Литературная викторина По тропинкам сказок(подготовительная группа)


Литературная викторина «По тропинкам сказок» (подготовительная группа)
Цель. Повышать интерес детей к сказкам, закреплять знания, используя занимательные вопросы и игры.
Задачи. 1. Обеспечить детям возможность проявить свои знания, накопленные при работе с книгами сказочного жанра в интеллектуальных играх.
2. Развивать и активизировать речь, используя сказки как образец правильной речи.
3. Способствовать развитию детского интеллекта, мыслительной деятельности, умению ориентироваться в книгах, отвечать на вопросы по содержанию.
4. Воспитывать доброжелательные отношения и взаимопомощь в процессе совместной деятельности.
5. Воспитывать интерес и любовь к книге, как источнику знаний.

Дети входят в зал под песню «Сказки гуляют по свету» рассаживаются по местам.
Воспитатель (стих)
День необычный сегодня у нас, Мы искренне рады приветствовать вас! Для умной игры собралась детвора. И эту игру начинать нам пора! Сели играть не хмурьте лица. Будьте смышлеными до конца. Отвечайте, не стесняйтесь, Всем законам подчиняйтесь!
Воспитатель:
- Отгадайте, о чём идёт речь?
Загадки Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто часто её открывает –
Много-много знает. (Книга.)

В этой книге герои
Не такие как мы
С ними рядом волшебство,
Страх и радость и добро.
Чудеса их окружают,
А волшебство их выручает.
Там встречаются разные дивы:
Очень страшные и красивые. (сказки)

- Ребята, я не случайно загадала вам эти загадки. Сказки можно читать, рассказывать, слушать, сочинять, а я предлагаю вам в сказки сегодня поиграть. Вы согласны? Тогда в путь
- Чтобы игра наша получилась интересной, я отправила приглашения сказочным героям. Вы не против? (нет) Только почему-то пока никого нет. Давайте начнём , а они может присоединятся к нам позже!
1 конкурс Игра «Договори словечко» Детям предлагается вспомнить и договорить полное имя сказочного героя:
Есть у меня такой цветок,
Не вплетёшь его в венок.
Он из волшебных лепестков
Запутать может игроков.
Но если сказки вы читаете,
То героев все узнаете.

1. Кощей Бессмертный
2. Елена Прекрасная
3. Василиса Премудрая
4. Сестрица Аленушка
5. Карабас-барабас
6. Крошечка Хаврошечка
7. Змей Горыныч
8. Баба Яга
9 Конёк-горбунок
10 Царевна лягушка

2 конкурс нашей викторины . «Сказочная эстафета»
В ходе этого конкурса дети по очереди дают ответы на вопрос, дождавшись эстафетной палочки. ( дети передают друг другу цветок).
1) Жилище Бабы Яги? (избушка на курьих ножках)
2) Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
3) Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа или метла)
4) Кто смастерил Буратино? (Папа Карло) Откуда появился буратино? (Его смастерил Папа Карло из полена.)
5) Кто хотел съесть Мальчика-с-пальчика и его братьев? (людоед) Как мальчику-с-пальчику удалось сбежать от людоеда?
6) Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники) Почему падчерица собирала цветы зимой?
7) В какой сказке Иванушка превратился в животное и почему?
8) В какой сказке герои построили три домика, из чего они были? ("Три поросенка")
9) Где была спрятана смерть Кощея? (на кончике иглы)
10) В каких животных по просьбе Кота в сапогах превращался людоед? (лев и мышь)
11) Какому герою приходилось стоять на одной ноге? (оловянный солдатик)
12) Какой сказочный герой всегда ходил в синей шляпе? (Незнайка)
13) Какой маленький предмет мешал всю ночь спать принцессе? (Горошинка)Как королева решила проверить настоящая перед ней принцесса или нет?
14) Какого певца съела хитрая плутовка (песни его слушала, а потом скушала ) (колобок)
15) Назовите имя героя, который ездил на печке? (Емеля)
16)Почему женой Ивана царевича стала лягушка?

3 конкурс игра "Кто лишний?» (слайд шоу) - на экране
На экране несколько картинок к одной и той же сказке и лишь одна из другой. Ребенку надо угадать какая сказка зашифрована и назвать лишнюю картинку. (по принципу четвёртый лишний)
Воспитатель: Сказки просят: «А сейчас, вы друзья, узнайте нас»
3 слайд: Лиса, волк, медведь, рыба (ск. «Лисичка сестричка и Серый волк») 4 слайд: туфелька, карета, тыква, репка («Золушка») 5 слайд: Дюймовочка, паук, жаба, ласточка («Дюймовочка»)
6 слайд: стрела, клубок, сундук, колодец («Царевна-лягушка»)
7 слайд: колобок, волк, пирожки, кр. Шапка («Красная шапочка»)
8 слайд : избушка на курьих ножках, яблоня, гуси, Красная шапочка («Гуси-лебеди»)
9 слайд: курица, утка, скалка, корова («Лисичка со скалочкой»)
10 слайд: печь, щука, Кот в сапогах, ведро («По щучьему велению»)
11слайд: Мальвина, Буратино, черепаха, Чиполлино («Золотой ключик»)
12 слайд: бабочка, телефон, спички, кит («Путаница»)

