечить индивидуальный подход, дифференцированное обучение детей - создать условия для освоения всеми учащимися базового уровня стандарта.

4. Ограниченность стандарта общеобразовательной подготовки учащихся по отношению к их задаткам, склонностям, интересам.
- интенсивно включать в образовательный процесс возможности дополнительного образования


На современных школьников буквально обрушиваются потоки информации:
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
НАГЛЯДНЫЕ - карты - макеты - схемы (исторические документы) -
ПИСЬМЕННЫЕ - учебники - печатные тексты (исторические документы)
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ НОСИТЕЛИ - СD-диски - Интернет
УСТНЫЕ - речь учителя - речь одноклассников - информационные: сообщения (ТV, радио) Из схемы видно, что все большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют: - расширить информационное пространство; - увеличить скорость поиска информации; - интенсивность обработки полученных знаний. Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей. Поэтому задача учителя не столько дать знания, сколько помочь учащимся сформировать в себе способности, которые позволят им в дальнейшем овладеть набором способов деятельности; создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие; создать условия для развития умения структурировать информацию, содействовать развитию умения конструктивно общаться. Любая педагогическая задача может быть эффективно решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой педагогом. Исходя из главных целей и задач, поставленных временем, условиями современного образования и школы, в которой работаю, я стала искать свои пути формирования информационно-коммуникативной компетентности при изучении истории и обществознания, указанной в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ. Наиболее точно решению этой задачи могут помочь технологии личностно-ориентированного обучения, т.к. именно они ориентированы на человека, формирование его активной позиции. В нашей стране эта концепция разработана Якиманской И.С.; Сериковым В.В., Алексеевым Н.И. и другими. Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока (по Якиманской И.С.) являются: - использование субъектного опыта ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов обработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм; - накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества; - обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения. Содержание обществоведческих дисциплин даёт широкий спектр возможностей для реализации данных принципов. Так, например, при изучении обществознания в 11-м классе предлагаю учащимся вспомнить и привести примеры реальных жизненных ситуаций, свидетелями которых были сами школьники, или факты, почерпнутые из СМИ, иллюстрирующие межнациональные отношения и связанные с ними проблемы, существующие в современном мире. После анализа этих ситуаций предлагаю на выбор выполнить два задания: либо сформулировать причины возникновения данных проблем, либо спрогнозировать возможные последствия их существования. Но наиболее интересными, с моей точки зрения, являются задания, связанные с разработкой предложений или программы по предотвращению межнациональных проблем. Таким образом, я использую субъектный опыт детей и предоставляю им свободу выбора при выполнении заданий. Применение проблемного обучения позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. Так, например, в 11-м классе на уроке истории по теме «Новый этап развития колониальных и зависимых стран» перед изучением новой темы ставится проблема: «Общество, где господствует традиционное сознание, является средой, где рождаются авторитарные режимы. Согласны ли вы с этим?» Вместе с учащимися объясняю, как понят смысл этого выражения и определяю для себя задачу в конце урока подтвердить или опровергнуть данное положение. На доске записываются вопросы, по которым учащиеся выберут пути для решения проблемы:
·1. Подумать какие причины лежали в основе освободительных войн в первой половине ХIХ века в Азии, Африке, Латинской Америке.
·2. Подумать какие причины лежали в основе освободительных войн во второй половине ХIX века в Азии, Африке, Латинской Америке.
·3. Выделите те критические точки, в которых можно было остановить нарастание национально-освободительного движения.
·4 Какое влияние национально-освободительное движение оказало на внутреннюю жизнь стран-метрополий. В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия. Учащиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют исторические сведения для ее аргументации. Еще одна технология, приемы которой я с удовольствием использую на своих уроках технология критического мышления. С помощью этой технологии школьник учится вырабатывать свой взгляд на вещи, видеть чужое мнение, отличное от его, вырабатывать коммуникативные навыки общения, уважать различные точки зрения. Использование этой технологии особенно эффективно при проведении рефлексии учебного занятия. Использование приемов этой технологии способствует развитию способности учащихся исследовать и осмысливать факты, события, овладеть навыками поиска, обработки и систематизации информации, перевода материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта). Так, в 6-м классе на уроке истории «Создание единого русского государства», рассматривая вопрос, касающийся подготовки русских войск к Куликовской битве, предлагаю проанализировать схему расположения армий и ответить на вопрос: в чем выгодность позиций войск Дмитрия Донского, почему он сжег переправу (предполагается, что учащиеся