К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.


К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения
Радякин И. В., педагог дополнительного образования объединения «Стендовое моделирование» ДДТ № 4 г. Новокузнецка
«Без высокой духовности и патриотизма Россия
никогда бы не стала великой державой, вызывающей
законную гордость у каждого из нас»
историк С. М.Соловьёв.
«Патриот - ревнитель блага Отечества»
В. Даль.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное понимание значения интернационализма. В этих условиях стала очевидной неотложность принятия мер по усилению гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Без знания правды о прошлом не бывает достойного настоящего, не может быть и лучшего будущего. Молодое поколение должно знать свои корни, помнить и ценить достижения предков, чтить свершения своих истинных героев.
Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами, настоятельно требуют эффективной воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимой составляющей которой должны стать ценности патриотизма и гражданственности.
Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребёнка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, сориентирован на включение подрастающего поколения в процессы поддержания гражданского мира, предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, этнического экстремизма, противодействия идеологии терроризма, уважение к истории и культурных ценностей малой родины и родной страны — России.
Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.  
Гражданско-патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано со свершениями духовных деятелей и основателей Киево-печерской Лавры преподобными Антонием и Феодосием, митрополитом Алексием, преподобным Сергием Радонежским. Именно они и их духовные сыновья были наставниками князя Александра Невского, защитника земли русской, князя Дмитрия Донского, собирателя земли русской и победителя в Куликовской битве; предводителей народного ополчения князя Дмитрия Пожарского и земского старосты Кузьмы Минина, положивших конец смуте начала 17 в. и многих других великих деятелей российской истории, положивших свою жизнь за сохранение и процветание Отечества.
В дореволюционной России в системе  образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и   реформ второй половины Х1Х в. в российской  педагогике  получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности: «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский. 
 Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству», В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности.
Одним из популярных направлений патриотического воспитания  в Советском Союзе стало школьного краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие  такая форма, как  историко-краеведческая экспедиция  «Моя Родина – СССР».
В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Кризис в духовной жизни нашей страны отразился на сознании молодежи; снизился статус высших человеческих ценностей. Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности,  демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания. Усиление социальной поляризации общества сказалось на социальных возможностях разных групп детей и молодежи, их морально-психологическом состоянии. Ситуация приобрела черты деструктивной – свободной от присутствия морали, ценностей общественного долга и преданности стране. Это существенно повлияло на то, что основные социально-культурные ценности современного молодого человека, как правило, слабо сформированы и развиты.
Заимствованный в 80-е и 90-е годы прошлого века либерально-демократический вариант гражданского образования с характерным для него упором на ценности личной свободы, критического мышления стал чужеродным явлением, предполагавшим развитие морально-психологического состояния российского общества, не в направлении объединяющих традиционных отечественных нравственных ценностей, норм и правил, а в ущерб им. Проблема патриотического воспитания приобрела государственное значение.
В конце второй половины 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно наметилось начало преодоления кризисных явлений. Вмешательство государства в такую ситуацию выглядит не только оправданным, но и необходимым для выхода российского общества из глубокого морально-политического  кризиса, в котором оно оказалось в конце  XX века.
В начале ХХI века в Российской Федерации  в новых социально-экономических условиях началось возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В  военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании,   краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев, в работе учреждений дополнительного образования обозначались новые направления и подходы.   Получили развитие организации патриотической направленности, военно-патриотические организации ветеранов, был создан  Союз краеведов России. Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи.
В общественную жизнь России, российскую политику, социальную практику, самосознание россиян возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания –  служение Родине,  верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Признано значение системы воспитания патриотизма как основы объединения общества и укрепления государства. Признаны наличие острейших проблем в формировании гражданско-патриотического самосознания в России и неотложность их решения  на государственном уровне.
К системе патриотического воспитания отнесены формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях  всех типов и видов; массовая патриотическая работа, организуемая и осуществляемая государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Важнейшим качеством гражданина-патриота названа способность успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
С другой стороны гражданско-патриотическое воспитание не может быть делом только государственной системы воспитания. Важный с точки зрения восстановления социального статуса воспитания, поворот государства к ценностям гражданственности и патриотизма вряд ли принесет ощутимые результаты, если не станет делом самого общества и его гражданских структур, не будет обеспечен успешной самореализацией подрастающего поколения, повышением его социальной активности.
В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача воспитания патриотизма (события на Украине), а потому необходимо помнить о важности четкого понимания сущности истинного патриотизма; необходимости учета возрастных особенностей различных групп подрастающего поколения; о том, что воспитатели сами должны быть искренними и убежденными патриотами: не только декларировать любовь к Родине, но и показывать ее личным примером; что любовь к Родине - чувство и его нужно пробуждать и заботливо выращивать, а не навязывать.
