ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Марущенко Ольга Владимировна
учитель истории и обществознания, руководитель музея МБОУ СОШ №2
г. Миллерово Ростовской области
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ
В условиях формирования демократического общества и становления правового государства в нашей стране задача воспитания новой личности с активной гражданской позицией, способной к управлению делами общества, открытой к инновациям, обладающей правовой и политической культурой, является первоочередной. Современному российскому обществу нужны образованные высоконравственные граждане, способные нести ответственность за судьбу страны, сделать ее сильной процветающей державой. Приобретение социальной компетентности на этапе получения общего среднего образования позволит молодым людям брать на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, использовать приобретенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практико-значимых задач. Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание и развитие молодежи является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Такие задачи вытекают из Закона «Об образовании» РФ[1], областного закона «Об образовании в Ростовской области»[2]. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2012 года [3,21], Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2015 годы большое внимание уделяет качеству образования и работе с одаренными и талантливыми детьми [4,2]. Решение задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания определено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Задачи воспитания патриота и гражданина имеют четкое выражение в государственной программе  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». В последние годы патриотическое воспитание стало ведущим направлением в общей системе воспитания [6,25]. «Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области, модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах. Необходимо более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, более широкое использование возможностей сети Интернета для решения задач патриотического воспитания». [5,2]
Успешно решать задачи духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей на традициях и образцах гражданственности и патриотизма русского народа, воспитывать в детях сопричастность к героическому прошлому и настоящему своей Родины, любовь и уважение к семье, своему народу, своей стране призваны те, кто работает с молодежью – учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, молодежные лидеры.
Локомотивами в реализации задач, поставленных государством, являются образовательные учреждения. Школьное сообщество – это благоприятная среда для становления личности, развития у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технической, коммуникативной. Важнейшей целью современной школы является образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентефикации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны, человечества; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
Одним из приоритетных направлений в организации воспитательной деятельности школы является сохранение лучших школьных традиций для обеспечения преемственности поколений, формирования позитивного отношения к истории малой родины и страны в целом. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут их знания о родном крае, городе, школе, их лучших людях, тем более действенными окажутся они в деле воспитания любви к родной земле, уважения к традициям своего народа, формировании патриотических качеств.
Особое место в системе воспитательной работы образовательных учреждений традиционно занимают школьные музеи исторической, боевой и трудовой славы. В Ростовской области 256 паспортизированных школьных музеев. Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные. Прежде всего, это хранилище подлинных памятников истории и культуры, природы и техники. Музей является исследовательским и просветительным учреждением, осуществляющим комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры, в которой основой для формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности и объекты природы. Деятельность школьных музеев включает фондовую, экспозиционно-выставочную, экскурсионную, массовую и просветительную работу. К традиционным функциям музея относятся: комплектование, изучение, учет, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Однако, специфика школьных музеев, в отличие от государственных, заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции. Школьный музей – прежде всего действенное средство повышения эффективности обучения и воспитания школьников. Работа по созданию и организации деятельности школьного музея предоставляет колоссальные возможности для раскрытия интеллектуального, творческого, коммуникативного потенциала школьника. Такая работа выливается в долгосрочный проект, участниками которого в течение нескольких лет становятся и учащиеся, и их наставники. Реализация проекта «Школьный музей» позволяет создавать условия для деятельности подростка, максимально приближенные к реальным, а в большинстве случаев – реальные. При этом учитель (руководитель) обеспечивает формирование обобщенных компетенций учащихся, универсальных информационных и познавательных (исследовательских) умений. Работа над проектом включает этапы, позволяющие максимально вовлечь воспитанников в поисково-исследовательскую, краеведческую, туристско-экспедиционную работу. Актуальность проекта «Школьный музей» в современной образовательной среде очевидна. Работа предполагает не только создание музейных экспозиций или выставок в стенах школы, но и кропотливую работу с использованием  многообразных форм деятельности школьников, включающую в себя поиск и сбор материалов в походах и экспедициях, проведение экскурсий, разработку туристических маршрутов, встречи с интересными людьми, запись их воспоминаний, организацию праздников, конкурсов, краеведческих конференций. Для учителя, воспитателя школьный музей – это своего рода инновационная площадка для реализации задач обучения, формирования приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Музей – это место, где развлечение совмещается с познанием, место, которое помогает по- новому взглянуть на вещи. В сознании детей музей устойчиво ассоциируется с прошлым. Здесь можно «ощутить» его, «окунуться в его атмосферу», «перенестись в него» из настоящего. Отличительной чертой и преимуществом музея большинство учащихся считают возможность увидеть: «старинные», «древние», «исторические», экспонаты. Посредниками между школой и музеем должны стать педагоги, вооруженные музейной педагогикой. Музейная педагогика является одной из форм современных образовательных технологий и имеет свою историю и свою научную методологию. В процессе самообразования, участия в работе областных семинаров руководителей школьных музеев, анализа собственного опыта работы над проблемой, я овладела приемами и методами музейной педагогики. Практическое их применение способствует решению задач качественного образования и воспитания обучаемых, формирования духовно-нравственной личности. Формы взаимодействия музея и школы по историко-краеведческому, обществоведческому образованию школьников достаточно разнообразны: обзорные и тематические экскурсии, выставки, музейные уроки, праздники, шоу, творческие конкурсы, научно-исследовательские конференции. Новыми формами работы стали виртуальные музеи и экскурсии, создаваемые с помощью ИКТ. Виртуальный музей должен помочь ребенку, «оторванному» географически от музейных центров, стать творческой личностью.