должны дополнительно вспомнить материал текста учебника, где говорится о том, что монголо-татары заключили союз с литовским князем Ягайло, который должен был явиться к месту сражения). Умение критически осмысливать информацию, анализировать её, находить ответы на вопросы, опираясь на различные источники, позволяет учащимся успешно выступать на предметных олимпиадах, задания которых предполагают владение данными навыками. Учебная игра, как еще одна технология личностно-ориентированного обучения, полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему: - в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности; - учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем; - игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную; - учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования. Большинство нынешних старшеклассников не интересуется политической жизнью страны, за международными отношениями следят от случая к случаю. Школьники не осознают практической значимости материала, изучаемого на уроке. Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной социальной ролью, создать условия для формирования активной гражданской позиции. Технология учебной деловой игры педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений. Несмотря на то, что это сложная форма проведения урока, любую задачу по любой теме можно развернуть в деловую игру. Например, в виде судебного процесса, на котором рассматривается тот или иной спор (задача). Но в этом случае надо знать правила проведения судебного заседания, а они изучаются в конце учебного курса по праву. Вот почему деловая игра это своего рода кульминация изучения учебного курса. После изучения в 10-м классе блока «Российская империя во второй половине ХIХ века» для осмысления и закрепления программного материала провожу урок-суд «Надо ли было отменять крепостное право». Из наиболее подготовленных учащихся выбираются главные действующие лица: судья, прокурор, адвокат, секретарь, помещик, офицер, крепостные крестьяне разных губерний. Остальные учащиеся являются представителями различных сословий: интеллигенции, купечества, дворянства Черноземья, Поволжья и Северо-запада страны. В ходе судебного заседания рассматриваются различные точки зрения адвоката и прокурора по поводу отмены крепостного права, заслушиваются сторонники и противники реформы. По окончании слушания, каждый участник судебного процесса может высказать своё мнение. Судья, подводя итог, выносит приговор по рассматриваемому вопросу. Данная форма проведения урока позволяет развивать у учащихся навыки анализировать и делать выводы, обоснованно излагать и отстаивать свою позицию. Ещё одной интересной формой проведения деловой игры является заседание экспертных групп. Так, в 11 классе на уроке «Холодная война» и раскол в Европе» учащиеся разбиваются на 4 подгруппы. Одна из них представители США, другая Западной Европы, остальные защищают позиции СССР (3-я подгруппа) и стран советского блока (4-я подгруппа). Я формулирую проблемную ситуацию: - Кто развязал «холодную войну»? - На ком лежит ответственность за судьбы народов в послевоенный период? Каждая группа представляет экспертную комиссию по международным проблемам из разных стран. В состав её входят руководители государств, послы, эксперты-экономисты. Итогом работы каждой группы становится выявление мотивов представляемых стран, конкретных действий их руководителей. Аргументировано доказывают свои точки зрения в общей дискуссии. В процессе обсуждения каждого вопроса фиксируются позиции «экспертов» и составляется «Нота протеста холодной войне». В этом документе каждая группа выражает не только свою позицию, но и собственные предложения по прекращению холодной войны. В ходе такого занятия школьники учатся соотносить реальные исторические события и имитируемую ситуацию в её игровом воплощении. Проведение деловой игры обеспечивает: - Подробный разбор ситуации; - Развитие умения спорить, отстаивать своё мнение перед оппонентом, который может достойно возразить; - Развитие ораторских способностей; - Формирование потребности у школьников проявлять уважительность, корректность к противоположной стороне (несмотря на конфликтность интересов). Максимально приближенная к реальности ситуация, эмоциональная и действенная вовлечённость в процесс делают усваиваемый материал личностно значимым, получаемый в ходе игры опыт транслируется не только в дальнейшую взрослую жизнь. В формировании коммуникативной компетентности важную роль играют приемы, позволяющие организовывать обмен мнениями: «круглый стол», «судебное заседание», «заседание экспертной группы», «дискуссия». Для меня особенно интересна дискуссия, так как она является своеобразным интеллектуальным тренингом, поскольку её суть и состоит в том, чтобы заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для доказательства необходимого. Тем не менее, школьников надо учить ведению полемических дебатов, дабы избежать хаотичного, эмоционального окрашенного и малополезного спора. Так, за основу я беру ПОПС-формулу, созданную профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсонон из ЮАР. По-английски она звучит так: РRЕS-формула. Аркадий Гутников перевёл её на русский язык, и получилась ПОПС-формула: П позиция (в чём заключается ваша точка зрения) я считаю, что... О обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) .