Воспитание гражданско-патриотического самосознания включает в себя несколько основных этапов связанных со становлением личности. Первый из них связан с воспитанием родственных чувств к своей семье, ближним и дальним родственникам. Семья это начальная школа русского национального характера, закладывающая основы для проявления в последующей жизни доблести, великодушия, стремления и готовности к служению Отечеству; рождения веры в духовные силы своего народа. Второй связан с воспитанием у детей любви к малой родине: деревне, поселку, городу, их сообществам, традициям и истории; с уважением к детским коллективам в которых они воспитывались. Третий основан на воспитании у подрастающего поколения любви к истории, культуре, традициям общества, на реальных замечательных примерах служения народу, Отечеству. Российская отечественная история очень богата достойными примерами проявления гражданственности и патриотизма.
Так имена генералиссимуса Александра Суворова, адмиралов Федора Ушакова и Павла Нахимова стали символами непобедимости российского воинства и в высшей степени достойного служения Отечеству. Из суворовской школы вышли Михаил Кутузов, Пётр Багратион, Михаил Милорадович, Алексей Ермолов, Михаил Скобелев, Иосиф Гурко и другие генералы – герои войн ХIХ века. В первую мировую войну достойно преумножил суворовские традиции русский генерал от кавалерии Алексей Брусилов, который командовал 8-й армией, с марта 1916 Юго-Западным фронтом, войска которого осуществили блестящий прорыв австро-германского фронта. Тщательная подготовка и успешное руководство операцией выдвинули Брусилова в число лучших военачальников этой войны. В ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов эту же школу успешно «окончили» десятки советских военачальников, удостоенных ордена Суворова, прежде всего маршалы Александр Василевский и Георгий Жуков, которого по праву называют Маршалом Победы.
Не менее значительны и достойны восхищения и подражания достижения в мирной жизни нашей Родины, связанные с созданием ее научной, экономической и культурной мощи.
Так исследования, выполненные физиками под руководством Курчатова Игоря Васильевича, привели к открытию самопроизвольного деления урана. Он возглавлял научные работы, связанные с атомной проблемой. Под его руководством был сооружен первый в Москве циклотрон и первый в европе атомный реактор, создан атомный щит Родины. Неоценим вклад Сергея Павловича Королева, российского ученого и генерального конструктора, академика в развитие космонавтики. Под руководством Королева созданы баллистические ракеты, первые искусственные спутники Земли, пилотируемые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
Российская культура обладает своими значимыми традициями гражданско-патриотического воспитания. В российском культурно-историческом опыте гражданский патриотизм имеет глубокий нравственно-этический смысл, берет начало в высших нравственных идеалах служения, долга, справедливости и солидарности.
Отражение народных идеалов мы видим в древнерусской литературе («Повесть временных лет»). Горячий призыв к единению Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения - вот основной вывод, к которому приходят обучающиеся при изучении «Слова о полку Игореве». Изучая «Житие Александра Невского» говорим о подвигах Невского, о его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» раскрываются мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину перед врагом, размышления автора о значении Бородинской битвы, о русском национальном характере, о том, какой ценой добывается победа. Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству - эти качества издавна присущи русскому солдату. На этом же примере видим и другие черты героев Великой Отечественной войны - несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.
На лучших образцах художественной литературы, как части великой русской культуры, раскрывающей судьбы достойных соотечественников, мы можем воспитать истинного патриота своей Родины.
По словам В. А. Сухомлинского «путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством состоит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребенок прикасался сердцем к человеческим судьбам, чтобы чужие судьбы входили в его сердце, становились глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы он прошел путь к познанию высших интересов».
Гражданственность и патриотизм являются базовыми элементами воспитания личности и наиболее значимыми ценностями общества, поэтому задача формирования у обучающихся гражданственности и патриотизма актуальна сегодня как никогда. Значит, учителям и педагогам нельзя забывать о том, что подготовить к жизни необходимо не пассивного созерцателя или активного потребителя, но деятеля, стремящегося к гармонии чувства и разума, гражданина России, настоящего патриота, человека высокой культуры.
Патриотизм - это чувство любви к Отечеству, которое рождается и живет в сердце человека; и его нельзя передать воспитаннику логическим способом, его сначала нужно испытать самому воспитателю и укоренить в своей душе.
Такие понятия как Родина, честь, совесть, достоинство, патриотизм и гражданственность должны пронизывать каждодневную работу учителя, педагога – только тогда они могут стать смыслом, основой жизненной позиции ученика.
Литература
Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. № 4.
Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Дисс. канд. пед. наук. – СПб, 2005. – 177 л.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев Б.М. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. – Волгоград, – 2006.
Суходольская, С. А. Воспитание гражданственности на уроках русского языка илитературы / С. А. Суходольская. - М., 2007.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы». – М., – 2010, стр.1.