Доклад На тему: «Роль ГТО в патриотическом воспитании молодежи»


Доклад
На тему: «Роль ГТО в патриотическом воспитании молодежи»
Выполнил: учитель физической культуры
Антоненко О.А

Оренбург 2017
Введение
Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и способствуют воспитанию патриотизма граждан, помогают закалить характер, подготовить себя к защите Родины. Особую важность и актуальность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2005 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», которая, по моему мнению, в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта чем другие. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание молодежи. Служба в армии, как в военное, так и в мирное время сопряжена с постоянными высокими физическими нагрузками. Сегодняшним защитникам Родины — 18-20-и летним парням — доверено управлять сложной современной боевой техникой, различным по мощности разрушительной силы оружием. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к тяготам и лишениям воинской службы, которые способен стойко перенести каждый уважающий себя мужчина.
«…Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период.
Д.А.Медведев (Из видеоконференции в приемной Президента России, 9 апреля 2009 г.)
Патриотическое воспитание
В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», а также «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».
В условиях реформирования Российского государства патриотизм как нравственная высшая ценность, не утратил своей значимости и актуальности. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, преумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
В рамках реализации патриотического воспитания молодёжи в 2014 году были проведены десятки различных мероприятий Всероссийского уровня, сотни межрегиональных и региональных событий, участниками которых стали представители всех субъектов Российской Федерации. Среди основных мероприятий, можно выделить следующее:
«Дороги Победы» – проект, проходящий под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, позволяет десяткам тысячам школьников посетить музеи боевой славы;
VII Фестиваль «Юные таланты Отчизны» – в мероприятии приняли участие 15 тысяч учащихся суворовских училищ, кадетских корпусов и школ, казачьих корпусов и классов из 50 регионов Российской Федерации;
Всероссийский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» – серия конкурсных мероприятий в субъектах Российской Федерации с большим финалом в Москве;
Поэтический конкурс «Городские рифмы» – свои произведения на конкурс прислали более 300 молодых поэтов из всех уголков России;
Молодёжный конвент «Герои нашего времени» – на одной из ведущих площадок Москвы, патриотические организации, в современном востребованном формате, продемонстрировали молодёжи России десятки возможностей для самореализации во благо Родины;
В 2014 году, совместно с Государственным центральным музеем современной истории России и РИА «Новости», создана общественно-дискуссионная площадка. На площадке, с участием экспертного сообщества, при участии экспертного сообщества, молодёжь обсуждала темы касающиеся сферы патриотического воспитания; В течение года, в Краснодарском крае на базе ФДЦ «Смена» были проведены 3 профильных смены для молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет. Одной из задач проведения тематических смен («Смена Чемпионов», «70 лет Победы», «Технология добра») стало развитие у подрастающего поколения навыков и компетенций патриотического волонтёрства в год 70-летия Победы в Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов;
В рамках федерального проекта «Великая забытая война», региональные штабы которого действуют в 37 субъектах Российской Федерации, было проведено почти 400 мероприятий, в которых приняли участие 74 тысячи человек;
В федеральном проекте «Моя гордость – Россия», призванном раскрыть творческий потенциал молодёжи, приняло участие более 600 человек из различных регионов страны;
Итогом федерального проекта «Наша Общая Победа», в рамках которого молодежь записывала видеоролики-интервью с ветеранами, формируя тем самым архив-видеотеку Великой Отечественной войны, стали 20000 видеозаписей;
В рамках проведения Всероссийского форума «Селигер – 2014» проведена тематическая смена «Русская правда». По результатам работы смены, сформирована команда единомышленников, нацеленная на реализацию проектов по созданию позитивного образа России;
При поддержке ФГБУ «Роспатриотцентр» был организован и проведен пятый заезд Всероссийского форума «Селигер – 2014» «Территория смыслов». В работе площадок заезда приняло участие около 1000 человек из всех субъектов Российской Федерации;
Летом 2014 года, на территории Республики Крым был организован историко-патриотический международный слёт «Таврида», собравший 1500 молодых человек более чем из 100 стран мира;
В 2014 году, Федеральное агентство по делам молодёжи совместно с ФГБУ «Роспатриотцентр» приступили к формированию Всероссийского волонтёрского корпуса 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.
В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.
Физкультура и спорт
Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза.Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие Свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям.
Спорт — явление культурной жизни. Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовнойнеобходимостью.
Спорт в России — один из наиболее востребованных видов деятельности. Спортом занимаются профессионально и любительски. Любительский спорт тесно связан с понятием физкультуры. Многие российские спортивные школы являются ведущими в мире. Доказательством тому — высокие достижения на самых престижных спортивных соревнованиях, таких как Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы по различным видам спорта. Многие российские спортсмены являются мировыми спортивными «звёздами».
