Инструктивно-методическое письмо 2016 Естествознание


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»Естественнонаучное образование формирует у учащихся понятия о природных явлениях и закономерностях, раскрывает научные методы познания природы, призвано дать возможность учащимся осознать не только мир природы, но и свое место в изменяющемся мире, и направлено наформирование их мировоззренческих, культурологических и практикоориентированных характеристик, интеллектуальных и творческих способностей, критического мышления на основе развития функциональной грамотности, воспитание системы ценностных и личностных качеств.Особенностью обучения предметам образовательной области «Естествознание» является:– формирование понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;– необходимость создания условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;– формирование навыков безопасной работы во время учебной, проектноисследовательской, экспериментальной, внеурочной и внеклассной деятельности.В состав образовательной области входит естественнонаучный цикл предметов: естествознание, география, физика, химия и биология.Выбор структуры и содержания учебных программ предметов осуществлен на основе принципов преемственности в изучении учебного материала:1. Важным компонентом в обучении предметам образовательной области «Естествознание» является ориентация учебной деятельности на формирование функциональной грамотности личности учащегося. Одним из ее важнейших компонентов является естественнонаучная грамотность. Учащимся должны быть созданы условия для развития:– умений описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные процессы и явления;– умений интерпретировать аргументацию и выводы;– понимания методов исследований, выявления вопросов и проблем, которые могут быть решены с помощью научных методов.Особое внимание на уроках географии, физики, химии и биологии уделяется развитию познавательных умений, необходимых для успешного развития естественнонаучной грамотности, то есть: «Понимать проблему» – использовать имеющиеся знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, формулы или таблицы, и извлекать из них необходимую информацию, интегрировать информацию из разных источников; «Характеризовать проблему» – определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними, решать, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней, строить гипотезы, выделять,организовывать и критически оценивать информацию, представленную в условии;«Представлять проблему» – разрабатывать форму представления информации в виде таблицы, графика, с помощью символов или в словесной форме, или применять форму, предложенную в условии, для решения проблемы, переходить от одной формы представления информации к другой;«Решать проблему» – принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ предложенной системы и ее планирование для достижения целей, сформулированных в проблеме, предлагать способ его разрешения; «Размышлять над решением» – исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию для его уточнения, оценивать полученное решение с различных точек зрения для поиска болееприемлемого решения, объяснять его; «Сообщать решение проблемы» – выбирать форму представления полученного результата и ясно излагать его для других учащихся.Для оценки естественнонаучной грамотности учащихся подбираются ситуации, в которых существуют различные проблемы. Они должны быть связаны с повседневной жизнью людей, сохранением здоровья, использованием естественнонаучных знаний для развития техники и технологии, проблемами окружающей среды.Результаты участия учащихся казахстанских школ в международных сравнительных исследованиях свидетельствует о недостаточном уровне сформированности естественнонаучной грамотности. В связи с этим при обучении предметам образовательной области «Естествознание» необходимоусиление работы по формированию данного компонента. Для развития естественнонаучной грамотности учащихся предлагаются методические (www.nao.kz).2. Важной задачей учителей является формирование умений и навыков применения предметных знаний на практике, практико-ориентированное обучение учащихся.Достижению этих целей способствует практическая часть учебных программ предметов образовательной области «Естествознание». Универсальным средством обучения, способствующим формированию естественнонаучных умений, являются задачи, задания, способствующиеобучению учащихся применению своих знаний и умений на практике Выделяют следующие основные условия, способствующие эффективности формирования у учащихся естественнонаучных умений:– организация учебной деятельности учащихся, направленной на формирование у них умения комплексного применения знаний и умений по образовательной области «Естествознание», при обучении (выполнение учениками комплексных практических заданий, комплексных лабораторныхработ, подготовка сообщений на комплексную тему и т.д.);– ориентация деятельности учителя на формирование у учащихся умения применения знаний и умений по образовательной области «Естествознание».Для того, чтобы естественнонаучные умения были успешно сформированы у школьников, учителю рекомендуется учитывать следующие дидактические условия его формирования:– систематическое включение учащихся в самостоятельную деятельность по комплексному применению своих знаний и умений;– формирование с помощью внутрипредметных связей систематизированных знаний как опорных для комплексного применения и переноса знаний;– переход от репродуктивной деятельности к деятельности, основанной на комплексном применении знаний и умений по естественнонаучным дисциплинам;– включение учащихся в более сложные виды деятельности при решении комплексных проблем, обеспечивающих широкий перенос знаний и умений из разных предметных областей и закрепление умения комплексного применения знаний и умений.