Взаимодействие колледжа и семьи в патриотическом воспитании обучающихся.


Взаимодействие колледжа и семьи в патриотическом воспитании обучающихся.
Любовь к Отечеству проявляется в том, что гражданин глубоко чтит окружающую его природу, имеет доброе отношение к согражданам, наконец, живет во благо своей страны. Под патриотизмом, т. е. политической любовью, понимается участие в делах государства, преданность своему народу и интересам своего дела. Героическая борьба, подвиги, талант лучших сынов Отечества — пример для подражания. История России — это в определенной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому обучающимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.
Если педагог хочет, чтобы обучающимся были достойными гражданами, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения в колледже, семья, тесно сотрудничая с различными учреждениями образования и культуры, обогащает все эти элементы воспитания. Традиционная модель семейного воспитания предполагает восприятие ребенка, который сам не способен оценивать происходящее. Самый обычный обучающийся, усилия которого оценены и вознаграждаемы, будет ощущать чувство уверенности в своих силах, в то время как поистине способный и талантливый, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает чувство неуверенности, ненужности. Отсюда вытекает претензия взрослых — «я знаю лучше, что для тебя хорошо, что плохо». И ребенок становится по этой причине homo educandus (воспитуемым), а в этом случае его ответственность за свои поступки и действия начинает проявляться лишь в процессе взросления. Кроме того, немаловажное значение имеет личный пример родителей, их отношение к проблемам нравственности, морали, военно-патриотического воспитания и т. д., усиление воспитательного воздействия семьи. Например, японские педагоги видят смысл формирования воли не в том, чтобы школьники принуждали себя к действию, а в том, чтобы творчески использовали для выполнения принятой программы внутренние (ум, чувства, интуицию) и внешние (помощь, советы других) возможности. В этот процесс включаются механизмы самосознания и самоуправления обучающихся, проявления самостоятельной творческой активности в рамках заданных социальных норм, которые внешне воспринимаются как его собственные нравственные принципы. В частности, военно-патриотическое воспитание детей в семье не должно осуществляться стихийно, но в определенной системе, строго сообразуясь с требованиями педагогики, организованно и непрерывно воздействуя на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие, формируя у них качества гражданина и защитника Отечества. Основные направления этого воспитания в семье: нравственное, психологическое и волевое, физическое и военно-техническое.
Обучающиеся — юноши и девушки — стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь, проживают активный период социального и гражданского становления. В этом возрасте завершается формирование основных моральных установок и нравственных качеств. Заканчивается половое созревание. Молодые люди в состоянии заниматься длительным физическим трудом, режим их жизни и труда приближается к режиму взрослого человека. Взрослые люди пытаются судить о других по образцам поведения, присущим их культуре. В наши дни к прежним проблемам юношества добавляются проблемы межнациональные, межэтнические, межконфессиональные, социально-экономические. Нередко эти различия являются главной причиной непонимания юношей при общении. Установки и стереотипы определяют предубеждения, которые имеют огромное значение в восприятии и интерпретации событий: «Я — такой, поэтому я так вижу». «Я — такой» складывается из огромного количества составляющих, начиная от типа нервной деятельности, наследственности и заканчивая менталитетом и багажом жизненного опыта со всеми самооценками, «Я-концепцией». Развитие личности старшеклассников находится в прямой зависимости от уровня предъявляемых к ним требований со стороны семьи, общества, государства, от требований к самому себе, нравственных представлений, понятий и прочности убеждений. В этом возрасте определяется их социальный статус — либо они рабочие и служащие, либо они снова учащиеся, студенты. В военно-патриотическом воспитании особенно велико влияние на поведение обучающихся социальных убеждений и суждений ближайшего окружения. Но не менее значимо и влияние на их поведение предубеждения референтной группы. Значительно повышается роль родителей, их нравственных и идейных взглядов и отношения к военной службе, к армии в целом. При этом должны учитываться свойственные этому возрасту критичность мышления, стремление постичь истину, чрезмерный практицизм и противоречивость поведения, юношеский