Урок по истории в 11 классе на тему Вторая мировая война глазами военного плаката


Макаренко Е.В.
учитель истории и обществознания
БОУ г.Омска «СОШ №24»
«Вторая мировая война глазами военного плаката»
(интегрированный урок в 11 классе)
Плакат - это тоже живопись, но живопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросаться в глаза, приковывать к себе внимание. Если позволительно такое сравнение, то я бы сказал, что картина – это пропаганда.
М.И.Калинин
Цели урока:
1.Определить основные идеи плакатной агитации периода Второй мировой войны
2.Рассмотреть роль личности, роль руководителя и государства в войне
3.Выделить главный лозунг стран участниц Второй мировой войны
4.Определить основной плакат, характеризующий роль военной пропаганды
5.Сделать общий вывод: «За что призывала воевать официальная пропаганда?»
Учитель: обратите внимание
Война никогда не идет только на полях сражений.
Война обязательно затрагивает ум и сердце воюющих.
Средства массовой информации всегда пытаются воздействовать именно на ум и сердце каждого участника событий.
Сообщение учащихся: «Плакатная живопись» (3 минуты)
Учитель
За что же призывала воевать официальная пропаганда стран-участниц Второй мировой войны? По данной теме проводилась предварительная работа на уроках английского и немецкого языков. Учащимися(группам) было предложено по 10 плакатов, которые необходимо былоперевести и проанализировать. Группа ребят сделала обобщение по работе с немецкими плакатами и в течение 3-х минут представит итоги: 5 важнейших, по мнению учащихся, плакатов, которые отражают суть фашистской пропаганды в Германии(слово учащимся).
Далее мы продолжим работу в 5 группах. Обобщать ваши работы мне будет помогать Пресс-центр (несколько ребят из другого класса или педагоги).
Задание1.
Выделите и запишите в таблицу главный лозунг и главный плакат Германии времен Второй мировой войны.
На данную работу отводится 3 минуты, после чего представители от групп на подготовленных карточках указывают название плаката и передают в Пресс-центр.
Страна Главный лозунг Главный плакат
Германия Пример выбранных учащимися плакатов
Страна Лозунги Плакаты
Германия Победа любой ценой!
Дети, что вы знаете о своем фюрере?

Инвазия уничтожает все!

А в конце, победа!
Все помогают мне!
Пресс-центр обрабатывает итоги первого задания,оформляет все в таблицу.
Учитель
За что же призывала воевать официальная пропаганда США в период Второй мировой войны? По данной теме проводилась предварительная работа на уроках английского языка. Группа ребят сделала обобщение по данной работе и в течение 3-х минут представит итоги: 5 важнейших, по мнению учащихся, плакатов, которые отражают суть пропаганды в США(слово учащимся).
Задание 2.
Продолжаем работу в группах. Выделяем главное в американских плакатах.
На данную работу отводится 3 минуты, после чего представители от групп на подготовленных карточках указывают название плаката и передают в Пресс-центр.
Страна Главный лозунг Главный плакат
США Пример выбранных учащимися плакатов
Страна Лозунги Плакаты
США Консервируйте все, что можете. Эторабота как на войне!
Будь с ним в каждом письме.
Не болтай! Тихо!
Вместе мы победим!

Одевайтесь дома тепло, чтобы экономить топливо.

Пресс-центр обрабатывает итоги второго задания, оформляет все в таблицу.
Учитель.
Пока Пресс-центр обрабатывает полученные от групп данные, мы переходим к основному этапу урока. Выполните задание (у компьютеров).
Задание 3
По группам посмотреть предлагаемые русские плакаты (5 разных по тематике плакатов каждой из групп).
Определить военный эпизод и год, отраженный на плакатах.
Определить главный лозунг.
Определить главный плакат.
Заполнить таблицу
Задание выполняется в течение 5 минут
Страна Главный лозунг Главный плакат
СССР Пример выбранных учащимися плакатов
Страна Лозунги Плакаты
СССР Все для победы!
Родина-мать зовет!
Все силы тыла на помощь фронту!
За Родину! За Сталина!
Наши силы неисчислимы
Пресс-центр обрабатывает итоги третьего задания, оформляет все в таблицу.
Учитель
Пресс-центр оформляет ваши ответы, а мы преступим к отчету по еще одному домашнему заданию. Каждая группа представляет свой вариант плаката против войны и насилия (1-2 минуты).
Предоставляю слово Пресс-центру по итогам выполненных заданий
Страна Главный лозунг Главный плакат
Германия Победа любой ценой!
США Консервируйте все, что можете. Это работа как на войне!
СССР Родина-мать зовет!
Задание 4
Мы познакомились с плакатами военного времени стран - главных участников Второй мировой войны. Попытаемся сформулировать основные выводы по теме нашего урока (работа в группах: заполняют таблицу). Главные плакаты выведены на экран (5 минут).
Страна Цель войны Роль личности в войне Задача момента
Германия США СССР Учитель.
Какие же выводы дает возможность сделать данный источник (плакат)?
Отчет групп (1-2 минуты)
Страна Цель войны Роль личности в войне Задача момента
Германия Установить мировое господство Инструмент решения идеологической задачи (фюрер) Отдай всё ради идеи, в том числе жизнь (агрессивность, беспощадность ко всем, стоящим на пути)
США Помочь союзнику Соучастник-доброволец
Помоги, если можешь (война далеко, но можно в ней поучаствовать в основном материально)
СССР Защитить страну Защитник Родины (Сталин) Отдай все ради Родины, в том числе жизнь (Родина, мать, будущее)
Учитель
Сделайте вывод из полученных результатов: роль политического лидера государства? (ответы учащихся)
Используя плакатную живопись в своих захватнических целях, Гитлер не сумел добиться поставленной цели в войне. Патриотизм советского плаката и добровольные пожертвования американцев позволили завершить эту войну совсем иначе, чем планировали те, кто её развязал.
Таким образом, плакаты помогают более образно представить историю Второй мировой войны, детализируют её, переносят в атмосферу тех дней. Плакаты привлекают внимание, сохраняют в памяти и дополняют теоретические знания яркими наглядными образами. По моему мнению, они помогут сделать уроки истории более интересными.