Необходимо развитие умений правильно пользоваться во время занятий лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты наблюдений и измерений различными способами (рисунки, таблицы, графики, фотографии, киносъёмки и видеозапись).Практические и лабораторные работы, проводимые на уроках по предметам, направлены на формирование навыков анализа, синтеза, оценивания, прогнозирования, расчетов и вычислений, объяснения, определения качественных и количественных характеристик явлений ипроцессов, выполнение проектных заданий, проведения опытов и экспериментов.Развитию практико-ориентированного мышления служат разнообразные виды учебной работы с источниками знаний и информации в обычном и электронном форматах с их измерительными ресурсами, всемерное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Науроках рекомендуется активно использовать современные образовательные технологии. Компьютерные технологии на уроках географии, физики, химии и биологии предполагают:– использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;– интенсивное использование компьютеров как инструмента повседневной учебной работы учащихся и педагогов;– реализацию технологий межпредметных связей;– разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов;– поиск и обработку информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;– использование электронных таблиц для решения задач;– проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ.Цифровые лаборатории являются новым, современным электронным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления. С их помощью можно проводить работы как по темам учебной предметной программы, так и по другим темам. Применение лабораторий значительно повышает наглядность учебной деятельности. Оборудование цифровой лаборатории универсально, оно может быть включено в разнообразные экспериментальные установки, помогает проводить измерения в «полевых условиях», экономит время учеников и учителя. Оно побуждает учеников к творчеству, давая возможность легко менять параметры измерений.Кроме того, программа для видеоанализа позволяет получать данные из видеофрагментов, что дает возможность использовать их в качестве примеров и исследовать реальные жизненные ситуации, отснятые на видео самими учащимися, а также фрагменты учебных и популярных видеофильмов.Рекомендуется активно использовать на занятиях задачи, задания и упражнения, развивающие умения применять знания по географии, физике, химии и биологии в урочное и внеурочное время, в учебно-исследовательских и жизненных ситуациях. При разработке учебных заданий рекомендуетсяориентироваться на систему примерных заданий, используемых при проведении международных сравнительных исследований PISA и TIMSS, предложенных в изданиях Академии.В рамках предметов образовательной области «Естествознание» рекомендуется организация разнообразной внеклассной, экскурсионноэкспедиционной работы. На уроках обязательно должны изучаться краеведческие аспекты. Эффективному практико-ориентированному обучению во время занятий служит создание условий для развития коммуникативных навыков учащихся, навыков и умений работы в коллективе.3. Особое значение имеет развитие исследовательских качеств школьников, внимания и наблюдательности, логического мышления и творческого воображения, памяти, языковых навыков и полиязычия, развитие навыков использования предметной учебной, научной и методическойинформации, изданий периодической печати, интернета, цифровых образовательных ресурсов.На уроках обязательно реализуются цели обучения, направленные на развитие индивидуальных качеств личности при развитии исследовательских навыков, которые достигаются в ходе проведения опытов, экспериментов и исследований.Учитывая специфику обучения предметам образовательной области «Естествознание», важным является выполнение учащимися индивидуальных исследовательских проектов. Работу по развитию исследовательских способностей учащихся целесообразно проводить по трем направлениям:– теоретические исследования (групповые и индивидуальные, связанные с теоретическими методами познания, направленные на работу с информацией и моделями);– эмпирические исследования (практические и лабораторные работы);– индивидуальные исследовательские проекты.При проведении практических и исследовательских работ, лабораторных опытов, экспериментов, решении экспериментальных задач, выполнении проектов и создании моделей углубляется понимание сущности природных и социально-экономических процессов, явлений и законов. Учащиеся должны уметь видеть причинно-следственные связи, выявлять изменения вокружающей среде, предлагать способы предотвращения опасных изменений в конкретных ситуациях.Учителя физики, химии и биологии могут самостоятельно выбирать темы практических и лабораторных работ, практикумов с учетом имеющегося оборудования, оснащенности кабинета и электронных средств обучения. При проведении лабораторных работ и работы практикума (в тетрадях для лабораторных работ) обязательно оценивание всех учащихся класса.Оцениваемые практические работы по географии указаны в учебной программе и имеют номера.