Педагогический совет Формирование ключевых компетенций ученика через внеклассную деятельность

Формирование ключевых компетенций ученика через внеклассную деятельность

(слайд 2)
Чаще всего учитель одновременно является и предметником, и классным руководителем. Формируя учебные и воспитательные цели, мы нередко создаем независимые друг от друга учебные и воспитательные программы.

Перед учениками и учителями возникает проблема выбора: усилить подготовку к урокам, предметным неделям и олимпиадам или принимать участие в творческих конкурсах по плану воспитательной работы. Приоритетной в большинстве случаев считается исключительно учебная деятельность.
                 
(слайд 3)
Педагог может много раз объяснять у доски новую тему и радоваться оттого, что даже двоечник написал контрольную на «3», но не всегда способен задуматься: насколько в жизни этого двоечника важно, то или иное правило, физическое определение или историческая дата.

 (слайд 4)
Почему, говоря об образовании, мы по-прежнему говорим отдельно об учении и отдельно, о воспитании? Разве обучая, мы не воспитываем? А проводя интересное воспитательное мероприятие, мы разве ничему не учим?

Вопрос о приоритетности обучения и воспитания всегда оставался актуальным.

(слайд 5)
Составляя план воспитательной работы, продумывая формы внеучебной деятельности, мы должны «решить задачу с двумя известными»:
*
подчинить внеучебную деятельность формированию ключевых компетенций, необходимых для становления личности самостоятельной и активной.                  
По утверждению многих бизнесменов, глав предприятий и организаций, сегодня им не важно, насколько прочны знания молодых специалистов, вчерашних школьников, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем их усваивают люди.
*
Им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться и самореализовываться.

*
Т.е., это и есть цель образования на современном этапе (см. слайд)

     (слайд 6)

     Цель планируется реализовать через ряд задач:

- мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности;
- создать условия для освоения умений, к которым у учащихся уже есть предрасположенность;
- создать условия для развития коммуникативных навыков.

(слайд 7)
Отсюда Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для "само":
САМОактуализации,
САМОопределения,
САМОсозидания,
САМОреализации.
Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

(слайд 8)
Согласно плану развития нашего учебного заведения мы преследуем главную цель:
Реализация компетентностного подхода на уроке и во внеурочной деятельности.
Среди многих задач, стоящих перед школой, обозначены следующие:
развитие системы воспитательной работы как пространства, в котором должны формироваться социальные компетенции обучающихся.
Развитие форм общественной составляющей в соуправлении школой, в том числе через создание детских объединений и организаций

(слайд 9)

Все многообразие форм воспитательной работы с учащимися можно разделить на группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:

1) формы самоуправления школьной жизнью (собрания, часы классных руководителей, заседания Совета старшеклассников и др.);
2) познавательные формы (экскурсии, тематические декады, предметные недели, конкурсы, кружки);
3) спортивные формы (соревнования, спартакиады, праздники);
4) развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники», «классные посиделки» и т.п.)
          (слайд 10)
Воспитательная работа нашей школы строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь учащимся в нравственном становлении личности.
(слайд 10)
Система традиций нашего учебного заведения такова:
Традиции познавательной, спортивной и развлекательной направленности:
День Знаний;
День профилактики детского травматизма;
Предметные недели;
День толерантности и т.д.
(слайд 11)
Спортивные праздники “День здоровья”, «Веселые старты»;
Тематические классные часы;
(слайд 12)
Новогодние праздники;
Коллективно-творческие дела класса;

(слайд 13)
Традиции общественной деятельности:
акция «Сбор макулатуры»;
акция “Поздравь ветерана”;
встречи с ветеранами


(слайд 14)
Традиции общественно полезного труда:
организация дежурства в классах;
дежурство по школе;
субботники по благоустройству территории школы;
субботники по благоустройству города;
(слайд 15)
Такие формы внеучебной деятельности, как кружки различной направленности, помогают вовлечь не только "отличников" и "хорошистов", а каждого, кто еще не нашел себе достойного места в образовании, научить тому, что востребовано современным обществом.

(слайд 16)
Внеклассная работа подразумевает включение в деятельность учащихся разных возрастов и социальных групп.
 Основной принцип деятельности – демократичность и работа в сотрудничестве.

(слайд 17)
Совместная творческая деятельность создает благоприятные условия для формирования ключевых компетенций:
коммуникативных,
информационных,
личностных,
социально-политических.
                
(слайд 18)
В результате формируются:
ценности деятельности, общения, самообразования;
привычка быть мобилизованным;
личностные умения рефлексивные, оценочные;
личностные качества самостоятельность, ответственность;
опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.
профессиональная ориентированность;
становление социальной активности.
(слайд 19)
В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя!!!
Решение:
Продолжить в системе работу по созданию воспитательного пространства классов, школы через развитие ключевых компетенций. Срок: постоянно.
Формировать личность выпускника в процессе вхождения в компетентное пространство. Срок: постоянно.
Организовать жизнь школьников в процессе внеурочной деятельности в контексте жизненного социального и профессионального самоутверждения через воспитание. Срок: постоянно.
Провести тематические родительские собрания по вопросу  «Роль семьи в формировании ключевых компетенций». Срок: декабрь, 2016.
Провести «Круглый стол» с классными руководителями по обмену опытом «Роль классного руководителя в формировании ценностно – смысловой  компетенции через систему классных мероприятий». Срок: февраль, 2017.
На ШМО классных руководителей обобщить опыт работы классных руководителей и педагогов по вопросу «Создание воспитательного пространства класса, кружка в условиях компетентностного подхода». Срок: апрель, 2017.

Заголовок 415