потому, что... П пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) . . . например... С следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) поэтому... Данная формула развивает у учащихся умение анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения. В моей практике я довольно часто использую элементы технологии проведения учебных дискуссий. Например, урок истории в 11 классе по теме “Итоги и уроки Великой Отечественной войны” провожу в форме дискуссии. Класс разбивается на две дискуссионные группы, которые работают с учебным пособием и анализируют документы, отстаивают свои точки зрения, критически подходят к своим и чужим суждениям, заполняют сравнительную таблицу. Например, урок истории в 11 классе по теме «Советский Союз в первые послевоенные годы» провожу в форме проблемно-проектной дискуссии. Класс разбивается на несколько дискуссионных групп. Каждая группа получает задание по исследованию трёх проблем послевоенного развития: 1) промышленности и города; 2) сельского хозяйства и деревни; 3) политической обстановки в целом. Каждая группа чётко распределяет роли участников обсуждения: нарком, директор промышленного предприятия, рабочий, председатель колхоза, колхозник, коммунисты (довоенного времени, получившие партийный билет на фронте, вступившие в ряды партии после войны), репрессированные и эмигранты. Каждый участник высказывается по вопросу: почему послевоенный период называется «временем несбывшихся надежд», в соответствии с принятой ролью. Для доказательства своей точки зрения по вопросу ограбления послевоенной деревни, учащиеся работают в группах с документами, содержащими оценки состояния послевоенной деревни простыми гражданами и творческой интеллигенцией. В последующем обсуждении школьники аргументируют выбор своей позиции па данной теме. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создаёт наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонни анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Учащиеся овладевают ораторским умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие. Таким образом, происходит решение еще одной очень важной задачи, создаются условия дл успешной социализации обучающихся. Социализация процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности (Психология. Словарь. М., 1990. С.373.). Иными словами это «процесс усвоения личностью определенной системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, той или иной общности людей, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного члена общества» Цит. по: Боголюбов Л.Н.. Проблемы обществоведческой подготовки в профильных классах.Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №6.С.3 1). Активно участвуя в общественной жизни, ребята не только усваивают знания, применяют их, но и у них формируется чувство сопричастности к происходящему в обществе, а, следовательно, и ответственности за свои поступки, действия или бездействие. Приходит осознание того, что и твой голос может быть услышан, но для этого необходимо вступать в диалог. Но как бы ни хороши были групповые формы работы, формирование компетентности у учащихся должно происходить в самостоятельных и индивидуальных заданиях. Я с удовольствием использую прием погружения в историческую эпоху или в отдельную ситуацию, которая хорошо описана у Вяземского Е.Е. и Стреловой О.Ю. Задача учителя выработать критерии анализа, проверки и оценки конкретных познавательных задач. Ученик должен: - наполнить картину прошлого исторически достоверным материалом; - придумать конструкцию, призванную организовать исторический материал; - добиться целостности создаваемой картиной, проработанность исторических деталей, яркости «видения». В каждом конкретном случае эти общие требования дополняются более четкими и определенными, вытекающими из своеобразия темы и формы творческого задания образного характера. Например, сочиняя письмо из петровских времен, в которых происходят преобразования во всех сферах, в том числе и в культурной жизни России начала 18 века, учащиеся должны:
·отразить особенности изменений в социальной и культурной жизни России; включить в текст письма, предлагающиеся в задании слова: «Ведомости», «Морская академия», показав понимание их исторического смысла;
·использовать прием стилизации, чтобы сделать свою работу похожей на документ ХVIII века;
·выразить отношение к петровским преобразованиям от имени своего героя, адекватное его социальному статусу. Для того чтобы лучше и оригинальнее выполнить работу такого типа учащиеся должны обратиться к различным носителям информации: словари, справочники, статистические данные, художественные произведения и т.д. Проверка таких заданий позволяет учителю составить представление о сформированности тех или иных знаний данных учащихся, об их уровне владения информацией, умениях и навыках работы с различными источниками и понятийными аппаратом. А на основе этого анализа скорректировать, направить учебную деятельность учащихся. Очень важным является создание условий, позволяющих научить школьников работать с разными носителями информации, сопоставлять и сравнивать аналогичные статьи в различных нормативно-правовых актах. Одним из наиболее интересных заданий является составление памяток, касающихся разных жизненных ситуаций, в которых могут оказаться подростки. Так, в 9-м классе на уроке «Права ребенка» предлагаю учащимся ознакомиться с выдержками из документов (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Трудовой кодекс РФ) и ответить на вопросы, касающиеся защиты трудовых прав несовершеннолетних. В связи с появлением такой формы итоговой аттестации как ЕГЭ все больше возрастает роль тестовых заданий. Формирование компетенции, направленной на освоение новых условий сдачи экзамена по истории, обществознанию и праву, я осуществляю через