Экологическое образование и воспитание школьников в процессе обучения связано, прежде всего, с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающих в ней явлений и их причинной обусловленности. Изучая курс предметов образовательной области, ученики должны получить четкое представление о взаимосвязи общества, экономики и природы, о значении атмосферы и других оболочек нашей планеты для существования жизни на Земле, о главных источниках ее загрязнения, влиянии этих загрязнений на окружающую среду и жизненные процессы, о мерах охраны живой природы от воздействия вредных факторов, о возможных пагубных последствиях преобразования природной среды (в том числе и тех, в которых участвуют сами учащиеся). Школьники должны хорошо понимать взаимосвязи в природном комплексе Земли, материка, страны, своего родного края.Это исключительно важно в воспитательном отношении, ведь «экологизация» учебных предметов предполагает не только ознакомление школьников с вопросами экологии, но и воспитание у них бережного, ответственного отношения к окружающей их природе. Наиболее успешно такоеотношение вырабатывается в процессе практической природоохранительно деятельности.Во внеурочное время рекомендуется проводить следующие экологические исследования:– экология природных комплексов;– измерение освещенности в помещениях школы;– измерение кислотности различных напитков;– измерение физико-химических параметров воздуха в помещениях школы;– влияние проветривания на микроклимат класса;– влияние кислотности почвы на видовой состав растений;– абиотические факторы среды;– экология урбанизированных территорий;– определение концентрации кислорода в цветущей воде;– содержание кислорода в воздухе различных помещений города.Учебные программы предметов содержат знания о процессах в природе, деятельности человека. На уроках должны рассматриваться возможности новейших подходов в решении экологических проблем и развитии производительных сил общества на основе чистых технологий.На уроках рекомендуется активно использовать материалы из газет, журналов, фильмов, видео-аудио материалы, веб-сайты и литературу для сбора и исследования информации.Для формирования академической лексики по предмету следует проводить систематическую работу по использованию терминологии на уроках.Предлагаются устные и письменные задания, позволяющие учащимся совершенствовать правильное использование терминов. При оценивании учебных достижений учащихся необходимо учитывать корректное использование академической лексики.Следует в равной мере уделять внимание решению качественных и количественных задач, так как необходимо добиваться глубокого понимания сути явлений, процессов и формирования навыков их решения.Важным является правильное использование учащимся всех учебных приборов и технического оборудования с соблюдением правил техники безопасности.Для развития научно-исследовательских навыков учащихся рекомендуются очные и заочные школы при вузах и дворцах школьников.Учащимся предлагается посешение мероприятий Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Ассоциации «Ядерное общество Казахстана», которые организуют специальные программы для школьников старших классов в дни работы ежегодно проводимой выставки «Kazatomexpo».Программы включают различные интерактивные форматы. Школьники могут познакомится с приложением «АЭС на ладони», которое позволяет изучить работу атомной электростанции, запускать различные игровые сценарии: от атомной атаки пришельцев – до смерча. Ссылки:http://www.kazatomprom.kz/#!/about Информацию об альтернативных источниках энергии, способах ее современного производства можно получить по ссылкам: alternativenergy.ru; aquarmnt.com/otoplenie/alt; http://www.helios-house.ru/alternativnaya-energiya.htmlРекомендуется использовать на уроках географии и биологии материалы республиканского общественного объединения «Казахстанское национальное географическое общество». Ссылки:kazgeography.org; kazgeography@nu.edu.kz О работе направлений выставки ЭКСПО-2017, а также предыдущих всемирных выставок материал можно найти, пройдя по ссылкам:skachatreferat.ru/poisk/экспо; http://www.skachatreferat.ru/poisk/экспо-20174. Критическое мышление на уроках образовательной области «Естествознание» включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством слушания, наблюдения, анализа и синтеза с учетом контекста. Поэтому ученикам необходимо предоставлять возможность дляразвития навыков наблюдения, анализа, суждения и интерпретации. Ученики могут быть вовлечены в:– сбор и классификацию суждений и доказательств;– оценивание основных источников и постановку соответствующих вопросов о них;– сравнение и обсуждение основных источников с выводами и пересмотр своих предположений и гипотез по мере обогащения личного опыта.Учащимся при обсуждении работы с учителями, анализе и рассмотрении предварительных выводов рекомендуется оказывать помощь в максимальном осознании ими собственного процесса обучения, а также процессов оценивания, объяснения и познания. Примерный алгоритм действий ученика:1) Ознакомьтесь с информацией. Задание может быть применено и кинформации, полученной посредством чтения, и к результатам обзора илианкетного опроса, и к информации, собранной из нескольких источников,таких,н как учебники, энциклопедии или web-сайт.2) Определите ключевые пункты, предположения или гипотезы, структурирующие исследование доказательств либо определяющие последующие действия, лежащие в основе аргументов.3) Проанализируйте принципы соединения и взаимодействия ключевых компонентов информации, визуальных и устных доказательств.4) Сравните и исследуйте сходства и различия между отдельными компонентами.5) Синтезируйте знания, соединяя различные источники информации, аргументы или идеи. Установите связи между различными источниками.6) Оцените валидность и надежность доказательств и то, как доказательства поддерживают или противоречат предположениям и возникающим идеям.7) Примените знания, полученные в результате интерпретации ответов на вопросы.8) Аргументируйте сформулированные выводы и обоснуйте их актуальность и значимость.5. Межпредметные связи (МПС) на уроках естествознания, географии, физики, химии, и биологии, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, играют существенную роль в развитии системного мышления, умения использовать знания при изучении одного предмета впроцессе усвоения знаний по другому предмету.