ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ














ТЕМА

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ



































Актуальность и проблема:
Сущность и миссия социально-психологической службы нормативно не прописаны, поэтому возникают различные точки зрения па проблему затруднения в определении места и роли социального педагога, неопределенность механизмов оценки эффективности социально-психологической службы.
Вся работа в школе сводится на психологическое обеспечение качества образования, подразумевая работу с неуспевающими, недисциплинированными или одаренными учащимися. В рамках такого подхода специальная компетентность и профессиональное качество уходят на второй план.
В работе социально-психологической службе доминирует диагностическое направление, результаты диагностики используются в целях социально- психологичес-
кого информирования объектов, работа по адаптации и социализации проводится не на должном уровне.
4 Наблюдается большое количество вариантов диагностики. Социальный педагог и психолог «тонет» в массиве собранного диагностического материала и лишается возможности доказать достигается ли цель школы.
Социально-психологическое видение человеческой реальности, понимание условий развития и становления субъективности должны стать основополагающими для практики образования и его социально-психологической службы.

Цель:
Способствовать социально-психологическому здоровью и образовательным интересам детей, адаптации и социализации личности. Выбор социально-психологических критериев и концепции развития, содействия поддержки и сопровождения детей и подростков по этапам их развития.

Задачи:
1 Ознакомление с литературой, раскрывающей работу социально-психологической службы.
2 Изучение разновидностей и стилей социально-психологической службы, роли социального педагога и психолога.
3 Анализ разновидностей и стилей работы социально-психологической службы, ее компонентов и особенностей.
4 Синтез моделей социально-психологической службы.
5 Оформление проекта деятельности.

Предмет: социальные взаимоотношения в деятельности социально-психологической службы.
Объект: учащиеся, родители, опекуны, педагоги, социальный работник, администрация, сотрудник органов внутренних дел, работник учреждения здравоохранения.

Гипотеза: если использовать модели системы взаимодействия социально-психологической службы с различными структурами, структурную модель социально-психологической службы, ступени социально-психологического сопровождения детей, то возможно прогнозировать упорядочение работы СПС в школе и способствовать социально-психологическому здоровью и образовательным интересам детей, адаптации и социализации личности.
Модель: прогностическая.

Форма: пространственно-средовая.
МОДЕЛЬ 1: ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ






































МОДЕЛЬ 2 СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ С РАЗЛИЧНЫМИ СТРУКТУРАМИ
























МОДЕЛЬ 3 СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

КЛАССИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
13 SH
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
МОДЕЛЬ 4 СТУПЕНИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ

Социально-психологическая служба – один из важнейших компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
Деятельность службы направлена на сохранение социально-психологического и обеспечения полноценного психического и социального развития учащихся, ориентировано как на учащихся. Так и на административных и педагогических работников, их социально-педагогическую поддержку и обеспечение социально-психологического здоровья.
По согласованию с администрацией СПС может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием.
Предлагаемые модели отражают организацию деятельности СПС, систему в\действия с различными структурами, а направления деятельности СПС напрямую связаны с возрастными ступенями социально-психологического сопровождения.
Организация деятельности СПС включает в себя сотрудничество психолога и социального педагога, специалистов для решения социальных задач, и всё это направлено на социально-психологическую поддержку учащихся школы. Данное сотрудничество не может существовать само по себе, поэтому необходима система в\действия с различными структурами.
Директор школы утверждает и контролирует деятельность СПС . По некоторым направлениям контроль ведёт завуч по воспитательной работе. СПС в\действует с учителями (МО кл. руководителей , учителя-предметники), родителями (родительс
кий комитет, родительская общественность). Всё в\действие направлено на изучение ученика, которое происходит непосредственно в ходе групповых и индивидуальных занятий и опосредовано в\действием учителей и родителей.
Сотрудники СПС осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и учителей, администрации и педагогов.
Сущность деятельности СПС – посредническая деятельность. Она локализируется в системах отношений учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель. Работа СПС включает в себя классические виды деятельности: социально-психологическая, профилактическая, консультативная, коррекционно-развивающая, социально-диспетчерская.
На основе этого разрабатываются комплексные программы: адаптивно-развивающие, коррекционно-развивающие, и социальная ситуация развития .
Перспективы и ожидаемые результаты показаны в модели №4 «Ступени социально-психологического сопровождения детей». Каждая ступень развития ребёнка ставит перед СПС конкретные задачи: 1-я ступень (1-4 класс)- социально-психологическая поддержка самоопределения в учении (развитие познавательной активности, способности к в\действию и сотрудничеству); 2-я ступень (5-6 класс)- социально-психологическая поддержка самореализации в учении (преемственность обучения, адаптация к новым требованиям, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива); 3-я ступень (7-8 класс)- соц.-психологическая поддержка индивидуального стиля учения (формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения) ; 4-я ступень (9-11 класс)- социально-психологическая поддержка самокоррекция индивидуального стиля учения, формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания. Помощь в выборе жизненных целей и профессиональном самоопределении.





