Открытый урок Техническое развитие учащихся в классе аккордеона — баяна


Открытый урок
Тема: «Техническое развитие учащихся в классе аккордеона-баяна»
«Техника – это ещё не искусство.
Она всего лишь средство достижения искусства,
мост на пути к нему»
И.Гофман
Цель – определение основных принципов и методов работы над развитием и совершенствованием технического мастерства учащихся. Рассмотрение главных технических элементов.
Задачи:
обучающие - отработка двигательно-игровых навыков, взаимодействие всех
частей рук, координация движений;
развивающие - развитие физической выносливости и приспособленности всего двигательного аппарата к использованию звуковых и технических возможностей инструмента;
воспитательные - вызвать интерес к работе над развитием технических возможностей.
Конспект занятия
Подготовительный этап
Основной этап (рассказ о необходимости важности развития технических навыков)
Контрольный этап
1. Подготовительный этап (подготовка аудитории к проведению занятия)
2. Основной этап: Каждое произведение искусства является воплощением творческого замысла, богатой фантазии художника. В процессе реализации своего замысла автор мобилизует всю творческую волю, всё умение, и чем выше талант и мастерство художника, тем более впечатляющим и значительным предстаёт конечный результат. Не является исключением и музыкально-исполнительское искусство. Но в отличии, скажем, от художника-живописца, который фиксирует свой замысел на полотне и не нуждается в посреднике между собой и зрителем, музыкант-исполнитель интерпретирует замысел композитора. Говоря об этом, мы в первую очередь подразумеваем технику артиста, при помощи которой он воплощает своё звуковое представление музыкального произведения, своё видение (слышание) художественного образа.
В процессе обучения игре на аккордеоне перед педагогом, наряду с общими воспитательными и музыкально-художественными задачами стоят задачи развития технических навыков учащихся.
В широком смысле слова техника является материальной стороной исполнительского искусства, важнейшим средством передачи художественного содержания произведения.
В узком смысле слова технику можно определить, как предельную точность и быстроту пальцевых движений.
Вся техника аккордеониста может быть подразделена на мелкую (пальцевую) и крупную, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения, то есть, в сущности, всё, чем занимается учащийся, начиная с прикосновения к клавише, есть техника. К мелкой технике относятся различные гаммаобразные и арпеджированные пассажи, мелизмы, пальцевые репетиции, двойные ноты. К крупной - пальцевые тремоло, октавы, аккорды, скачки, кистевая техника.
Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организованной, систематической работы над различными видами инструктивного материала: гаммами, арпеджио и аккордами, упражнениями и этюдами.
Гаммы, арпеджио, аккорды являются основными техническими формулами. Систематическая и последовательная работа над этим материалом - необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений. Успешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает преодолеть многие технические трудности:
- позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;
- создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;
- способствует координации движений обеих рук;
- плавности ведения меха и смены направления его движения;
- помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов разнообразными приёмами звукоизвлечения.
Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у учеников чувство лада и метроритма.
Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если учащиеся при каждом проигрывании гаммы или арпеджио решают определённую музыкальную задачу, контролируют слухом характер звучания, соблюдают динамические оттенки, штрихи, ритм.
Играть гаммы, арпеджио и аккорды нужно в определённом размере, выдерживая длительности.
Изучение гаммы предваряется упражнениями с подкладыванием 1-го пальца. К числу наиболее распространённых упражнений относятся такие, в которых вычленяются и по нескольку раз повторяются отрезки гамм, где происходит подкладывание.
Подкладывание исполняют плавно, без толчков. Для быстрого приобретения навыков с подкладыванием и развитием правильного движения 1-го пальца полезно «беззвучное упражнение»:
Для этого нужно закрыть застёжку, поставить 2-ой палец на «до#» и 3-ий на «ре#», 4-ый на «фа#», 5-ый на «соль#». Нажать и держать все эти чёрные клавиши, не отпуская клавиши, нажать 1-ым пальцем до, ре, ми, потом до, ре, ми, фа.
Для правильной постановки пальцев левой руки полезно поиграть гамму «кусочками» по 2, 3 звука.
Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки, кисти, пальцев. Начинают играть в медленном темпе с ровным количеством длительностей на каждое движение меха.
Арпеджио - разложенные аккорды. Также желательно начинать разучивать с упражнений. На клавиатуру нужно стараться не смотреть для того, чтобы развивалась осязательная ориентация.
Физическую категорию сложности представляет игра аккордами. Игра аккордами осуществляется с помощью кистевых движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе. Начинать работу нужно осторожно в умеренном темпе с упражнений.
Самое удобное исполнение аккордов в быстром темпе – это исполнение кистью с небольшим участием всей руки. При игре аккордами не следует поднимать высоко пальцы над клавиатурой, они должны быть в собранном состоянии. В процессе исполнения аккордовой последовательности необходимо:
- одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя случайных призвуков;
- подготовить положение пальцев для последующего взятия аккорда;
- сделать соответствующее перемещение кисти;
- путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.
Аккорды рекомендуется начинать играть со 2-го класса (3-х звучные).
Большую роль в развитии техники играют этюды. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типичных исполнительских трудностей и что они сочетают специально - технические задачи с задачами музыкальными.
Тем самым использование этюдов создаёт предпосылки для плодотворной работы над техникой. Включение того или иного этюда в учебную программу может быть обусловлено двумя задачами:
- освоением и развитием определённого вида техники;
- подготовкой учащихся к преодолению технических трудностей в художественном произведении.
В первом случае преследуется цель разностороннего развития ученика. В его программу последовательно включаются этюды на различные виды техники, причём каждый этюд должен быть несколько выше возможностей учащегося, тем самым обеспечивается его постоянный технический рост. Во втором случае нужно брать этюды, содержащие тот вид техники и те элементы движения, которые встречаются в произведении, а так же близки по характеру музыки. По трудности этюды не должны превышать уровень развития учащегося.
Работу над этюдами нужно вести в определённой последовательности:
Изучить построение этюда и определить техническую задачу, чтобы иметь ясное представление об объёмах и характере предстоящей работы. Детально разобрать текст, установить аппликатуру;
Приступить к разучиванию этюда, по частям отрабатывать наиболее трудные места. Эта работа должна начинаться с упражнений, содержащих характерные элементы трудных мест. В этюдах, написанных для развития правой руки, обратить внимание на исполнение аккомпанемента левой рукой и наоборот;
Одновременно с усвоением текста этюда следить за выполнением фразировки, акцентов, динамики, определить границы движения меха;
Играть этюд надо в различных темпах, не привыкая к какому- либо одному. Начинать с медленного темпа, постоянно возвращаясь к нему в процессе работы;
Заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и художественных особенностей.
В своём докладе хотелось бы отметить ещё раз, что работа над техникой должна проводиться с учеником систематически и целенаправленно. Принимая во внимание индивидуальные особенности учащихся и степень их подготовки, педагог может составить для каждого из них определённую программу работы над техникой.
3. Контрольный этап(конкурс среди учащихся класса)