С точки зрения дидактики, реализация МПС значительно повышает научный уровень обучения, влияет на содержание учебного материала, на методы преподавания, которые использует учитель, а также на методы учения, самостоятельно осуществляемые учащимися.Кроме того, активное использование МПС позволяет оптимизировать процесс преподавания предметов естественнонаучного цикла и, тем самым, уменьшить все возрастающую учебную нагрузку на учащихся.Использование МПС на дисциплинах образовательной области «Естествознание» играет важную роль в формировании основополагающих естественнонаучных понятий – «Жизнь», «Человек», «Природный комплекс», «Экономика и экология», «Вещество», «Тело», «Энергия», «Сила», «Движение» и «Развитие».Межпредметные связи могут использоваться по общности методов исследования экспериментальный метод, методы проектов и моделирования идр). Учителю рекомендуется использовать следующие виды межпредметныхсвязей: предшествующие, сопутствующие и перспективные.Предшествующие межпредметные связи – это связи, предполагающие приизучении материала курса опору на ранее полученные знания по другимпредметам (например, на знания из курсов естествознания, географии,биологии).Сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт,что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются как по одному, так и подругим предметам (например, понятие о звуке изучается в физике, а органыслуха – в биологии, и так далее).Перспективные межпредметные связи используются, когда изучениематериала по одному предмету опережает его изучение в других предметах(например, понятие о строении атома в физике изучается раньше, чем в курсехимии). В этом случае учитель химии опирается на знания, полученные науроках физики.6. Важным является изучение по предметам образовательной области«Естествознание» научно-теоретической и практической сущности терминов:«Устойчивое развитие», «Стратегии развития», «Индустриально-инновационная реформа», «Зелёная экономика», «Зелёная энергетика»,«Хозяйство страны», «Чистые технологии», понимание их прикладногозначения в региональном и локальном аспекте, формирование и развитиенаучно обоснованных представлений о Республике Казахстан как о динамичноразвивающейся стране в глобальном геоэкономическом пространстве вконтексте реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел». Воспитательныеаспекты на уроках должны отражать идеи Патриотического акта «Мәңгілік Ел».Необходимым является изучение перспектив и стратегического значениядля развития страны проведения научно-технической выставки «ЭКСПО-2017».7. Выполнение домашних заданий учащимися – один из необходимыхэлементов учебного процесса. При правильной организации домашние заданияспособствуют закреплению и углублению знаний, полученных на уроке,формированию устойчивого интереса к учению. При формулированиидомашнего задания рекомендуется учитывать следующее:− домашние задания нельзя сводить только к заучиванию параграфовучебника и решению заданий. Нужно больше использовать задач, заданий иупражнений творческого, экспериментального, проблемного характера;− необходимо включать в домашнее задание элементы, которыенаправляли бы учащихся на самоанализ результатов своей учебнойдеятельности;− давать домашние задания, отличающиеся разнообразием по содержаниюи формам выполнения;− при определении объема домашней работы нужно обязательноучитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся.8. Рекомендуемая тематика прикладных курсов или курсов по выбору попредметам образовательной области. Темы могут быть изменены всоответствии с условиями и возможностями учителей:Биология: «Питание и здоровье», «Экологическая этика», «Биология издоровье», «Современная естественнонаучная картина мира», «ЖемчужинаВселенной (курс для девочек 7-9-х классов)», «Мое здоровье – в моих руках»,«Загадки живой клетки», «Клетки и ткани», «Приусадебный участок», «Кожа –зеркало здоровья».География: «Математические модели и методы в социальноэкономической географии», «Проектные технологии при изучении географииКазахстана», «Моделирование социально-экономических процессов в родномкрае», «Развитие энергетического потенциала Казахстана», «Зелёная энергетикастраны сегодня», «География, история, искусство: перекрестки ивзаимодействия».Физика: «Как делают открытия в физике», «Решение физических задачповышенного уровня сложности», «Физические загрязнения окружающейсреды и их влияние на человека», «Физика и компьютер», «Физикотехническое моделирование», «Современные достижения космонавтики»,«Защита от радиации».Химия: «Экологическая химия», «Решение задач по химии повышенногоуровня сложности», «Загадки простой воды», «Химия и питание», «Путь кдолголетию (интегрированный курс)», «Химия неметаллов и жизнь»,«Озадаченная химия», «Химия и общество», «История химии», «Химия какоснова произведений научной фантастики», «Химия и парикмахерскоеискусство», «Химия и СМС», «Пищевые добавки: плюсы и минусы»,«Косметика: вчера, сегодня, завтра», «Химия на кухне», «Методика решенияхимических задач», «Методика решения экспериментальных задач по химии».