Таким образом, отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать способности обучаемых и удовлетворить их интересы, что стимулируется разнообразием и подлинностью музейных предметов и архивных материалов. Музейная педагогика дает возможность:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу.
Итак, музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно - ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Немаловажно отметить и то, что выполняя все эти задачи, он посильно участвует в формировании музейного фонда страны. Такие выводы мне позволяет сделать опыт реализации проекта «Школьный музей» в МОУ СОШ №2 г. Миллерово Ростовской области, руководителем которого я являюсь. В мае 2017 года школьному музею исполнится 15 лет. За это время музей стал действительно центром патриотического и гражданского воспитания нескольких поколений выпускников школы, координатором патриотической работы в городе и районе, добился серьезного признания и солидных успехов. Деятельность музея МОУ СОШ №2 вышла за пределы школы, опыт работы распространяется на муниципальном и региональном и федеральном уровнях. Однако проблема восстановления и организации школьных музеев, музейных комнат в Миллеровском районе остается на сегодняшний день актуальной. Из 32 общеобразовательных школ, в которых обучается 5675 учащихся, школьные музеи созданы лишь в 6, из них паспортизированы лишь 2 школьных музея.
Патриотизм граждан является основой стабильности и силы государства. Россия создала неповторимую культуру, мощный цивилизационный потенциал, действующий на прочной основе выверенных за века ценностей и идеалов. В современной ситуации развития России как никогда актуально возрождение духовности, воспитание граждан, особенно детей и молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, в стремлении к активному участию в развитии общества. Как показывают общероссийские опросы общественного мнения, героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций развития общества. Эти тенденции связаны с его консолидацией, подъемом патриотизма, переносом основных усилий по воспитанию от центра в регионы и на местный уровень. «Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. « И тогда прошлое, и будущее становится нераздельным для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени» [7,7], - так образно и лаконично отразил суть национально-регионального воспитания Д.С. Лихачев. В силу этого, построение любой модели воспитания должно быть ориентировано на развитие продуктивного, ориентированного на будущее национального самосознания, под которым понимается идентификация личности со своей страной, свои народом, с его прошлым, настоящим и будущим. Традиционно большая ответственность за выполнение задач патриотического воспитания возлагается на общеобразовательные учреждения. Несомненную помощь в реализации программ духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания оказывают школьные музеи. Школьный музей обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими культурно - воспитательными учреждениями.
На сегодняшний день сам процесс реализации проектов по созданию и открытию школьных музеев является важным шагом на пути организации массовой патриотической работы в школе. Перспективы развития школьного музея обусловлены развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности учащейся молодежи. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно, если оно осуществляется на базе школьного музея, - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Разнообразная работа на базе музеев помогает школьникам овладеть навыками познания истории малой родины и пропаганды ее ценностей, развивает в них потребность в исследовательской деятельности, дает возможность самореализации, позволяет подрастающему поколению прийти к пониманию таких важных жизненных ценностей, как память и долг, духовность и нравственность, стремление быть полезным в своем коллективе, а следовательно, - быть достойным гражданином своей Родины. Патриотизм призван дать новый импульс духовного оздоровления народа, формирования в России единого гражданского общества. Патриотическое сознание граждан является важнейшей ценностью, условием стабильного развития общества, духовно-нравственного единства и краеугольным фактором обороноспособности страны

Источники и литература:
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ст.14 "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 150.
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Об образовании в Ростовской области», ст.1
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2012 года. Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г., № 1662. С. 21
4.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2015 годы. Распоряжение Правительства РФ от 7.02.2011г.,№163-р., с. 2
5. Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» . [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с. 2
6. Горленко В.Г.Растим патриотов России. Патриотизм – веление времени. М., ООО «Руспринт», 2011 год, с.25
7. Лихачев Дмитрий. Земля родная. М., «Просвещение», 1983 г., с. 7









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15