Выступление для студентов педколледжа

Методическая деятельность учителя начальных классов

В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Вводятся новые учебные предметы и модули.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно-ориентированные педагогические технологии. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего дошкольника. Разрабатываются критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.
Роль учителя в современной школе с введением новых образовательных стандартов изменилась, изменились и формы работы с учащимися. Правильнее будет отметить, что приоритет отдается сейчас формам парной и групповой работы. Но методы и приемы обучения остались прежними. Но предпочтение отдается не репродуктивным методам обучения, а проблемно-поисковым, методам самостоятельной работы.
Рассмотреть пример с использованием презентации.

Методическая работа учителя начальных классов включает в себя разнообразную деятельность как внутри школьного коллектива , так и за его пределами.
Помимо того, что каждый учитель занимается самообразованием (расшифровать), он еще активно работает внутри методического объединения учителей начальных классов.
МО определяет цели и задачи работы на учебный год. В соответствии с этими целями и задачами, в соответствии с планом работы Районного МО учителей начальных классов и строит работу каждый учитель нашей школы.
1. Выбор темы по самообразованию.
2. Открытые и показательные уроки коллег.
3. Круглые столы, семинары на базе школы.
4. Участие в работе семинаров на базе других учебных заведений, в проблемных группах, которые создаются в Россошанском районе.
5. Заседания МО учителей начальных классов.
6. Сотрудничество с дошкольными учреждениями.
7. Сотрудничество с педколледжем по различным видам практики:
- пробные уроки (консультации)
- показательные уроки
- психолого- педагогическая практика и др. виды, в которых учитель выступает в роли методиста.
8. Обобщение своего педагогического опыта (мастер – классы, публикации в различных изданиях).
9. Участие в разработке материалов итоговой аттестации для выпускников начальной школы. (Показать сертификаты.)
10. Школа молодого педагога.
11. Изучение новинок методической литературы, анализ программ по учебным предметам.

Работа учителя трудная, но интересная.
15