Ресурсы для использования на уроках предметов образовательной области«Естествознание».1. АО «НАК «Казатомпром» http://www.kazatomprom.kz/2. Министерство ЭнергетикиРеспублики Казахстан http://energo.gov.kz/3. Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары»http://gharysh.kz/news/4. «Эврика» – инновационная образовательная сеть экспериментальныхплощадок, объединяет более 650 школьных коллективов, реализующих на базеобразовательных учреждений авторские экспериментальные программы:http://www.eurekanet.ru5. Bookz.ru – книги, справочники, журналы и словари в электронном виде.Для удобства навигации, кроме алфавитного каталога авторов, доступен такжеи алфавитный каталог произведений, т.е. можно искать книги по алфавитнымспискам: www.bookz.ru.6. EOLSS (Encyclopedia of Life Support Systems) – Энциклопедии системжизнеобеспечения. В отличие от большинства энциклопедий, содержаниекоторых организовано в алфавитном порядке, массив знаний EOLSSорганизован тематически. Среди предметов: науки о Земле и атмосфере,математика, физика, энергетика, охрана природы; экология, науки о продуктахпитания и сельском хозяйстве, о человеческих ресурсах, управлении и др.,язык– английский: http://www.eolss.net/.7. Библиотека «Мир энциклопедий»: http://www.encyclopedia.ru/.8. Britannica School – имеет богатое содержание и широкий спектринформации, в который входят тысячи статей, изображений, видео,первоисточники, электронные книги, рекомендуемые веб-сайты, тезаурус иатлас мира. Весь контент основан на методологии обучения системы STEM. Вовремя работы учащиеся читают, пишут, проводят исследования и улучшаютсловарный запас в области естественных наук. Преимуществом данного онлайнресурса является встроенный «План урока для учителей», в котором можносоздавать свой «План» или воспользоваться уже имеющимся «Планом»,созданным другими преподавателями по аналогичному уроку или предмету.Также можно использовать данный ресурс как в классном режиме, так и длявыполнения домашнего задания, готовить научные проекты для участия волимпиадах (http://school.eb.co.uk).9. «Страны мира в цифрах и картах». В интерактивных справочникахпредставлена статистическая информация и ключевые показатели,характеризующие развитие ведущих стран мира: http://www.sci.aha.ru.10. Рубрикон. Крупнейший энциклопедический портал. Представленынаиболее известные энциклопедии, словари и справочники, иллюстрации икарты: http://www.rubricon.com.11. Учащиеся в процессе освоения учебной программы развивают навыкиприменения ИКТ. Согласно учебной программе по предмету «География»,предлагаются следующие веб-ресурсы, например:www.earthquakes.usgs.gov; www.geo.historic.ru www.mygeog.ru; www.rgo.ru; www.www.geografia.ru/; www.e–cis.info;www.geo2000.nm.ru; www.geographic.org; www.geography.about.com;www.hobitus.com; www.imf.org; www.kisi.kz;www.meteosputnik.ru; www.mfa.gov.kz; www.oecd.org; www.stat.gov.kz; www.theodora.com; www.un.kz;ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»Учебные предметы образовательной области «Естествознание» на уровнеобщего среднего образования отличаются, прежде всего, мировоззренческимхарактером содержания, формирующим у учащихся комплексное, системное исоциально-ориентированное представление о природе, природных явлениях,процессах и закономерностях, о Земле как о планете людей, астрономическойсоставляющей научной картины мира.Содержание учебных предметов играет большую роль в формированииобщей культуры учащихся, а также в решении воспитательных и развивающихзадач общего образования и социализации личности.Особенностями обучения предметам образовательной области«Естествознание» являются:– формирование понимания влияния естественных наук на окружающуюсреду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферыдеятельности человека;– необходимость создания условий для развития навыков учебной,проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивацииобучающихся к саморазвитию;– формирование навыков безопасной работы во время учебной, проектноисследовательской, экспериментальной, внеурочной и внекласснойдеятельности.В состав образовательной области входит естественнонаучный циклпредметов: география, физика, химия и биология.Выбор структуры и содержания учебных программ осуществлен на основепринципов преемственности в изучении учебного материала.1. Важным компонентом в обучении предметам образовательной области«Естествознание» является ориентация учебной деятельности на формированиефункциональной грамотности личности учащегося.Учащимся должны быть созданы условия для развития:– умений описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучныепроцессы и явления;– умений интерпретировать аргументацию и выводы;– понимания методов исследований, выявления вопросов и проблем,которые могут быть решены с помощью научных методов.Содержание рекомендуемых видов деятельности по формированиюфункциональной грамотности на уроках предметов естественнонаучного циклауровня общего среднего образования по профилям обучения (табл.1):Таблица 1– Рекомендуемые виды деятельности Виды деятельности (параметры проектирования) Предпочтительность по профилям обучения ЕМН ОГН 1 Мини-исследования по изучаемым темам Системно, по основным разделам и темам с презентацией на текущих уроках. По отдельным темам, с презентацией на отдельных уроках. 2. Работа по картам, схемам, таблицам, в том числе наглядным материалам Анализ, самостоятельная разработка выводов,новые схемы, новые знания. Анализ, выводы. 3. Практические, лабораторные работы различной степени сложности Плановые, тренировочные, развивающие, деятельностные. Плановые, деятельностные. 