ПРОГРАММА социально – педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста «Ниточный дизайн»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»


УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБУ СОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов
Центрального района
Санкт Петербурга»
_________________Е. Н. Васильева
«____»__________________20___ г.




ПРОГРАММА
социально – педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста
«Ниточный дизайн»

Срок обучения 1 год

Составитель:
Карпенко Жанна Анатольевна,
Педагог дополнительного образования социально-реабилитационного отделения

Контактный телефон: 712-52-09

Одобрена и рекомендована к утверждению
заседание методического
объединения Учреждения
(протокол №____от «___» ________2016г.)






Санкт-Петербург
2016

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




1. Пояснительная записка .. 3

1.1. Концепция программы 3

1.2. Цели и задачи . 4

1.3. Целевая группа . 4

1.4. Механизм реализации . 5

1.5. Ресурсное обеспечение 6

1.6. Критерии результативности 6


2. Приложения

1. Календарно-тематическое планирование 7

2. Инструктажи по технике безопасности . 11

3. Лист диагностики участников программы .. . 13

3. Список использованной литературы 15
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что такое "ИЗОНИТЬ"?
Вы б у нас спросили.
Как нитью по картону шить,
Мы б Вам объяснили.
          Нужно большое желание,
          Бурная фантазия.
          Старание, терпение
          И хорошее настроение!
                    И тогда!..
                    Ромашка расцветёт,
                    И Жар-птица оживёт.
                    Ангел крыльями взмахнёт,
                    И кораблик поплывёт!




КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Декоративно-прикладное искусство удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В научном мире подтверждена эффективность терапевтического воздействия, как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями.
Одна из главных идей этой программы – приобщить к искусству, через ниточный дизайн.
В силу большого количества причин многие обучающиеся вообще не имели возможности заниматься каким-либо творчеством. А моя программа даст возможность попробовать новые для себя материалы и изобразительные средства. Изготовление сувениров, различных панно и вещей для украшения нашего дома, приобщает наших клиентов к миру искусства, дает возможность самовыразиться, пробудить интерес к творчеству и желание творить самостоятельно – одна из основных наших задач. Повышение статуса инвалида, которые занимаются творчеством.
Программа «Ниточный дизайн» направлена на оптимизацию психологических процессов, стабилизацию психологических процессов, стабилизацию эмоциональной сферы, развитие и восстановление тонкой моторики у людей с ограниченными возможностями здоровья, повышение мотивации труда (потребность в труде, стремление принести пользу, желание овладеть приемами и достичь высоких результатов).
Деятельность программы направлена на улучшение разнообразия жизни реабилитируемых, повышение их культурного уровня и самообразования, формирования навыков организации досуга и полноценного общения в коллективе единомышленников и близких людей. На начальных этапах обучения наиболее целесообразна индивидуальная работа или работа небольшими группами по 2 -3 человека. Предполагается, что занятия должны носить максимально возможный систематический и планомерный характер, так как их последовательность выстраивается по принципу «от простого к сложному».
Со временем в процессе занятий возможно объединение в более большие группы до 5 человек.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели: Развитие творческого потенциала человека, его положительного эмоционального отношения к творчеству, его способностей и возможностей, реабилитация получателей услуг и во влечение в активную творческую деятельность посредством освоения искусства изонити.

Задачи:
Совершенствовать координацию движения, гибкость пальцев, развивать мелкую моторику рук.
Способствовать обучению конкретным трудовым навыкам при работе с картоном, нитками, ножницами, в технике изонить.
Способствовать формированию чувства самоконтроля, взаимопомощи, наблюдательности.
Воспитывать трудолюбие, ответственность.
Развивать образное мышление, творческие способности, мотивацию к самостоятельному творчеству.
Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Особенности программы: отличие настоящей программы от существующих в данной области программ заключается в том, что видом деятельности курса является новый вид декоративно-прикладного искусства – «Изонить». Именно этот вид деятельности позволяет обучающемуся, самостоятельно вводить новшества в искусство изонити.
Разработка выполнена для той категории людей, у которых нарушена коррекция рук, с задержкой психического развития, поскольку развивает мелкую моторику рук и т.д., заставляет думать, доступна в выполнении и позволяет в каждом воспитывать уверенность в своих силах.
Занятие техникой вышивания «Изонить» способствует умственному и эстетическому развитию, расширяет кругозор, формирует творческое отношение к окружающей жизни и нравственные представления, воспитывает художественный вкус, учит наблюдать. Техника изонити конечно требует усидчивости, точности, ловкости рук, но все это приобретается в процессе занятий. Клиент сначала рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, выбирает основу, цвет нити.



ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

Участниками программы являются инвалиды трудоспособного возраста, с нарушениями умственного развития и инвалиды трудоспособного возраста с нарушениями физического развития, способные как в физическом, так и в умственном развитии, работать руками и не имеющие серьезных нарушений зрения.







МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Реализация программы осуществляется в процессе проведения практических занятий в соответствии с Тематическим планом (Приложении 1). В тематический план могут вноситься изменения и дополнения в соответствии с категорией участников, их пожеланиями и способностями.
Перед началом занятий предполагается проведение первичной социально-педагогической диагностики способностей клиентов и их возможностей с помощью Листа диагностики (Приложение 2). На первом занятии обязательное проведение первичного инструктажа по технике безопасности при работе (Приложение 3), с последующим напоминанием правил на каждом занятии.


Обучение включает следующие методы и приемы:

Стимулирование и мотивация: наглядность (иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии); рассуждение от частного к общему (проблемные ситуации, ситуация новизны, активизирующая познавательный процесс); витагенное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося); дискуссии (в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности); эмоциональность (яркость, занимательность примеров, опытов, фактов; создание эффекта удивления, переживания; присутствие чувства юмора); рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок); предъявление учебных требований; авансированный успех (индивидуальный)
Занятия практические и теоретические как социально-организованные методы обучения.
Индивидуальная работа
Социализация, как приобретение социального опыта через совместное участие в конкурсах, праздниках.
Проблемно–поисковый метод: создание проблемных ситуаций, требующие новых знаний, поисков, решений (кроссворды, загадки и т.д.); самоконструкция (индивидуальное создание эскиза, проекта, изделия); самостоятельная работа; экспериментальные занятия по созданию новых идей.
Социоконструкция (самостоятельное построение творческого процесса, создание результата)
Диалоги, беседы (на философские темы о смысле жизни, о мире, нахождении своего места макро– и микромире и т.д.)
Программа рассчитана на 48 занятий, срок обучения - 1 год, продолжительность занятий 40-60 минут, в зависимости от РИПСО.

Количество занятий для каждого участника программы определяется индивидуально, исходя из уровня ограничения жизнедеятельности. Занятия проводятся индивидуально или небольшими группами по 2 - 3 человека, со временем возможно объединение в группы до 5 человек, при приобретении клиентами соответствующих навыков. Состав группы для каждого занятия может меняться и определяется режимом индивидуальной реабилитационной программой получателя услуг.
Количество занятий для каждого участника программы определяется при составлении расписания. Время одного занятия варьируется от 40 до 60 минут.
Действует постоянная выставка готовых работ изготовленных клиентами.




РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровые ресурсы: За реализацию программных мероприятий отвечает педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, обладающий умениями и навыками в технике изонить.

Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий требуется:
Помещение, обеспеченное столами, стульями по количеству человек в группе, шкафами и стеллажами для хранения материалов и работ, настольными лампами, а также стендами для выставки готовых работ.
Нитки мулине, декоративные различных цветов и фактуры.
Картон цветной, наждачная бумага в листах (например, А 4) различного цвета и зернистости, бархатная бумага цветная. Фольга на плотной основе.
Наборы игл с большим ушком (для штопки) тонкие и длиной до 4 см.
Ножницы, чикалки, канцелярский нож.
Шило с тонкой иглой.
Карандаши, линейки, резинки и другие канцелярские товары.
Скотч, клей ПВА, «Момент».
Рамки для работ на формат от А 4 и больше.
Наглядные пособия (готовые образцы, схемы).
Литература по технике изонить.
Ноутбук/компьютер для демонстрации схем, образцов, видео-инструкций и приемов работы.



КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Критерии оценки результативности программы определяется в соответствии с показателями, установленными в Листе диагностики (Приложение 2). Анкетирование обучающихся в начале и конце курса, регулярность посещения занятий, результаты деятельности учеников.
Программа считается успешно реализованной, если достигнута положительная динамика изменения показателей. Положительный эффект в целом, достигается при наличии высокой мотивации клиента к реабилитационным мероприятиям. Достаточно высокого реабилитационного потенциала, зависящего и от возраста инвалида, и от степени тяжести имеющихся нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, срока пребывания на инвалидности, частоты и продолжительности проведения реабилитационных мероприятий, комплексности реабилитационных воздействий.
В результате клиент будет:
Знать: историю изонити, математические представления.
Уметь: владеть иголкой, ниткой, шилом, работать с трафаретом, научиться технике работы с изонитью, уметь заполнять техникой изонить окружности, дуги, углы. Выполнять не сложные работы.
Развить: развивать активный и пассивный словарь, объяснительную и доказательную речь, образное мышление, творческие способности, трудолюбие, ответственность.



Приложение 1

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Проведения занятий в рамках реабилитационной программы «Ниточный дизайн»

Занятия для инвалидов трудоспособного возраста с нарушениями умственного развития; с нарушениями физического развития; с множественными нарушениями развития


Календарно-тематический план проведения занятий
в рамках реабилитационной программы «Ниточный дизайн»



п/п


Тема занятия


Содержание
Кол-во занятий

Дата прове-дения





тео-
рия

практика


1
1

Вводное занятие. История возникновения НИТЯНОЙ ГРАФИКИ.

Общие понятия, требования. Краткие сведения из истории возникновения изонити, ниточного дизайна, нитяной графики, вышивания по картону. Рождение. Видоизменение. Знакомство с работами.



1







январь

2
2

Материалы и инструменты. Техника безопасности.



Знакомство с инструментами и материалами для работы. Характеристика материалов. Предназначение инструментов, приемы использования. Правила ТБ при работе с иглами и булавками, с ножницами, с шилом, циркулем, при работе с клеем. Охрана труда. Правильная посадка, расположение рук при работе с инструментами. Советы начинающим.

Практическая работа:
Демонстрация приемов по подбору материалов и инструментов. Ознакомление с правилами безопасной работы во время выполнения работ в технике изонить. Упражнения по работе с инструментами.






1






1






январь

3-4

Последовательность работы.



Последовательность работы в технике изонить. Условные обозначения. ТБ при работе.

Практическая работа:
Определение изделия для изготовления. Упражнения по работе с инструментами.


1


1


февраль

5-6

Подготовка к работе. Составление рисунка.



Последовательность подготовки работы к заполнению в технике изонить. Последовательность составления рисунка. Виды расположения углов относительно друг друга: в одном направлении, в противоположном. Выбор основы. Начало работы. Способы прокалывания картона. Закрепление нити. Различные виды стежков. ТБ при работе.

Практическая работа:
Определение места на изделии расположения углов, деление сторон углов на одинаковое количество частей (для каждого отдельного угла это число может быть разным). Прокалывание картона. Закрепление нити. Упражнения.








1








1








февраль

7-8

Техника заполнения прямого угла.



Виды углов. Заполнение угла. Изображение углов. Последовательность выполнения углов. Общая схема угла. Изнаночная сторона работы. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение угла. Демонстрация клиентам приемов заполнения угла. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


1


1


февраль-
март

9-11

Техника заполнения разных углов (варианты).



Виды углов (тупые, острые, прямые, со сторонами разной длины). Могут зашиваться частично. Техника заполнения. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение разных углов. Демонстрация клиентам приемов заполнения углов. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


1


2


март

12-15

Техника заполнения окружности – углами.



Способы расположения углов для создания окружности. Техника заполнения. Понятие о диаметре, хорде. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение окружностей. Последовательность создания рисунка с использованием угла. Разметка на картоне. Демонстрация клиентам приемов заполнения углами окружности.
Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов разных диаметров.


