МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ВОСПИТАННИЦ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА УСО ПНИ-10 ИМЕНИ В.Г. ГОРДЕНЧУКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ













В реабилитационном центре УСО ПНИ-10 имени В.Г.Горденчука проходят реабилитацию инвалиды с ограниченными интеллектуальными возможностями. Многие из них после обучения в РЦ работают на штатных единицах интерната или в медицинских учреждениях города.
Мониторинг является достаточно эффективным методом диагностики положения реабилитантов, их компетентностей, а также методов, применяемых социальным педагогом в работе с инвалидами.
Разновидности мониторинга, проводимого социально-педагогической службой РЦ

В РЦ социальный педагог проводит мониторинги:
Мониторинг социально-экономического положения работающих реабилитантов;
Мониторинг социально-педагогической деятельности;
Мониторинг социальных компетентностей реабилитантов;

Мониторинг социально-экономического положения реабилитантов, работающих в открытом рынке труда проводится социальным педагогом ежегодно. Мониторинг социально-педагогической деятельности проводится, как правило, перед аттестацией. Мониторинг некоторых социальных компетентностей воспитанниц проводится при необходимости (нужна характеристика).


Мониторинг социально-экономического положения реабилитантов РЦ

Основные цели мониторинга:

Оценка действующей системы социально-педагогической помощи инвалидам с ограниченными интеллектуальными возможностями; прошедшими обучение в РЦ и РАБОТАЮЩИМИ В ОТКРЫТОМ РЫНКЕ ТРУДА Санкт-Петербурга, в решении общих и специфических задач социализации воспитанников;
Изучение статистических данных, характеризующих воспитанников РЦ, работающих в открытом рынке труда;
Оценка процесса социализации в условиях действия аномального фактора и уровня социальной интеграции (включения инвалида в социальную практику и обеспечение его максимально интенсивного функционирования во всех сферах социальной жизни;

Объект исследования

Возраст, стаж работы (и другие социально-экономические показатели), заработная плата реабилитантов РЦ, работающих в открытом рынке труда;
Социальные и другие компетентности реабилитантов, проходящих обучение в учебно-трудовых классах, имеющих перспективу учиться или работать в городе;
Компетентности и достижения специалиста социально-педагогической
службы;


Методы,
используемые в процессе мониторинга

Социологический и статистический анализ документации РЦ (в том числе фото- и видеоматериалов, имеющихся у социального педагога и воспитателя);
Выборочный социологический опрос (анкетирование) работающих в открытом рынке труда инвалидов, находящихся на патронаже социального педагога;
Анализ информационных источников по статистическому учету инвалидов СПБ;


Основные направления мониторинга
Доля работающих девушек среди всех проживающих, работающих в открытом рынке труда;
Доля работающих девушек среди всех реабилитантов ; всех проживающих женского отделения;
Распределение по возрасту контитнгента вреабилитантов РЦ, работающих в открытом рынке труда;
Трудовой стаж работающих в открытом рынке труда и штате ПНИ-10 реабилитантов;
Сфера занятости реабилитантов (по принадлежности предприятия: государственные, негосударственные предприятия, религиозные учреждения);
Готовность реабилитантов, работающих в открытом рынке труда, к самостоятельной жизни;
Спектр профессий работающих девушек;
Формы устройства детей реабилитантов и выпускников РЦ;
Досуговая занятость воспитанниц, работающих в открытом рынке труда;
Доля лиц, имеющих девиантное поведение, среди работающих в открытом рынке труда;
Трудовая занятость по специальности, полученной в ПРЛ и ПРЦ.









Мониторинг социально-педагогической деятельности
специалиста РЦ «УСО ПНИ-10 имени В.Г. Горденчука»


Цели мониторинга

Оценка действующей системы социально-педагогической помощи инвалидам с ограниченными интеллектуальными возможностями, прошедшими (проходящими) реабилитацию в РЦ УКСО ПНИ-10 И РАБОТАЮЩИМИ В ОТКРЫТОМ РЫНКЕ ТРУДА;
Самооценка специалиста социально-педагогической службы;
Исследование (описание и ранжирование) видов и методов социально-педагогической деятельности, используемых специалистом РЦ УСКО ПНИ-10, направленных на включение инвалида в социальную практику, когда процесс социализации идет в условиях действия аномального фактора и осуществляется в форме социальной интеграции (включение инвалида в социальную практику и обеспечение его непосредственного максимально интенсивного и творческого функционирования во всех сферах).