4. Работа с статистическими материалами Регулярно, по основным разделам и темам, обязательное нагляднографическое отражение. Регулярно, по основным темам. 5. Изучение дополнительного материала, материалов периодической печати Постоянно, с презентацией на уроках новых знаний, их функционального значения. Презентация новых знаний, их функциональное значение для ученика. 6. Практическая направленность домашнего задания Системное, регулярное, деятельностное, задача самовоспитания, саморазвития. Системное, регулярное, деятельностное, задача самовоспитания.2. Важной задачей учителей является формирование умений и навыковприменения предметных знаний на практике, практико-ориентированноеобучение учащихся.Достижению этих целей способствует практическая часть учебныхпрограмм предметов образовательной области «Естествознание». Практическиеи лабораторные работы, проводимые на уроках по предметам, направлены наформирование навыков анализа, синтеза, оценивания, прогнозирования,расчетов и вычислений, объяснения, определения качественных иколичественных характеристик явлений и процессов, выполнение проектныхзаданий, проведения опытов и экспериментов.На уроках рекомендуется активно использовать современныеобразовательные технологии. Компьютерные технологии на уроках в старшихклассах по географии, физике, химии и биологии предполагают:– использование мультимедиа-технологий при изучении учебногоматериала;– интенсивное использование компьютеров как инструмента повседневнойучебной работы учащихся и педагогов;– реализацию технологий межпредметных связей;– разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательскойработы учащихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационныхпроектов;– поиск и обработку информации в рамках изучаемого материала сиспользованием Интернет;– использование электронных таблиц для решения задач;– проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ.Рекомендуется активно использовать на занятиях задачи, задания иупражнения, развивающие умения применять знания по географии, физике,химии и биологии в урочное и внеурочное время, в учебно-исследовательских ижизненных ситуациях. При разработке учебных заданий рекомендуетсяориентироваться на систему примерных заданий используемых при проведениимеждународных сравнительных исследований PISA и TIMSS, предложенных визданиях Академии (www.nao.kz).В рамках предметов образовательной области «Естествознание»рекомендуется организация разнообразной внеклассной, экскурсионноэкспедиционной работы. На уроках обязательно должны изучатьсякраеведческие аспекты. Эффективному практико-ориентированному обучениюво время занятий служит создание условий для развития коммуникативныхнавыков учащихся, навыков и умений работы в коллективе.3. Особое значение имеет развитие исследовательских качествшкольников, внимания и наблюдательности, логического мышления итворческого воображения, памяти, языковых навыков и полиязычия, развитиенавыков использования предметной учебной, научной и методическойинформации, изданий периодической печати, Интернета, цифровыхобразовательных ресурсов.На уроках обязательно реализуются цели обучения, направленные наразвитие индивидуальных качеств личности в ходе проведения опытов,экспериментов и исследований.При проведении практических и исследовательских работ, лабораторныхопытов, экспериментов и решении экспериментальных задач, выполнениипроектов, создании моделей углубляется понимание сущности природных исоциально-экономических процессов, явлений и законов. Учащиеся должныуметь видеть причинно-следственные связи, выявлять изменения вокружающей среде, предлагать способы предотвращения опасных изменений вконкретных ситуациях.Учителя физики, химии и биологии могут самостоятельно выбирать темыпрактических и лабораторных работ, практикумов с учетом имеющегосяоборудования, оснащенности кабинета и электронных средств обучения. Припроведении лабораторных работ и работы практикума (в тетрадях длялабораторных работ) обязательно оценивание всех учащихся класса.Оцениваемые практические работы по географии указаны в учебнойпрограмме и имеют номера.Учебные программы предметов содержат знания о процессах в природе идеятельности человека. На уроках должны рассматриваться возможностиновейших подходов в решении экологических проблем и развитиипроизводительных сил общества на основе чистых, наукоемких технологий.Ученики должны получить четкое представление о взаимосвязи общества,экономики и природы, о значении атмосферы и других оболочек нашейпланеты для существования жизни на Земле, о главных источниках еезагрязнения, влиянии этих загрязнений на окружающую среду и жизненныепроцессы, о мерах охраны живой природы от воздействия вредных факторов, овозможных пагубных последствиях преобразования природной среды (в томчисле и тех, в которых участвуют сами учащиеся). Школьники должны хорошопонимать взаимосвязи в природном комплексе Земли, материка, страны, своегородного края.Примеры тем для индивидуальных проектно-исследовательских работучащихся:– Способы улучшения качества воды.– Исследования развития оврагов.– Проекты развития чистых технологий на предприятиях края.– Биогазовая энергетика.– Исследование местной гидрографии.– Определение жесткости воды.– Исследование жевательной резинки.– Исследование чипсов.– Исследование качества чая.– Исследование качества молока.– Исследование сигарет.– Определение качества мыла.– Изучение влияния музыки на работоспособность человека.– Исследование пылевого загрязнения воздуха в помещении.– Изучение коры деревьев и кустарников.– Изучение зависимости здоровья людей от состояния атмосферы.– Изучение освещённости рабочих столов в школе.