«Формирование активной учебной мотивации через внеклассную работу».


«Формирование активной учебной мотивации через внеклассную работу».Мотивация – процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности.
Мотивация основывается на мотивах, а именно конкретных побуждениях, причинах, заставляющих личность действовать и совершать те или иные поступки. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учителю.
Как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске - это одна из проблем современной школы.
В начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Решение этой задачи опирается на мотивационно - потребностную сферу ребенка. Как же привить ученику умение работать с книгой, пробудить любовь к художественному слову?
В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечает, что интерес учащихся не должен быть связан лишь с похвалой, страхом, желанием угодить и пр. Интерес учащихся зарождается и сохраняется лишь в том случае, если вся школьная система построена «… в непосредственной близости к жизни, учит детей тому, что их интересует, начинает с того, что им знакомо и естественно возбуждает интерес». Необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. (ИНТЕРЕС положительное оценочное отношение субъекта к его виду деятельности)
Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.
Внеклассная воспитательная работа занимает особое место в поддержании высокого уровня мотивации, интереса к чтению.
·         недостаток часов литературного чтения, нехватка времени на уроке для развития читательской активности, скорости и навыка чтения;
·         большая наполняемость класса затрудняет учет индивидуальных особенностей и учебных потребностей при организации познавательной деятельности;
·     не всегда учитываются интересы учащихся к тому или иному произведению, автору.
Виды и формы внеклассной и внешкольной работы многообразны, я остановлюсь лишь на некоторых.
Отлично мотивируют к чтению различные акции, например – «Книжный червячок». Класс делится на экипажи, которые «выращивают» своего книжного червячка. Каждый из детей старается прочитать, как можно больше книг, ведь от всех зависит, каким по длине будет червячок. А «питается» он исключительно прочитанными книгами. Процесс контролируют семья и учитель. Результаты соревнований отражаются в классном уголке (приклеиваются кружочки с именем ребёнка, прочитавшего книгу), а также в папках достижений каждого ученика. Далее в этих папках появляются диаграммы скорости чтения, показывающие динамику роста. Можно построить «Домик для книжек», где каждая прочитанная книга - это очередной кирпичик для строительства. Сколько экипажей, столько и домов. В конце четверти подводятся итоги, победители награждаются, хотя проигравших нет, ведь каждый приобрёл навык скоростного чтения, познакомился с книжными героями..
Очень нравятся моим ребятам экраны соревнования. На большом листе - список класса и таблица, число колонок равно количеству букв в пословице, например: «Чтение – лучшее учение!». Прочитавшему книгу, вписывается буква пословицы, кто больше читает, у того и пословица быстрее построится. Заранее пословица не озвучивается, узнать её можно лишь набрав все буквы (как вариант: строки из произведений, название книги и т. д.).
Большой интерес учащихся вызывают массовые мероприятия. Конечно, сейчас очень развит развлекательный бизнес, где профессионалы (но не всегда) предлагают интересные программы, красочные шоу. Это несомненно облегчает труд учителя. Но я считаю, что запоминаются и решают огромную воспитательную задачу именно мероприятия, поставленные силами классного коллектива: в совместной деятельности учителя, детей и родителей.
Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр. Театр и театральное искусство в педагогических целях используется давно. Бертольт Брехт справедливо заметил, что исторически театр стоял в преддверии школы и воспитание во многом представляет собой вид театрального искусства.
Участие в постановке спектаклей не только развивает познавательные способности учащихся, но и сплачивает ученический коллектив. Таким образом, решаются важные задачи: воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, вырабатывает чувство товарищества, умение общаться в коллективе, способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, воспитывает волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой; активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, пробуждается интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно. Ведь работа над спектаклем включает в себя следующие этапы:
Выбор пьесы, чтение и обсуждение ее с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
Премьера спектакля. Повторные показы спектакля.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Ведь, чтобы поставить спектакль необходимо не только прочитать произведение, выучить роль, но и оформить декорации, изготовить костюмы, различные атрибуты, написать приглашения, афиши. Сколько возможностей для творчества! Здесь каждый ребёнок может проявить себя.
…замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется ещё что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне урока… Дети должны жить в мире красоты и фантазии, сказки, музыки, творчества. В.А.Сухомлинский
А театр своей многомерностью способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат.
В группе продлённого дня проводятся такие занятия как: сочинение сказок, творческий пересказ, пантомима, разыгрывание сценок, игра в рифму, различные упражнения на раскрепощение психофизического аппарата, улучшение психомоторного состояния, развитие двигательных способностей, координации движений.
Например:
Муравьи – По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь друг с другом и стараясь все время заполнять свободное пространство. По команде «Кактус» дети останавливаются и принимают позу кактуса – ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По команде «Муравьи» движение возобновляется, затем следует команда «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы» - слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветки ивы, голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, постепенно осваиваются и другие команды: «Буратино» - ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, большой палец касается носа, а мизинец касается большого пальца другой руки, мышцы напряжены. По команде «Пьеро» - изображают грустное лицо, голова висит, шея расслаблена, руки болтаются внизу.
Упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, выразительности речи:
«Свеча»- Сделайте вдох, задержите дыхание, затем медленно и плавно подуйте на воображаемую свечу. Следите за тем, чтобы выдох был плавным, ровным, чтобы пламя не погасло.
«Сосуды»» - Представьте, что вы превратились в сосуд, который может увеличиваться в объеме. Станьте ровно. Положите обе руки на нижнюю часть ребер. Вдох через нос – сосуд наполняется. Постепенно начинайте освобождать сосуд, делайте выдох. Вдох на «раз-два», выдох на «раз-два-три-четыре».
«Одуванчик» - Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание и выдохните с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы легкие пушинки разлетелись в разные стороны.
«Комар» - Вытяните руки перед грудью ладонями друг к другу. Быстро вдохните через нос, разводя руки в стороны. Медленно выдыхайте со звуком: з-з-з, одновременно сводите руки до встречи ладоней. Соединяйте руки медленно, чтобы не спугнуть комара.
«Зеркало»
Двое играющих становятся лицом к лицу. Один – человек перед зеркалом, другой – его отражение. Задача играющих – совпасть в движениях так, чтобы отражение полностью соответствовало воспроизводимому движению. Разновидностью этого упражнения является Кривое зеркало. Преподаватель может “наделить” отражение некоторыми характерными чертами, той или иной “кривизной”, за счет чего искажаются формы отражения. Оно может быть гротесково-увеличенным, либо уменьшенным и так далее.
Таким образом, целенаправленная работа по развитию потребности младшего школьника в чтении посредством внеклассной деятельности способствует окунуться в мир словесности вне школьной программы, развитию читательского интереса, общей культуры ребенка и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, самостоятельности и творческой активности детей.
Литература:
1. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373)
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
3. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. М. 2002