Физкультминутка, подвижная игра «Загадки на сказочной тропинке», ( по принципу игры со стульчиками)
1 Придёт она к коровушке, обнимет её, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовую работу возьмёт . (Крошечка-Хаврошечка)
2 Жил-был один мельник. Он был очень беден и умирая ,оставил своим сыновьям только мельницу, осла и кота. Братья поделили наследство. Старшему брату досталась мельница, среднему- осёл, а младшему пришлось взять себе кота. («Кот в сапогах»)
3 Купила Женя семь баранок: две с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. («Цветик-семицветик»)
4 Чёрный как труба, он бултыхнулся прямо в кипяток. Никогда ему ещё не было так больно. С диким рёвом ошпаренный волк вылетел в трубу обратно на крышу, скатился по ней на землю, перекувыркнулся четыре раза через голову и бросился в лес,(«Три поросёнка»)
5 1) У него была только одна нога. Его отливали последним, и олова на него не хватило или 2)Бумажный кораблик совсем размок и прорвался. Солдатик начал тонуть, но тут его в миг проглотила большая рыба. («Оловянный солдатик»)
6 1) –Ну хватит с меня, я уже ,наверное, много ягод набрала,- смотрит, а там всего четыре ягодки. Ну, -думает,- так ягоды собирать мне совсем не нравится. Всё нагибайся да нагибайся. Так чего доброго и устать можно. («Дудочка и кувшинчик») или 2)Ягодки - они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю. Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая: - Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.

4 конкурс « Кто прислал телеграмму» Стук в дверь и нам приносят телеграммы. (Игроки должны назвать героя, произведение,)
*За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка» Андерсен)
* Спасибо, но я не могу, бегу спасать братца» (Сестрица Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
*Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)
*Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)
*Спасибо за приглашение, но приехать не могу, карета превратилась в тыкву. (Золушка)
*Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)
*Ехал в детский, а приехал я назад, а приехал в Ленинград (Человек рассеянный с улицы ..)
*Все закончилось благополучно. Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
*Купила самовар , жду гостей. (Муха-Цокотуха из сказки К. Чуковского Муха-Цокотуха»)
*Приехать не можем – тушим море (герои сказки «Путаница»)
* Мы жабами нынче объелись и у нас животы разболелись (Цапли «Телефон)
*Уехал лечить зверей в Африку. Буду не скоро. (Доктор Айболит)
* Сама приехать не могу. Высылаю вам сюрприз..(на фоне волшебной музыки появляется сундук)

5 конкурс « Волшебный сундучок»
Воспитатель:
Я сундук послала вам,
Вес его - полпуда,
Поспешите угадать, что в нем и откуда?

Ваша задача: угадать в каких сказках встречаются эти предметы.
Дети достают из сундучка один предмет, по которому должны назвать сказку или имя сказочного героя, которому принадлежит этот предмет, причём вариантов может быть несколько.
* скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»)
* золотой ключик («Буратино)
* пирожки («Красная шапочка», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»)
* горшочек («Горшочек каши»)
* туфелька («Золушка»)
* яйцо ( «Курочка Ряба» «Царевна –Лягушка» ,«Гадкий утенок»)
* цветочек (« аленький цветочек», «Цветик –семицветик», «Дюймовочка»)
* градусник («Айболит»)?
* сапоги скороходы («Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик»)
* топор («Каша из топора», «По щучьему велению»)
* веретено ( «Спящая красавица», «Морозко»)
* тыква («Золушка»)
* кувшин («Лиса и журавль», «Дудочка и кувшинчик»)
* репка («Репка», «Вершки и корешки»)

Ребята, вам понравилась наша игра? Мы сегодня много героев с вами вспомнили. Какими они могут быть в сказках? (положительными и отрицательными ) Чему нас учат поступки положительных героев? (ответы детей). А сейчас послушаем, для чего нам нужны сказки и чему они нас учат:
Стих: Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек?
Может быть добро и ласку? Может быть вчерашний снег?
В сказке радость побеждает. Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают. Начинают говорить.
В сказке все бывает честно: и начало и конец.
Смелый принц ведет принцессу непременно под венец.
Прочитайте сказки детям, научите их любить.
Может быть, на этом свете людям станет легче жить.

Наша игра подошла к концу и на память о нашей игре, я подарю вам книги.
Под музыку «Читайте, читайте, творите, мечтайте» детям вручаются книги.


15