Объект мониторинга

Методы и приемы, а также результаты деятельности специалиста социально-педагогической службы РЦ;


Методы, используемые в процессе мониторинга

Социологический и статистический анализ документации социально-педагогической службы;
Социологический опрос;
Наблюдение (в том числе включенное).



Основные направления мониторинга
Исследование и систематизация методов социально-педагогической деятельности специалиста РЦ;
Ранжирование видов социально-педагогического консультирования, используемых социальным педагогом РЦ УКСО ПНИ-10;
Ранжирование видов социально-педагогической поддержки трудоустраиваемых и выпускников РЦ УКСО ПНИ-10;
Оценка эффективности социально-педагогической деятельности;

Мониторинг социальных компетентностей реабилитантов РЦ


Мониторинг социальных компетентностей реабилитантов проводится выборочно. Так в 2008 году проведен мониторинг компетентностей реабилитантки Кати В.; Сбор результатов стал совместным делом Кати, социального педагога, учителей. Презентация папки достижений Кати В. – комплексное занятие для обучающихся учебной и швейной групп.
С 2009 год ведется работа по сбору материалов (документов и фотографий) для папок достижений (реабилитационных портфолио). Каждое портфолио имеет страницу «Социальные статусы и роли».
Мониторинг социального положения реабилитантов и социально-педагогической деятельности специалиста РЦ позволяет выбирать необходимые технологии социально-педагогической работы, адаптировать их для работы в РЦ для инвалидов, совершенствовать методы и приемы работы с лицами, имеющими ограниченные интеллектуальные возможности.
Так, мониторинг социально-экономического положения воспитанниц, работающих (или временно не работающих) в открытом рынке труда, и мониторинг проблем постинтернатного сопровождения выпускников РЦ позволил выявить определенные закономерности в работе социального педагога при решении проблем первичного (а чаще вторичного) трудоустройства, а мониторинг проблем, возникающих у выпускников, позволил обобщить чаще и продуктивнее используемые методы работы специалиста социально-педагогической службы РЦ. Результатом анализа социально-педагогической деятельности стали разработки:
Реабилитационная технология социально-педагогической поддержки лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями при трудоустройстве в открытом рынке труда;
Методические рекомендации по организации социально-педагогической поддержки воспитанников на этапах подготовки к самостоятельной жизни;
Технология реабилитационного портфолио (папки достижений) реабилитанта.












Результаты мониторинга позволяют определить уровень

СТАБИЛЬНОСТИ/НАСТАБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК (КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ) ИЗУЧАЕМОГО КОНТИНГЕНТА;
ПОЛОЖЕНИЯ (СИТУАЦИИ) НА РЫНКЕ ТРУДА (УСЛОВИЯ ДЛЯ ТРУДОРУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ С ИНТИЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТОЧНОСТЬЮ);
АКТИВНОСТИ/ПАССИВНОСТИ РЕАБИЛИТАНТОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ПОИСКЕ РАБОТЫ;
ПОДХОДА К ВЫБОРУ МЕСТА РАБОТЫ;
НЕЖЕЛАНИЯ/НЕЖЕЛАНИЯ, ВОЗМОЖНОСТЬ/НЕВОЗМОЖНОСТЬ РЕАБИЛИТАНТОВ РАБОТАТЬ ПО ПОЛУЧЕННОЙ В ПРЛ ПРОФЕССИИ,
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ; ФОРМИРОВАНИЯ (В % ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА РАБОТАЮЩИХ) АСОЦИАЛЬНЫХ ДИСПОЗИЦИЙ;
ДИНАМИКИ ВКЛЮЧЕННОСТИ РЕАБИЛИТАНТОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ.
























15