1


3


март-
апрель

16-19

Техника заполнения окружности, овала, сердечка.



Виды окружностей. Понятие о диаметре окружности, хорде. Техника заполнения окружностей, овалов, сердечка. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение окружностей, овала, сердечка. Демонстрация клиентам приемов заполнения окружности, овала, сердечка. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


1


3


апрель
-
май

20-23

Техника заполнения лепестков и листочков цветка.



Техника заполнения лепестков и листочков цветка. Схема прошивания цветов. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение лепестков и листочков цветка. Демонстрация клиентам приемов заполнения лепестков и листочков цветов. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


1


3


май-
июнь

24-26

Техника заполнения дуги, спирали, капли.



Виды кривых линий: дуга, завиток, волна. Техника заполнения дуги, спирали, волны, капли. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение дуги, спирали, завитка, капли. Разметка на картоне. Демонстрация клиентам приемов заполнения дуги, спирали, капли. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов заполнения различных видов кривых линий.


1


2


июнь
- июль

27-28

Техника заполнения веером.



Техника заполнения листочка веером. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение лепестка. Демонстрация клиентам приемов заполнения веером. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.


1


1


июль
-
август

29

Техника заполнения квадрата и ромба.



Техника заполнения квадрата и ромба. ТБ при работе.

Практическая работа:
Изображение квадрата и ромба. Демонстрация клиентам приемов заполнения квадрата и ромба. Упражнения в освоении техники. Выполнение образцов.



1



1



сентябрь

30-33

Цветоведение. Цветовое сочетание.
(Экскурсии).

Цвет. Цветовые сочетания в работе. Основы цветовой грамоты. Создание тоновой изонити. Знакомство с работами мастеров.
Посещение выставок, фестивалей, музеев и др. Обсуждение. Правила ТБ и дорожного движения.


1


3


сентябрь
-
октябрь

34

Классификация работ.

Классификация работ по технике исполнения: -контурное заполнение рисунка; -заполнение рисунка полностью; -объемная вышивка; -комбинированные работы. Свойства и качества композиции. Средства композиции: пропорция, симметрия, асимметрия, контраст, метрический повтор, ритм, цвет. ТБ при работе.

Практическая работа:
Продолжение работы над образцами и изделиями в технике изонить.



1



1



октябрь

35-44

Приемы работы над изделием «Одуванчики» или на выбор.



Выбор изделия. Технология изготовления работы «Одуванчики». ТБ при работе.

Практическая работа:
Демонстрация клиентам приемов заполнения. Перенос рисунка на картон. Нанесение отверстий.
Выполнение базовых приёмов.
Выполнение базовых приёмов в комплексе. Выполнение изделия в технике изонить. Контроль качества работы, самоконтроль. Окончательное оформление изделия, с учетом эстетических требований. Декорирование готовых изделий.
Правила ТБ.



1



10



октябрь
-
ноябрь
-
декабрь





Всего часов: 48


15

33



Примечание. Теоретическая часть является компонентом занятий, поэтому количество теоретических часов примерное, оно сформировано суммированием всех теоретических частей занятий.









Приложение 2
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С ИГОЛКАМИ И БУЛАВКАМИ.
Храните иголки и булавки в игольнице.
Не берите иголки и булавки в рот.
Не пользуйтесь при работе ржавыми иглами и булавками.
Во время работы не вкалывайте иголки и булавки в одежду.
Не перекусывайте нитку зубами можно испортить эмаль и поранить губы.
До и после работы проверь количество игл.
Игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы её легче было найти, если она потеряется.
Сломанную иглу надо завернуть в плотную бумагу и выбросить.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ.
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Нельзя резать на ходу.
При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ШИЛОМ, ЦИРКУЛЕМ.
Игла -шило должна хорошо держаться в ручке.
Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя.
При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль вверх концами.
При работе шило направлять острием от себя.


ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕМ

Не допускайте попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
Клей храните в плотно закрытой упаковке.
При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.
Излишки клея убирайте мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымойте с мылом.



