Выступление на педсовете Домашние задания как стимул повышения интереса к изучению предмета ОРКСЭ. Оценка знаний учащихся


Домашние задания как стимул повышения интереса к изучению предмета ОРКСЭ. Оценка знаний учащихся.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Поговорим о заданиях на дом по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Поскольку это предмет решает в большей степени воспитательные задачи, то задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер, побуждающие ученика задуматься, поразмышлять, обсудить с родителями изученный материал. . Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа предполагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены на протяжении изученного курса.
Необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я – сам!» организуется и направляется незаметно, но специально и целенаправленно.
Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?
-Чтение (целенаправленное, ознакомительное, чтение-погружение).
- Заучивание ( минимальное количество дат, терминов, имен).
- Подготовка пересказов (выборочных, кратких, обобщенных).
-Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, выписки.
-Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка).
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок не должно быть. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование к слову, почитать дополнительную литературу. Такая самостоятельная творческая работа ребенка должна быть замечена , одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Вот несколько примеров домашних заданий:
Урок 1. Россия – наша Родина
-Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.
-Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей родине России они посоветовали бы прочитать тебе,твоит одноклассникам?
-Расспроси родителей, близких родственников: есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги? ---Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нём. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.
Урок 2. Культура и религия
Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.
Урок 4. Возникновение религий. Древнейшие верования
Составь план статьи из пособия для учащихся.
Урок 8. Хранители предания в религиях мира.
Узнай у родителей, старших ( или найдите в дополнительной литературе, Интернете), знают ли они о религиях, в которых нет особых людей, которые хранили бы ее традиции и предания.
Урок по теме «Культовые сооружения»
Описать по определенному алгоритму объект наблюдения,
сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных
признака;
Способы использования притч в учебном процессе и в домашней работе:
— -Определить основную идею и смысл
— -Придумать название
— -При использовании приема чтения с остановками – предположить финал
— -Проиллюстрировать притчу (рисунки, репродукции, фотографии и т.д.).
— -Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
—-Выделить ключевые понятия.
— -Инсценировать притчу
— -Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
— -Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определеннойисторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии,
социальной роли т.п.)
— -Сопоставить нескольких притч
Кроме домашних заданий у учителей возникают трудности как оценивать знания учащихся?
Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Использую словесную объяснительную оценку. При неправильном ответе ученика нельзя говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.
Не оцениваю: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Оцениваю индивидуальные учебные достижения детей (сравниваю сегодняшние достижения с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оцениваю каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. поощряю любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощряю, не боясь перехвалить. Учу детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися ориентировано на успех, содействует становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.
По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.
По ОРКСЭ безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.
По итогам четверти, года выставляется оценка «зачет»/ «незачет».