Выступление Роль снов в произведениях русских писателей XIX века


Малая академия наук школьников Республики Башкортостан
Министерство образования Республики Башкортостан.
Отдел образования администрации МР Шаранский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Шаран МР Шаранский район Республики Башкортостан»
XIV районная научно-практическая конференция школьников
Секция «Филология»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Роль снов в произведениях русских писателей XIX века

ВЫПОЛНИЛА: ученица 9а класса
МБОУ «СОШ №1 с.Шаран муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан
Галиуллина Илина Замировна.
УЧИТЕЛЬ русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 с.Шаран муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан»
Сабангулова Зиля Мударисовна.
Шаран
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3-4
Глава 1. Волнующий сон Светланы в балладе Жуковского
«Светлана»…………………………………………………….. ……..4-5
Глава 2. Пророческий сон в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»…...  6-8
Глава 3. Вещий сон Гринёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»……………………………………………………………………………8-9ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………9-10Список использованной литературы ……………………………………….11
Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он – мудрый старец.
Притча.
Введение.
В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними чёткую грань, чего же тогда ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живём в мире иллюзий или в каком- то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг так или иначе возникает у каждого человека. Сон – это всегда что – то загадочное, необъяснимое.
Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. Сон всегда был тайной, загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, колдовство…
Сны героев в литературе занимают особое место: через данный приём раскрывается внутренний мир героев, часто сны носят символический смысл или предсказывают дальнейшее развитие сюжета.
В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы XIX века.
Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главная роль в тексте повествования. При этом учитывались не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.
Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективное переживание героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.
Цель работы: определение основной роли и предназначения сна в произведениях художественной литературы XIX века.
Задачи:
-отбор произведений;
-определение значимости использования приёма сна в произведениях художественной литературы;
-определение их места в структуре этих произведений.
Глава 1.
Волнующий сон Светланы в балладе Жуковского «Светлана».
Обратимся к балладе «Светлана». Светлана погружена в раздумье и женихе, от которого «вести нет», и томится в разлуке с ним.
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался – вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
В произведении нам представлена антитеза – противопоставления добрых сил злым, сна – действительности. Причём грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. Примером тому, является предложение подружек, которые просят Светлану загадать «в чистом зеркале стекла».
Грань между явью и сном стёрта. И этот факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мёртвого жениха приводит в ужас не только героиню.
После описания весёлых гаданий возникает мифический сюжет сна. Жуковский использует характерный для баллад ход – встреча с миром мёртвых. Светлана очень ждала своего жениха, а во сне она встречает его, но в очень странном виде. Постепенно автор нагоняет атмосферу страха. Мы ещё не понимаем, что происходит, вместе со Светланой нам что-то чудится, мы видим кого-то с «яркими глазами», и этот «кто-то» зовёт девушку в путь.
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На середине чёрный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.
Потом жених Светланы куда-то исчезает, она остаётся одна в страшных местах, видит избушку, открывает дверь и видит гроб. Но, в конце концов, Светлану спасает молитва.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И, с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Это оптимистическое произведение кончается счастливой развязкой. Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За ним следует пробуждение, и всё сразу меняется. Мир снова залит светом, девушка встречается со своим женихом, который возвращаются к ней живым и здоровым.
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана… Будь вся жизнь её светла,
Будь веселость, как была,
Дней её подруга…
Глава 2.
Пророческий сон в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Александр Сергеевич Пушкин – тонкий психолог, прекрасно понимающий душу человека. Его роман «Евгений Онегин» является достоверной картиной русской жизни XIX века.
Включая в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда ещё не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Её вещий сон, пронизанный фольклорными образами символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Татьяне снится:
…будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена.
Сон героини очень логичен и последователен, встречающиеся трудности в виде незамерзающего ручья, длинного пути в сугробах ей помогает преодолеть «лакей косматый». Татьяна замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь: 
Упала в снег; медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна,Не шевельнется, не дохнет.
В хижине, куда затем попадает Татьяна, - веселье (яркий свет, «крик и звон стакана»). Но Пушкин сразу говорит: «Как на больших похоронах», что и не предвещает героине ничего хорошего, и одновременно намекает на потустороннюю силу. 
Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой,Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот.
Используя систему художественных образов, Пушкин создает пародию на гостей, которые будут присутствовать на именинах Татьяны в доме Лариных. Но главное, кроме них Татьяна видит и того, кто «мил и страшен ей», Евгения, и при чем в роли «хозяина» (все ему подчиняются), атамана шайки нечисти.  Сон Татьяны повествует о трагедии. Онегин выступает «злодеем», убивающим Ленского. Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмигПовержен Ленский...
Неподдельный ужас пробуждает Татьяну, теперь она старается осознать увиденное, так как верит в предзнаменованье.Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.
Сон героини, достоверно и подробно рассказанный автором, настраивает читателя на то, что дальше последуют предсказанные события, поэтому «странное» поведение Онегина на бале Лариных, его ухаживания за Ольгой – логическая цепь, за которой последует катастрофа – дуэль недавних приятелей. Но сон имеет и второе толкование, его символы сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым. Медведь – это ее будущий муж, генерал. Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу, и похороны. Недаром Татьяна слышит шум, как «на больших похоронах».
Сон, введенный в романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но такая же несчастная, как прежде:А счастье было так возможно,Так близко!.. Но судьба мояУж решена <...>Я вышла замуж. Вы должны,Я вас прошу, меня оставить <...>Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.
Это ее судьба, против которой героиня не пойдет, сохраняя твердую покорность, выпавшую на ее долю. Она останется верна долгу, в этом ее суть. Сон Татьяны пророческий. Героиня, верившая «преданьям старины», пытается найти объяснение этому сну в книге Мартына Задеки, но не находит. Она убеждена, что сну суждено сбыться.  Вещий сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое.
Глава 3.
Вещий сон Гринёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Совершенно особую роль в романе играет сон Гринёва, который он увидел сразу же после первой встречи с вожатым – Пугачёвым. Введение сна Гринёва объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гринёвым дальше, как сложатся его отношения с Пугачёвым.
Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «...Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,— говорит она мне,— отец болен при смерти и желает с тобою проститься». — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петрушка,— отвечала мне матушка,— это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»...»
Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»... Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа — тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил ему счастье с Машей Мироновой... Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.
Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери — подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойся, подойди! под мое благословение..."»
Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.
Заключение
В данной работе были рассмотрены три произведения русской художественной литературы XIX века. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач. Во-первых, сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя. Во-вторых, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. И, наконец, сон может отражать физическое и нравственное состояние героя. Таковы главные выводы, к которым можно прийти в результате выборочного анализа произведений художественной литературы. Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг гаданий и сонников.  После проведенного в данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания, также удалось определить символическое значение и основную функцию сна для того или иного художественного произведения.  Обращение к лучшим образцам художественной литературы прошлого со всей очевидностью убеждает нас в том, что сны и сновидения — это вечная тайна и загадка, и для того, чтобы постичь их, потребуются ещё века и тысячелетия.  Данная работа является лишь попыткой проникновения в данную проблему, но в тоже время она позволяет определить многие знаковые вещи, как для понимания литературы, так и для мировосприятия в целом.
Список использованной литературы
1. В.А.Жуковский баллада «Светлана», критическая статья.
2. А.С.Пушкин роман «Евгений Онегин», критическая статья.
3.А.С.Пушкин роман «Капитанская дочка», критическая статья.
4. Интернет-ресурсы.
5. Литература 9 класс.