– Исследование возможностей энергосбережения в своей квартире.На уровне общего среднего образования важное значение для предметовестественнонаучного цикла (географии, физике, химии и биологии) имеетразвитие математической и информационной грамотности. Она включает в себяумения строить и заполнять информационные структуры (схемы, графы итаблицы), умения организовывать сбор информации, проводить ей анализ,строить и анализировать графики, использовать методы моделирования.Обязательно включается анализ проблем, формулирование заданий, переход оттекстового условия к формуле, от описания процесса к его представлению иобъяснению смысла преобразований.Изучаются и применяются понятия: «модель», «данные», «параметры»,«постоянные и переменные величины», « область допустимых значений».Проводятся исследования моделей с различными значениями параметров.Важным результатом обучения является активность выпускника среднейшколы по естественнонаучным аспектам в информационно-образовательнойсреде школы.Это проявляется в его способности строить алгоритм процессапрограммирования по алгоритму и исследовать его с помощью компьютера.Важным является овладение учащимися навыками исследования результатовэксперимента по полученным данным, использования математических итабличных компьютерных данных, построения диаграмм и графиковзависимостей, умений осуществлять округление, определять погрешности, тоесть уметь проводить вычисления не только традиционными инструментами,но и с помощью компьютерных и цифровых приборов и оборудования.На уроках должны активно использоватся материалы из газет, журналов,фильмов, видео-аудио материалы, веб-сайты и литература для сбора иисследования информации.Для формирования академической лексики по предмету следует проводитьсистематическую работу по использованию терминологии на уроках.Предлагаются устные и письменные задания, позволяющие учащимсясовершенствовать правильное использование терминов. При оцениванииучебных достижений учащихся необходимо учитывать корректноеиспользование академической лексики.Для развития научно-исследовательских навыков учащихсярекомендуются очные и заочные школы при вузах и дворцах школьников.Учащимся предлагается посещение мероприятий Государственной корпорациипо атомной энергии «Росатом» и Ассоциации «Ядерное общество Казахстана»,которые организуют специальные программы для школьников старших классовв дни работы ежегодно проводимой выставки «Kazatomexpo».Программы включают различные интерактивные форматы. Школьникимогут познакомится с приложением «АЭС на ладони», которое позволяетизучить работу атомной электростанции, запускать различные игровыесценарии: от атомной атаки пришельцев — до смерча. Ссылки:http://www.kazatomprom.kz/#!/aboutИнформацию об альтернативных источниках энергии, способах еесовременного производства можно получить по ссылкам: alternativenergy.ru;aqua-rmnt.com/otoplenie/alt.Рекомендуется использовать на уроках географии и биологии материалыреспубликанского общественного объединения «Казахстанское национальноегеографическое общество». Ссылки: kazgeography.org; kazgeography@nu.edu.kzО работе направлений выставки ЭКСПО-2017, а также предыдущихвсемирных выставок материал можно найти по ссылкам:skachatreferat.ru/poisk/экспо; http://www.skachatreferat.ru/poisk/экспо-2017.4. Критическое мышление на уроках предметов образовательной области«Естествознание» включает развитие таких навыков, как приобретениедоказательств посредством слушания, наблюдения, анализа и синтеза с учетомконтекста. Поэтому ученикам необходимо предоставлять возможность дляразвития навыков наблюдения, анализа, суждения и интерпретации. Ученикимогут быть вовлечены в:– сбор и классификацию суждений и доказательств;– оценивание основных источников и постановку соответствующихвопросов о них;– сравнение и обсуждение основных источников с выводами иобобщениями;– пересмотр своих предположений и гипотез по мере обогащения личногоопыта.Примерный алгоритм действий ученика:– Ознакомьтесь с информацией. Задание может быть применено и кинформации, полученной посредством чтения, и к результатам обзора илианкетного опроса, и к информации, собранной из нескольких источников,таких, как учебники, энциклопедии или web-сайт.– Определите ключевые пункты, предположения или гипотезы,структурирующие исследование доказательств либо определяющиепоследующие действия, лежащие в основе аргументов.– Проанализируйте принципы соединения и взаимодействия ключевыхкомпонентов информации, визуальных и устных доказательств.– Сравните и исследуйте сходства и различия между отдельнымикомпонентами.– Синтезируйте знания, соединяя различные источники информации,аргументы или идеи. Установите связи между различными источниками.– Оцените валидность и надежность доказательств и то, какдоказательства поддерживают или противоречат предположениям ивозникающим идеям.– Примените знания, полученные в результате интерпретации ответов навопросы.– Аргументируйте сформулированные выводы и обоснуйте ихактуальность и значимость.5. Использование межпредметных связей на уроках предметовобразовательной области «Естествознание» играет важную роль вформировании основополагающих естественнонаучных понятий – «Жизнь»,«Человек», «Природный комплекс», «Экономика и экология», «Вещество»,«Тело», «Энергия», «Сила», «Движение» и «Развитие».