ОХРАНА ТРУДА. ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
Свет должен падать слева сверху..
Нельзя опираться грудью на стол.
Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30 – 40 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).









Приложение 3

Социально-реабилитационное отделение. Дата проведения « ____ » ___________ 2016г.

ЛИСТ ДИАГНОСТИКИ участника программы «НИТОЧНЫЙ ДИЗАЙН»

Обучаемый:__________________________________________________________
(Фамилия Имя Отчество – полностью)
Сколько полных лет:__________ Дата рождения: « ____ » ____________ 19___г.

№п/п
Перечень показателей
отметка о необходимости формирования
Первичная
диагностика
«___»______20____г.

Итоговая
диагностика
«___»______20____г.

Дина-мика
(вбаллах,(()




0-2бал
низкий уровень
(делает с помощью, не делает совсем)
3-4бал
среднийуровень
(может повторить после демонстрации)
5-6бал
высокийуровень
(делает самостоятельно)
0-2бал
низкий уровень
(делает с помощью, не делает совсем)
3-4бал
среднийуровень
(может повторить после демонстрации)
5-6бал
высокийуровень
(делает самостоятельно)



Наличие интереса к творческой деятельности










Степень развития мелкой моторики, умение пользоваться инструментами (иголками, ножницами, шилом, карандашами)










Навыки ручного труда, вышивки, шитья










Умение работать с наглядными материалами (эскизы, образцы)










Координация движений










Умение самостоятельно подбирать материалы для изделий (цвет, фактура)










Умение концентрировать внимание, планировать свою работу.










Способность к монотонной работе, усидчивость, трудолюбие










Желание заниматься творчеством










Умение замечать ошибки и своевременно их устранять (аккуратность)










Умение создавать изделия по своему замыслу.










Наличие желания изготавливать изделия в технике «ИЗОНИТЬ»










Умение самостоятельно выполнять работу










Наличие ответственности










Овладение несложными техниками «ИЗОНИТЬ»










Специалист: педагог дополнительного образования ________________ /Карпенко Ж.А./
/подпись/




























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Положение о реабилитационной программе С-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Центрального района С-Петербурга».
Моздокова Ю.С. Концепция системы социально-культурной интеграции инвалидов//Вестник МГУКИ.–2006.-№2.
Гусарова Н.Н. Техника изонити. Методическое пособие. – 2-е изд., испр.– СПб. «Детство-пресс», 2007.– 48 с.: ил.
Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
Гусарова Н. Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: , Детство-Пресс, 2007.
Техника рукоделия. Часть 2. Перевод с  немецкого Т. Н. Дорожкиной. – 2-е изд.– Минск, 1994
Наталия Будур. Полная энциклопедия женских рукоделий. Том 1. Москва, «Олма-пресс» – 1999
Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. Москва «Просвещение», 1987
Научно-методический журнал « Школа и производство»: 7/2008, 8/2008, 1/2009
Пучкова Л.С. Кружок художественного вязания. Пособие для руководителей кружков. М. «Просвещение», 1978
Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.- 240 с., ил.
О.В. Леонова. “Рисуем нитью ажурные картинки”, СПб., “Литера”, 2005.
М.И. Нагибина. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, Академия развития, 1997.
Гандертон Л. Энциклопедия рукоделий/Пер. с англ. А. Деркача–М.: АСТ–ПРЕССКНИГА, 2003.–256с.:ил.
Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани. Учебно-методическое пособие для учителя. – Брянск; Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1998.–236с.
Браницкий Г.А. Картины из цветных ниток и гвоздей.–Мн.: Полымя, 1995.–128с.:ил.
Golden Hands. Nore Pictures with pins. Книга по изонити на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Журналы FacilFacil, Super Kit.
СД - диск “Вышивка по картону (Знаки зодиака)”. - @ Alisa Studio, 2002.
Использованы ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http:// www. it – n. ru/
http://handmade. idvz. ru/forum/forum_posts. asp? TID=469&PN=2&TPN=1 http://museum. trecom. tomsk. ru/win/sashko/sashko. htm



























































13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615