тестирование учащихся, составление тестов школьниками самостоятельно. Задания, связанные с выбором, вовсе не призваны формировать стремление к заучиванию или надежду угадать правильный ответ, но и размышлять, используя логическое рассуждение, методы исключения и другие приемы. Например, у меня есть такое задание для работы с картой. На карточке даны несколько вариантов ответов на вопрос: «Показать «путь из варяг в греки» только один из них верный. Но есть такие, которые можно просто «вычислить», зная места расселения варягов (Скандинавский полуостров, Балтийское море) и греков (Балканский полуостров, Средиземное море). Значит ответ: «Путь из варяг в греки пролегал из Архангельска в Волгу и далее в Каспийское море» уже не может быть правильным. В данном случае включаются межпредметные связи. Ведь главная задача для будущего выпускника не только научиться обрабатывать информацию, но и вырабатывать такие качества, которые в дальнейшем будут способствовать успешной социализации, которая рассматривается как процесс адаптации и интеграции человека в обществе, а также как процесс саморазвития и самореализации личности. Умения сводить необходимые данные, анализировать, принимать решение - все это должно в дальнейшем сделать выпускника нужным в современном обществе, востребованным, помочь ему найти свое место, стать хозяином, как было сказано в начале, а не стать «лишним» человеком. Применение интегрированного подхода в обучении направлено на углубление идеи многообразных взаимодействий истории с жизнью, а также с другими предметами. Широко использую интеграцию на уроках для развития у учащихся интегративного мышления. Учащийся, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных процессов. Использование интеграции на уроках истории вносит в обучение новизну и оригинальность. Это имеет определенные преимущества для учащихся:
·формирует познавательный интерес;
·способствует формированию целостной картины мира;
·позволяет систематизировать знания, способствует развитию умений и навыков. Все популярнее на сегодняшний день становится проектная технология. Она, на мой взгляд, наиболее полно отвечает всем вышеперечисленным целям и задачам личностно-ориентированного обучения, задачам, которые я поставила перед собой для решения противоречий, для создания условий формирования информационно-коммуникативной компетентности. Перспективной представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Проект побуждает учащихся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способностью к самообразованию и самореализации. Главные условия для работы над проектом: - способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников; - стремление учащихся участвовать в работе над проектом; - начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту, следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем; - доступность информации о ходе проекта. Проекты бывают краткосрочными от одного урока до одной недели, среднесрочными от двух недель до одного месяца, долгосрочными от двух до трех месяцев. Выполняются группами, но возможно и индивидуальное выполнение. Необходимо соблюдение основных этапов от выбора цели, выработки гипотезы и способов, путей реализации до общей презентации продукта (результата) проекта. Например, 9-тиклассники после изучения темы «Личность и мораль» по обществознанию составляют групповой проект «Молодёжь и реклама». На организационно-подготовительном этапе важно ознакомить учащихся с основными задачами проектной работы, школьник распределяют между собой роли и обязанности, определяют задания для каждого: одна группа работает с печатной рекламой, другая с наружной, третья радио и телевидением. На поисковом этапе ребята собирают, анализируют и систематизируют полученную информацию с точки зрения содержания, нравственности, частоты встречаемости, оформляют модель проекта по социально рекламе. Презентация и защита своих проектов может осуществляться на общешкольных собраниях, конференциях и т.п. Для школьников, любящих проводить время за компьютерами и имеющих интерес к истории, обществознанию и праву, предпочитающих индивидуальный стиль изучения материала, можно давать задания на дом на основе дополнительных мультимедиа-материалов. Сочетание разнообразных приемов современных технологий личностно- ориентированного обучения их систематическое применение на уроках проявляется учащихся в виде сформированных навыков публичных выступлений, умений формировать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, подбирать и обрабатывал информацию. Ученикам старших классов не составляет труда написать реферат, участвовать работе над проектом, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. И как следствие формирования информационно-коммуникативной компетентности у учащихся повышается интерес к процессу обучения, а значит и качество знаний, что видно и: получаемых результатов. Критерием результативности опыта является повышение качества образования, степени обученности, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Литература: 1. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?. Народное образование №4, 2004г. с.136-137. 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г. с.256. 3. Шапалов В.Н. Формирование социально-личностной компетенции учащихся старших классов. Тюмень: ТОГИРРО, 2003г. с.44 4. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования. Народное образование №2, 2003г. с.58-65 5. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Просвещение, 1996. с.8).










13PAGE 15


13PAGE 14115


13PAGE 15


13PAGE 14215




15