На уроках в старших классах по географии, биологии, химии, физикенеобходимо создавать межпредметные проблемные ситуации: ситуациинеожиданности, доказательства, опровержения, предположения.6. Важным является изучение научно-теоретической и практическойсущности терминов: «Геополитическое положение», «Геоэкономическоеположение», «Устойчивое развитие», «Стратегии развития», «Индустриальноинновационная реформа», «Зелёная экономика», «Зелёная энергетика»,«Хозяйство страны», «Наукоёмкие технологии», «Чистые технологии»,понимание их прикладного значения в региональном и локальном аспекте,формирование и развитие научно обоснованных представлений о РеспубликеКазахстан как о динамично развивающейся стране в глобальномгеоэкономическом пространстве в контексте реализации национальной идеи«Мәңгілік Ел». Воспитательные аспекты на уроках должны отражать идеиПатриотического акта «Мәңгілік Ел».Необходимым является изучение перспектив и стратегического значениядля развития страны научно-технической выставки «ЭКСПО-2017».7. Рекомендуемая тематика прикладных курсов или курсов по выборуизменены в соответствии с условиями и возможностями учителей:Биология: «Биологические модели и прикладные задачи», «Эволюцияестественнонаучной картины мира», «Математические модели и методы вбиологии», «Современная естественнонаучная картина мира», «Биологическиактивные вещества», «Все в корнях наших (по основам генетики)»,«Закономерности наследственности», «Проблемы биологии», «Проблемыбиогеографии», «Современная микробиология», «Введение в нанотехнологии».География: «Математические модели и методы в социальноэкономической географии», «Математические модели и методы вкартографии», «Мировая энергетика и политика», «Медицинская экология»,«Медицинская география», «Методика решения проектных задач и заданий».Физика: «Школьный физический практикум: наблюдение, эксперимент,моделирование», «Решение физических задач повышенной сложности»,«Математические модели и методы в физике», «Курс прикладной физики сизучением основ автоматизации производства», «Курс прикладной физики наматериале сельскохозяйственного производства», «Фундаментальныеэксперименты в физической науке», «Основы космонавтики», «Физикакосмоса», «Элементы биофизики», «Биохимическая физика», «Современныедостижения космонавтики», «Защита от радиации».Химия: «Школьный химический практикум: наблюдение, эксперимент,моделирование», «Как делают открытия в химии», «Математические модели иметоды в химии», «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»,«Путешествие в мир фармакологии», «Путь к долголетию (интегрированныйкурс)», «Мир косметической химии», «Химия как основа произведенийнаучной фантастики», «Химия и материаловедение», «Химические секретыагронома», «Химия и СМС», «Пищевые добавки: плюсы и минусы»,«Косметика: вчера, сегодня, завтра», «Вещества и материалы в повседневнойжизни», «Методика решения химических задач», «Методика решенияэкспериментальных задач по химии».Ресурсы для использования на уроках предметов образовательнойобласти «Естествознание»1. АО «НАК «Казатомпром» http://www.kazatomprom.kz/2. Министерство Энергетики Республики Казахстан http://energo.gov.kz/3. Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары»http://gharysh.kz/news/4. «Эврика»: инновационная образовательная сеть экспериментальныхплощадок объединяет более 650 школьных коллективов, реализующих на базешкол авторские экспериментальные программы: http://www.eurekanet.ru5. Bookz.ru – книги, справочники, журналы и словари в электронном виде.Для удобства навигации, кроме алфавитного каталога авторов, доступен такжеи алфавитный каталог произведений, т.е. можно искать книги по алфавитнымспискам: www.bookz.ru.6. EOLSS (Encyclopedia of Life Support Systems) – Энциклопедии системжизнеобеспечения. В отличие от большинства энциклопедий, массив знанийEOLSS организован тематически. Среди предметов – науки о Земле иатмосфере, математика, физика, энергетика, охрана природы; экология, науки опродуктах питания и сельском хозяйстве, о человеческих ресурсах, управлениии др., язык – английский: http://www.eolss.net/.7. Библиотека «Мир энциклопедий»: http://www.encyclopedia.ru/.8. Britannica School: имеет богатое содержание и широкий спектринформации, в который входят тысячи статей, изображений, видео,первоисточники, электронные книги, рекомендуемые веб-сайты, тезаурус иатлас мира. Весь контент основан на методологии обучения системы STEM. Вовремя работы учащиеся читают, пишут, проводят исследования и улучшаютсловарный запас в области естественных наук. Преимуществом данного онлайнресурса является встроенный «План урока для учителей», в котором можносоздавать свой «План» или воспользоваться уже имеющимся «Планом»,созданным другими преподавателями по аналогичному уроку или предмету.Также можно использовать данный ресурс как в классном режиме, так и длявыполнения домашнего задания, и готовить научные проекты для участия волимпиадах (http://school.eb.co.uk).9. «Страны мира в цифрах и картах». В интерактивных справочникахпредставлена статистическая информация и ключевые показатели,характеризующие развитие ведущих стран мира: http://www.sci.aha.ru.10. Рубрикон. Крупнейший энциклопедический портал. Представленынаиболее известные энциклопедии, словари и справочники, иллюстрации икарты: http://www.rubricon.com.11. Учащиеся в процессе освоения учебной программы развивают навыкиприменения ИКТ. Согласно учебной программе по предмету «География»предлагаются следующие веб-ресурсы, например: www.earthquakes.usgs.gov; www.geo.historic.ru www.mygeog.ru; www.rgo.ru; www.www.geografia.ru/; www.e–cis.info;www.geo2000.nm.ru; www.geographic.org; www.geography.about.com;www.hobitus.com; www.imf.org; www.kisi.kz;www.meteosputnik.ru; www.mfa.gov.kz; www.oecd.org; www.stat.gov.kz; www.theodora.com; www.un.kz;www.un.org; www.undp.kz; www.unesco.kz;www.unesco.org; www.unmultimedia.org; http://www.volcanodiscovery.com;/ www.worldbank.org.