Как показывает практика, что с введением в школы должности социального педагога, назрела проблема организации СПС, которая создаёт социально-психологические условия, способствующие успешной адаптации, обучению и развитию каждого ребёнка в конкретной школьной среде.
Определена совместная работа социального педагога и педагога-психолога: диагностическая работа, профилактическая, коррекционная, консультативная. Разграничены функциональные обязанности соц.педагога, который проводит индивидуальную работу с отдельными школьниками, осуществляет социальную защиту, организует воспитывающую среду и повседневный школьный быт, координирует воспитательное воздействие.
Педагог-психолог занимается психологическим просвещением, диагностикой, консультированием, коррекцией, научно-методической работой. Вся эта деятельность взаимно дополняет и помогает решать поставленные задачи.
Так как СПС тесно в\действует с учителями и родителями, наметилась тенденция повышения социально-психологической культуры педагогов и родителей.
В настоящее время появилось много методической литературы по соц. педагогике и психологии. СПС не только информирует педагогов и родителей, но и, используя различный инструментарий, старается воздействовать на объекты деятельности. Особенно эффективными являются тренинговые занятия, разборы различных ситуаций, дискуссионные формы работы.
Школа начала вплотную работать с различными структурными подразделениями. Это и акимат , и медицинские учреждения, отделы внутренних дел, администрация и т.д., что позволяет организовать высокую правовую защиту учащихся и организовывать профилактическую работу.
Создается методическая и информационная база данных, осуществляется мониторинг развития детей и их положение в социуме, что помогает проанализировать работу СПС, продиагностировать и прогнозировать результаты.
С организации СПС началось более углубленное социально-психологическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в целях обеспечения индивидуального подхода. Создана возможность полноценного личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе.
Используется необходимая ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.
Усиление деятельности СПС способствует обеспечению комфортной здоровье сберегающей среды школы, что помогает педагогам организовать эффективный педагогический процесс.









Глоссарий

Адаптация - (лат.- приспосабливать)- приспосабливание к изменяющимся условиям окружающей среды.

Воспитание- процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его физического и духовного развития.

Деятельность- способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей среды.

Диагностика психического развития- исследование человека в целях определения индивидуальной специфики эволюции его психики, способностей и индивидуальных черт.

Исследование- целенаправленное и систематическое научное изучение какой-либо проблемы.

Коррекция- (лат.-исправление, поправка)- воздействие с целью исправления недостатков.

Метод- способ действия или способ достижения какой-либо цели.


Профилактика- (греч.-предохранительный)- совокупность мероприятий по предупреждению нарушений.


Психология- наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов.


Развитие личности- процесс формирования как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Социальная педагогика- теория и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды, а также образовательный комплекс подготовки к этому взаимодействию.

Тренинг- специальный тренировочный режим; процесс получения умений и навыков в какой-либо области вследствие выполнения в определённом порядке заданий, д
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ
ШКОЛЫ

ПРИГЛАШЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

ПСИХОЛОГ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Родит. общественность

Родит. комитет

Учителя-предметники

МО
кл.рук.

Взаимодействие с
родителями

Взаимодействие с учителями

Социально-психологическая служба

АДМИНИСТРАЦИЯ

Изучение ученика

Непосредственно в ходе групповых, индивидуальных занятий

Опосредованное взаимодействие с учителями и родителями

Мед. работник, логопед

Социально-психолого-педагогическая диагностика

УЧЕНИК

РОДИТЕЛЬ

ПЕДАГОГ

СОЦИУМ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛЬНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПС.
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СПС

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, СПОСОБНОСТЬ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И СОТРУДНИЧЕСТВУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОС-
ТИ ОБУЧЕНИЯ, АДАПТАЦИИ К НОВЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, РАЗВИТИЯ
ТВОРЧ. СПОСОБНОСТЕЙ, ФОРМИРО
ВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА, НАВЫКОВ САМОРЕА
ЛИЗАЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ИНТЕРЕСА К ВНУТРЕННЕМУ МИРУ, УКРЕПЛЕНИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, РАЗВИТИЕ
СПОСОБНОСТИ К РЕФЛЕКСИИ
СВОЕГОПОВЕДЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ, СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕС-
СА САМОПОЗНАНИЯ, ПОМОЩИ В ВЫБОРЕ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ, ПРОФЕС. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

4 СТУПЕНЬ
9-11 КЛ.
СОЦ.-ПСИХ.
ПОДДЕРЖКА
САМОКОРРЕКЦИИ.
ИНДИВИД. СТИЛЯ УЧЕНИЯ

3 СТУПЕНЬ
7-8 КЛ.
СП ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНО-
ГО СТИЛЯ УЧЕНИЯ

2 СТУПЕНЬ
5-6 КЛ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕН-
НОСТИ ОБУЧЕНИЯ, АДАПТА-
ЦИИ К НОВЫМ ТРЕБОВАНИЯМ,
РАЗВИТИЯ ТВОРЧ. СПОСОБН.
НАВЫКОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ,
ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННО-
СТИ КОЛЛЕКТИВА

1 СТУПЕНЬ
1-4 КЛ.
СП ПОДДЕРЖКА, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В УЧЕНИИ