Дидактические игры с этнокультурным компонентом на уроках математики в 5-6 классах


ФИО: Сивцева Мария Юрьевна
Место работы: МБОУ «Мындабинская СОШ»
Должность: учитель математики
Тема: «Дидактические игры с этнокультурным компонентом
на уроках математики в 5-6 классах».
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как мотивировать обучающихся к изучаемому предмету и стимулировать их активность на протяжении всего урока. Поэтому одна из важных задач современной педагогики – поиск новых эффективных методов и приемов обучения, активизирующих мысль школьников, стимулирующих их к самостоятельному приобретению знаний.
Одним из средств пробуждения интереса к математике, наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра.
Использование дидактической игры в системе обучения математике в 5-6 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников, осуществления преемственности между начальным и средним образованием.
При изучении математики в 5-6 классах имеются большие возможности включения дидактических игр с этнокультурным содержанием. Это активизирует учащихся и открывает возможность применения математических знаний на повседневной практике и в жизни.
В учебном плане по математике не предусмотрено часов на изучение этнокультурного компонента, но на уроках данный материал частично используется, т.к. этнокультурный компонент способствует формированию положительной мотивации обучения математике.
Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования этнокультурного компонента в обучении математике учащихся и его слабой реализацией в современной национальной школе из-за отсутствия соответствующей базы.
Использование в обучении математике дидактических игр с этнокультурным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса математики, делает занятия интересными, повышает эффективность урока, воспитывает в детях чувства патриотизма и гордости к родному краю.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Игровые формы занятий применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у обучающихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависит от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего, игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если ученики, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем, результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
Приведем фрагменты уроков, на которых применены дидактические игры с этнокультурным компонентом по теме «Умножение и деление десятичных дробей», на изучение темы отводится 26 часов.
Тема урока:  «Умножение десятичных дробей»
Дидактическая игра: «Муммут отонньут»
Класс – 5
Учебник – Виленкин Н.Я. Математика 5 класс.
Цель урока: закрепить умения и навыки умножения десятичных дробей
Задачи:
научить в процессе реальной ситуации использовать правила умножения десятичных дробей;
проверить усвоение теоретического материала;
организовать групповую работу;
формировать навыки оценивания и самооценивания.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
На параграф "Умножение десятичных дробей" выделяется 5 часов.
Данную игру можно применить на уроке обобщения полученных знаний, этапе урока - актуализация опорных знаний.
Цель игры:
Образовательные: отработать умения и навыки умножения десятичных дробей;
Воспитательные: математической речевой культуры, формирование чувства ответственности, воспитание подрастающего поколения на лучших традициях народа, на его нравственно-этических ценностях, формирование духовно богатой, самобытной личности, как залог сохранения и процветания нации.Развивающие: развитие памяти, внимательности, развитие вычислительных навыков.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, доска, мел, карточки.
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время(мин) Результаты обучения
1 2 3 4 5 6
3 Актуализация опорных знаний Организовывает игру «Муммут отонньут» Решают задания и составляют правильный ответ. 10 Умение умножать десятичные дроби, умение работать самостоятельно, знание алгоритма умножения десятичных дробей
Данная игра способствует формированию следующих УУД:
Личностные: Уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Познавательные: Умение анализировать, умение сформировать ход действий.
Регулятивные: умение планировать, умение применять полученные знания.
Коммуникативные: Умение грамотно формировать математическую речь.
Правила игры: Суть игры заключается в том, что «Муммут отонньут» должен выйти из леса, а для этого учащиеся должны решить задания, например:

А по правильным ответам собрать цветок, если цветок собран правильно, то «Муммут отонньут» успешно вышел из леса.
Правильный ответ:

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.
Рассмотрим пример применения контролирующей игры:
Конспект урока
Тема урока:  «Деление десятичных дробей на натуральное число»
Дидактическая игра: Саха лото
Класс – 5
Учебник – Виленкин Н.Я. Математика 5 класс
Цель урока: закрепить умения и навыки деления десятичных дробей на натуральное число
Задачи:
проверить усвоение теоретического материала;
организовать групповую работу;
формировать навыки оценивания и самооценивания.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
На параграф «Деление десятичных дробей на натуральное число» отводится 5 часов.
Данную игру можно применить на уроке закрепления полученных знаний, этапе урока - самостоятельная работа. Цель игры:
Образовательные: проверить понимание пройденного материала;
Воспитательные: формирование чувства ответственности, увеличение степени дисциплинированности, организованности, воспитание подрастающего поколения на лучших традициях народа, на его нравственно-этических ценностях, формирование духовно богатой, самобытной личности, как залог сохранения и процветания нации.
Развивающие: развитие математического мышления, привитие любви к математике.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
№ Этап урока Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время(мин.) Результаты обучения
1 2 3 4 5 6
6 Самостоятельная работа Учитель организовывает игру «Саха лото». Учащиеся решают примеры на карточках и формируют правильный ответ путем составления картинки. 15 Умение делить десятичные дроби на натуральное число, умение организовывать самостоятельную работу, умение контролировать результаты своей работы, знание алгоритма деления десятичных дробей на натуральные числа
Оборудование: учебник, доска, мел, карточки.
Данная игра способствует формированию следующих УУД:
Личностные: Уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Познавательные: Умение анализировать, умение сформировать ход действий.
Регулятивные: умение планировать, умение применять полученные знания.
Коммуникативные: Умение грамотно формировать ответ.
Для каждого ученика подготовлен индивидуальный комплект карточек.
Правила игры: в специальном конверте ученикам предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. На большой карте нарисовано 4 прямоугольника, а у ученика 8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют условный шифр - рисунок. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы. Правильный ответ:

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Рассмотрим пример применения обобщающей игры:
Конспект урока
Тема урока:  «Умножение десятичных дробей на натуральное число»
Дидактическая игра: БайанайКласс – 5
Учебник – Виленкин Н.Я. Математика 5 класс
Цель урока: формировать четкое понятие правильных и неправильных дробей.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
На параграф «Умножение десятичных дробей на натуральное число» отводится 3 часа.
Данную игру можно применить на уроке открытия новых знаний, этапе урока - обобщение полученных знаний.
Цель игры:
Образовательные: обобщить материал по теме «Умножение десятичных дробей на натуральное число».
Воспитательные: воспитание осмысленной учебной деятельности, воспитание подрастающего поколения на лучших традициях народа, на его нравственно-этических ценностях, формирование духовно богатой, самобытной личности, как залог сохранения и процветания нации.Развивающие: развитие умений применять математические знания для решения практических задач, развитие вычислительных навыков, привитие любви к математике.
№ Этап урока Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время(мин.) Результаты обучения
1 2 3 4 5 6
6 Обобщение полученных знаний Учитель организовывает игру «Байанай». Делятся на две команды и решают задания.
10 Умение умножать десятичные дроби на натуральное число.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, доска, мел, проектор, карточки.
Личностные: Умение работать в команде, умение быстро принимать решения.
Познавательные: Умение поставить учебную задачу, умение работать с информацией.
Коммуникативные: Умение грамотно формировать математическую речь.
Регулятивные: умение применять полученные знания.
Правила игры: Класс делится на две команды. Учитель показывает слайды с заданиями, например:

Участник первым давший правильный ответ зарабатывает фишку в виде «Байанайа» для своей команды. По итогам подсчитываются собранные фигурки «Байанай», побеждает та команда, у кого их окажется больше.
Таким образом, дидактические игры с этнокультурным компонентом на уроках математики, считаем современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Применение дидактических игр с этнокультурным компонентом приобщает учащихся к культуре родного народа, что способствует осознанию учеником себя личностью и частицей своего народа, возрождению и дальнейшему развитию культуры нашего народа.