Регулированием спортивной сферы в РФ занимается Федеральное агентство по физической культуре и спорту России (Росспорт).
По данным на 2008 год, в России имелось 2687 стадионов с трибунами на 1500 мест и более, 3762 плавательных бассейна, 123,2 тыс. плоскостных спортивных сооружения. В 2008 году численность занимавшихся в спортивных секциях и группах составляла 22,6 млн человек, в том числе 8,1 млн женщин. В 1980 году в Москве были проведены первые в истории Советского Союза летние Олимпийские игры. В 2014 году были проведены первые в истории России зимние Олимпийские игры, а также зимние Паралимпийские игры в Сочи. В 2019 году пройдет первая в России зимняя Универсиада в городе Красноярске.
Физкультуру в массы (ГТО)
«Гото́в к труду́ и оборо́не СССР» (ГТО) — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодёжи. Существовала с 1931 по 1991 год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне». По словам министра образования Дмитрия Ливанова, начиная с 2015 года результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения.
В поручении № Пр-756 от 4 апреля 2013 президент России поручил правительству РФ разработать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс. В качестве научно-практической и методической основ комплекса принято исследование, проведённое ВНИИФК в 2006—2009 годах на базах 11 федеральных экспериментальных площадок. Государственный музей спорта с 10 сентября по 15 ноября 2013 года провёл всероссийский конкурс на разработку названия, эскизов знака и талисмана для комплекса. В результате конкурса было определено название «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс „Горжусь тобой, Отечество“» и около 20 эскизов знаков представлены для голосования среди населения. В 2013 году велись разработки проекта комплекса «Горжусь тобой, Отечество». Для принявших участие в тестировании, но не выполнивших нормативы, предполагался знак «Участник».
24 марта 2014 года президент России подписал указ, которым постановил до 15 июня 2014 утвердить «Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“ (ГТО)», до 1 августа разработать сопутствующие нормативно-правовые акты и ввести комплекс в действие с 1 сентября. Соответственно достигнутым уровням планируются надбавки к стипендиям и заработным платам. Предусматриваются возможность учета необязательных испытаний и национальных видов спорта. Проект положения находился в стадии публичного обсуждения с 3 по 18 апреля. В течение 2014 года во многих городах России проводились спортивные конкурсы и акции, на которых населению предлагали сдать различные варианты норм.
Испытания:
Челночный бег 3×10 м
Бег 30, 60, 100 м
Бег 1000; 1500; 2000; 2500; 3000 м
Прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места и прыжок в длину с разбега
Подтягивания нанизкой (из виса лежа) и высокой (из виса) перекладинахСгибание и разгибание рук в упоре лежа
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту
Наклон вперёд из положения стоя на полу или гимнастической скамье
Метание спортивного снаряда в цель и на дальность
Рывок гири 16 кг
Плавание 10, 15, 25, 50 м
Бег на лыжах или кросс по пересеченной местности 1, 2, 3, 5, 10 км
Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия из положения сидя и положения стоя
Туристический поход с проверкой туристических навыков.
Уже в новом учебном году 2014-2015 нормы ГТО (готов к труду и обороне) могут учитываться вузами как часть портфолио.
Заключение
Главной целью работы в процессе физического совершенствования является развитие качеств личности гражданина, спортсмена, отвечающих национально-государственным интересам России, формированию моральной и психической готовности трудиться на благо страны, активно и увлеченно соревноваться в любых экстремальных условиях спортивного поединка во имя Родины, верности спортивному долгу, дисциплинированности и ответственности за принадлежность к сборной команде Российской Федерации, края, области, города, учебного заведения.Исходя из этого, основной задачей всей деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта должно быть обеспечение уровня значимости государственного патриотизма у подрастающего поколения, формирование в сознании каждого подростка, юноши, девушки понимания зависимости судеб страны, народа от того в какой
мере все они будут руководствоваться в своих действиях патриотическим началом. Эта деятельность связана с умением преподавателей физического воспитания, тренеров использовать различные формы и методы воспитательной работы.
Итогом такой работы должно быть стремление каждого занимающегося в спортивной секции, группе здоровья внести свой вклад в экономический, научный и культурный подъем России, в укрепление оборонного ее потенциала.
В сложившейся ситуации важнейшим направлением государственной политики в социальной сфере, в том числе в области физической культуры и спорта, является восстановление системы патриотического воспитания как полноценно действующего государственно-общественного института.
Значительная роль в воспитании патриотизма легла на учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.