Научная статья «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
























МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
































«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛОВ»






























Горчакова Светлана Анатольевна




















г. Вологда




















Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области




















«Вологодский индустриально-транспортный техникум»






























Преподаватель истории






























Аннотация: Развитие предпринимательской компетенции студентов профессиональных учреждений - это одна из основных целей в процессе обучения. А именно, развитие делового качества и модели поведения в предпринимательстве. В основу своего бизнес-проекта студент может положить те навыки и умения, которые он получил из предметов общеобразовательного и профессионального циклов в образовательном учреждении.






























Предпринимательская компетенция включает в себя следующие основополагающие аспекты, которыми должен обладать молодой предприниматель для успешности в бизнесе:





































Работоспособность и высокая устойчивость к нагрузкам.



























Особое мышление, направленное в сторону цели и эффективности работы.



























Высокий уровень коммуникабельности, делового общения и гибкости.



























Личная ответственность и готовность к риску.



























Ориентация в профессиональной сфере и образованность.































Все эти аспекты, студент может получить из предметов, которые он осваивает в образовательном учреждение.
































На примере нескольких десяти преподаваемых предметов, БПОУ ВО «Вологодский индустриально-транспортный техникум» в г. Вологда, 2016 г., в соответствии с учебными программами на 2016 г.






























Таблица




















Предпринимательские компетенции, которые формируются в результате освоения учебных




















предметов.




















































































Учебный предмет






























Знания и умения при освоении учебных предметов












































































общеобразовательного и профессионального цикла


































1




























Математика

























1.




























Умение делать расчеты.





































































2.




























Умение составлять и анализировать статистику.





































































3.




























Умение создавать алгоритм действий и следовать
























































































ему.





































































4.




























Готовность к сложным вопросам (задачам) и






























































































нахождению ответа (решения) на них.


































2




























Русский язык и литература

























1.




























Формирование грамотности устной и письменной
























































































речи.





































































2.




























Развитие навыков делового общения.





































































3.




























Умение формировать свои мысли четко и ясно.





































































4.




























Умение вести диалог, дискуссию, обсуждение и






























































































работать на семинаре.


































3




























История

























1.




























Умение формировать свое мнение и позицию.





































































2.




























Умение осознавать себя как гражданина страны.





































































3.




























Формирование уважение к личности (населению) и
























































































государству.





































































4.




























Знание примеров успешных предпринимателей и






























































































богатых династий.


























































4





























Экономика и экономические




























1.





























Знание основных понятий и процессов





















































основы профессиональной












































экономической деятельности государства.





















































деятельности

























2.




























Умение разбираться в экономических основах сферы
























































































своей будущей профессии.










































































3.





























Формирование экономической грамотности.


































5




























Проектная деятельность

























1.




























Умение создания своего проекта.





































































2.




























Умение использовать ресурсы.





































































3.




























Формирование творческой направленности на
























































































результат.





































































4.




























Формирование готовности использовать новые идеи






























































































и инновации.


































6




























Обществознание

























1.




























Знание всех сфер жизни и деятельности человека.





































































2.




























Формирование основных понятий сфер жизни






























































































человека.


































7




























Право

























1.




























Формирование способности принимать решение
























































































самостоятельно.





































































2.




























Формирование ответственности человека в
























































































государстве.










































































3.





























Знание прав и обязанностей гражданина.


































8




























Информатика

























1.




























Умение пользоваться компьютером и пакетом
























































































программ для создания чего-либо нового (диаграмма,
























































































презентация, схема, таблица).





































































2.




























Умение пользоваться Интернет, как источник новой
























































































информации, идей и мыслей.





































































3.




























Формирование навыка вести электронную переписку,
























































































пользоваться новейшими базами хранения






























































































информации («облако»).


































9




























Иностранный язык

























1.




























Формирование навыка общения и
























































































коммуникабельности.





































































2.




























Формирование навыка работы со сложным заданием
























































































(переводом, вопросом).





































































3.




























Формирование разговорной и письменной речи.





































































4.




























Умение налаживать контакт и связь, используя свои






























































































знания (с иностранным гражданином).


































10




























Физическая культура

























1.




























Умение работать в команде.





































































2.




























Формирование способности работы сообща для






























































































достижения поставленной цели.











































Все выше перечисленные знания и умения помогут студенту в формировании его жизненной позиции. Смогут помочь выбрать личности правильное направление и раскрыть его творческие способности. Так же расширят картину мира для свободы мыслей и раскрытия идей. От части, добавят веру в свои силы. Стать не просто специалистом по найму, но и открыть собственный бизнес. Зачем человеку создавать свое предприятие? Для многих это шаг на встречу яркому будущему. Обеспечить себя и своих детей. Реализовать свои амбиции. Быть авторитетом в обществе и даже задавать тенденцию. Строя свое дело человек помогает государству, развивает рыночную экономику и промышленность, уплачивая налоги, становится полноценным гражданином своей страны. Рассмотрим студента, только закончившего обучение по специальности повар-кондитер. Где пригодится такой специалист в современном обществе? Ответ находится на поверхности. Конечно, в пищевой промышленности. Ввиду многочисленных вакансий в кафе, столовых, ресторанах и т.п., выпускник сможет найти работу легко. Обладая опытом в этой сфере, он сможет открыть свое дело. Например, предмет: Экономические и правовые основы профессиональной деятельности. На занятиях по этому предмету есть ряд































практических занятий, которые дают возможности почувствовать себя настоящим бизнесменом, посмотреть с разных сторон на свое предприятие. Студент может создать на бумаге свою кондитерскую, кофейню или авторский ресторан. На основе данной преподавателем информации






































существующих формах собственности, налогах, заработной плате, Трудовом кодексе, видах ответственности, студент понимает, что его может ожидать, делает выводы. Такого рода предметы создают базу информации, которая в свою очередь выступает залогом правильного построения предприятия. Остальные предметы профессионального цикла дают студенту возможность понять, что у него получается лучше всего, а над чем нужно поразмыслить и поработать. Действительно, задача преподавателей, направить студента, дать максимум знаний, которые помогут развитию предпринимательской компетенции, которая сложена из многочисленных аспектов. Для этого нужно использовать системно-деятельности подход, который заложен в программы в настоящее время. Целью данного подхода является пробуждение у студента интереса к профессии, через изучаемые предметы. В тоже время, развиваются навыки самообразования. Студент тянется к информации, поскольку знает, что сможет их применить на практике, и это ему пригодится в жизни. Данный подход помогает в развитии активной жизненной позиции. Человек сможет самостоятельно ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи, а также отвечать за результат своих действий. Конечно, это и является результатом обучения – развитие его предпринимательской компетенции. Преподаватель для этой задачи имеет все инструменты. Становясь активными участниками образовательного процесса, студенты учатся множеству действий:






































Находить информацию в различных источниках,






































Узнают объем и норму своей деятельности,






































Могут системно выстраивать свои знания,






































Формируют целостную систему мира вокруг себя,






































Стимулируют свою творческую направленность,






































Решают проблемы различного уровня,






































Развивают способность не бояться сложных задач и ситуаций,






































Формируют систему культурных ценностей человека.






























Основываясь на принципах сотрудничества и взаимопонимания в совместной деятельности, преподаватель и студент смогут добиться наилучших результатов. Формирование предпринимательской компетенции через обучение предметам общеобразовательного и профессионального цикла в образовательном учреждении дает личности возможность на успешное будущее, а государству развитие экономики быстрыми темпами во всех отраслях промышленности.






























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





































Хуторской А.В










.








Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал































"Эйдос". - 2014.