максимализм, а также болезненное, негативное восприятие равнодушия, черствости, расхождения слова с делом. Юноши и девушки не допускают грубого вторжения в сферу их интимных интересов со стороны взрослых. В связи с предстоящим вступлением в трудовую деятельность и на воинскую службу приобретает особое значение правильное понимание юношами и девушками сущности сознательной дисциплины, товарищества, роли коллектива, а также мотивов своих собственных поступков и возможных их последствий для других. Воспитательное воздействие родителей на обучающегося должно быть крайне тактичным, деликатным, в форме партнерского общения, обязательно ориентированное на предстоящие молодым людям деятельность и выполнение воинского долга по защите Отечества. Прежде всего, это личный пример родителей при выполнении нравственного долга — военной службы, — который для старшеклассников заключается в положительном отношении к предмету начальной военной подготовки и глубоком освоении основ военного дела. Большую пользу принесет доверительная беседа в семье, «мужской разговор» отца и сына, а нередко и с дочерью, о долге по защите Родины, необходимости серьезно готовиться к его безупречному исполнению. Беседы нельзя превращать в назидание или нажим — «делай так!». Этот тон встречается юношами и девушками недоброжелательно, вызывает их противодействие. Теперь требуется не просто обсуждение книг, спектаклей, кино- и телефильмов на патриотическую тему, а глубокий анализ содержания вместе с взрослыми, с высказыванием ребенка собственного мнения, нравственных выводов. При выборе профессии и жизненного пути старшеклассников родители не должны подавлять их склонностей и желаний личным авторитетом и престижностью своей профессии. В то же время они обязаны помогать обучающимся осознанно выбрать профессию сообразно их интересам и возможностям. Общенародные праздники по случаю знаменательных военных дат, в первую очередь Праздника Победы, Дня Вооруженных Сил, желательно проводить не только в рамках широких общественных мероприятий, но и как скромное семейное торжество. Здесь следует найти место для воспоминаний семьи и родственников, земляков, друзей и товарищей родителей, для обмена поздравлениями, приветствиями. Эффективно общение обучающихся с ветеранами войны и труда, которые вспоминают о днях минувших. Рекомендуется поощрять обучающихся к проявлению конкретного внимания к ветеранам: поздравлять их, приглашать на семейные торжества и праздники, помогать им в быту и труде. Родители помогают юношам и девушкам всегда видеть перед собой нравственные идеалы и важность нравственно-волевых качеств для предстоящей трудовой деятельности и службе в армии и на флоте: настойчивости в выполнении принятых решений, умения мобилизовать собственные возможности и преодолевать возникающие при этом трудности, проявлять самообладание и контролировать свои поступки. Действенное влияние оказывает также побуждение родителями детей к ответственному выполнению обязанностей членов семьи, уважению к традициям старших поколений, к оказанию помощи нуждающимся в ней. В жизни семьи должна учитываться необходимость прививать юношам и девушкам умение выполнять организаторские функции в труде, проявлять творческое отношение к труду и чувства коллективизма, готовность сознательно осваивать избираемую профессию. Вся деятельность родителей должна проходить под знаком подготовки обучающихся к трудовой деятельности и службе в вооруженных силах. Физкультура и спорт в семье служат по своему прямому назначению в целях физического развития обучающихся и в то же время являются эффективным средством военно-патриотического воспитания. Поскольку режим дня обучающихся всегда жестко регламентирован, целесообразно создавать необходимые условия для самосовершенствования в избранном виде спорта. Проявление решительности, смелости, настойчивости, готовности идти на обоснованный риск, умение сохранять способность организованно действовать в трудных условиях, а также другие волевые качества, заложенные в подростковом возрасте, теперь закрепляются и развиваются, приобретают конкретный, целеустремленный характер. Для повышения педагогического уровня родителей по военно-патриотическому воспитанию обучающихся в семье с ними ведется индивидуальная работа в образовательных учреждениях. Содержанием этой работы становится ориентация родителей на выбор их детьми военных профессий, если к ним имеет склонность или данные их сын, дочь. Очень важно убедить родителей не препятствовать детям в выборе такой профессии. Эффективность военно-патриотического воспитания в семье прямо зависит от социально активной позиции ребенка и от психолого-педагогической подготовленности родителей.