Программа внеурочного занятия Школа вежливых ребят


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Красноленинский»
Рассмотрено на МО учителей
начальных классов
________________ Леонова Н.М.
Протокол №_____ от ___________2013 г.
Согласовано.
Заместитель директора по УВР
_________________
Нуриханов И.Р.
«_____» ____________ 2013г. Утверждаю.
Директор школы
___________________
Фомин С.А.
Приказ от ____________2013г.
№ «224-О»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа вежливых ребят»
духовно - нравственное направление
Для обучающихся 2-4 классов
Срок реализации программы 3 года
Учитель: Иванова Анастасия Юрьевна
п. Красноленинский 2013
Пояснительная записка
Курс предмета «Школа вежливых ребят» рассчитана на три года для младших школьников. Необходимость введения курса обусловлена целым рядом социальных и возрастных особенностей младшего школьника. Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко - культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.
Курс «Школа вежливых ребят» для первого года обучения с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики.
Не случайно обучение курса начинается с темы «Как я выгляжу», ведь именно при работе над собственной самооценкой формируется отношение к окружающим и окружению.
Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и деловые игры. Особое место уделяется деловой игре в курсе третьего года обучения, когда учащиеся познакомились с основными правилами поведения и отношения к другим людям и к себе.
Данная программа разработана для младшего школьника.
Целью данной программы является обучение ребенка в традициях русской многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе, умении построить свое общение, используя знания, полученные в процессе обучения данного курса «Школа вежливых ребят».
Цель:2 класс: содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей; воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
Задача обучения: формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка.
Задача развития: способствовать моральному развитию детей.
Задача воспитания: умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам.
Цель:
3 класс: способствовать формированию позитивного отношения к устному народному творчеству, стимулировать познавательную и творческую активность учащихся, побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.
Задача обучения: внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам вежливости;
Задача развития: выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка;
Задача воспитания: привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе;
Цель:
4 класс: способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия.
Задача обучения: обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;
Задача развития: побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.
Задача воспитания: воспитывать умение работать в группе
  Планируемые результаты:
2 класс: обогащение личного опыта общения детей;
3 класс: ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
4 класс: овладение нормами речевого этикета и культуры поведения;
2. Общая характеристика курса
Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.
Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, литературного чтения. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, конкурсы).
Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны школьникам, а именно:
отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);
отношение к труду ( трудолюбивый – ленивый);
отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);
честность ( честный – лживый);
смелость (смелый – трусливый).
В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтоб перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.
Методические приемы программы:
- чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев;
- проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни);
- проведение развивающих и словесных игр;
- рисование эпизодов из сказок, раскрашивание;
- проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?").
Программа построена с учетом возрастных особенностей третьеклассников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.
Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через следующие виды работы: беседы, наблюдения, викторины, подбор литературы, творческие работы, поисковые задания, сюжетно - ролевые игры, просмотр мультфильмов, праздники и др. Материал и форма конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с руководителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы рисования, практических действий, игр.
При организации занятий кружка особое значение уделяется подбору заданий. Прежде всего, они должны являться продолжением программного материала и ориентироваться на общедидактические принципы: научность, доступность, системность, поэтапность, связь с реальной жизнью, но и одновременно задания должны быть достаточно сложными, чуть выше сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту.
Место предмета.
«Школа вежливых ребят» является компонентом плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа во 2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 102 ч.
Ценностные ориентиры.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания охарактере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения клюдям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении,младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистическиеценности, характер отношений между людьми, необходимость бережногоотношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведенийхудожественной литературы – всё это нацелено на воспитаниепервоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации),развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговыйхарактер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомитьс нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этойситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установлениеаналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультативасодержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальнойдеятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, ихповедение; классифицировать материал по разным основаниям (определитьгруппы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе);сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния
героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и правакаждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точкизрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимисяорганизуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы«открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детямвысказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е.работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа,альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотекепомогает обучаемым учиться использовать различные способы поискаинформации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрикипозволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощьюразличных каталогов.
Личностные результаты
Самоопределение
Проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям.
- Освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей.
Сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве.
- Понимание чувств других людей и сопереживание им.
- Сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов.
- Понимание искусства как значимой сферы человеческой жизни.
- Адекватная оценка своих возможностей. Осознанная ответственность за общее благополучие.
Смыслообразование- Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания « Я- гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю.
- Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
- Толерантное отношение и уважение к культуре других народов.
- Сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов.
- Понимание и следование в деятельности нормам эстетики.
- Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач.
Морально-этическая ориентация
- Сформировано осознание своей этнической принадлежности. Проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная оценка себя).
- Сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности.
- Заложены основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
- Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - как собственных, так и других людей.
- Способность оценить свои поступки в позиции «Я — школьник». Предпочтение социальному способу оценки знаний.
- Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
- Ориентация на нравственное содержание и смысл поступков.
- Сформирована способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
- Способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
- Умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.
- Умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей.
- Умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы.
- Умение вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные
- Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию.
- Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.
- Умение находить наиболее эффективные способы решения.
- Умение адекватно использовать речь и речевые средства.
- Умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
- Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы.
- Использование речи для регуляции своего действия.
- Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников.
- Готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение.
Познавательные
- Умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет.
- Умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха.
- Понимание причин своего успеха/ неуспеха.
- Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
- Умение осуществлять анализ объектов.
- Умение осуществлять синтез как составление целого из частей.
- Умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Предметные результаты
- понимание значимости национальной и мировой культуры, средствами сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности;
- формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
- умение осознанно воспринимать и оценивать поступки людей, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков;
- умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
 Планируемые воспитательные результаты:
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1.Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
2.Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
•сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
•на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
•на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
•начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
•нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
•неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
•способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
•уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
•знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Содержание программы во 2 классе.
Введение. Этика-наука о морали.
Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикета». «Этикетка» поведение каждого человека. Этика, как правило, поведение и отношение к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.
Тема 1.Как я выгляжу.
Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика речь.).
Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.
Тема 2 .Школьный этикет
Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке».Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно-ролевая игра «Я - на уроке».
Тема 3. Зачем быть вежливым.
Понятие «вежливость», «привычка», «хорошее поведение», «поступок», «добрый поступок», «дракон внутри человека». Вежливость – самая нужная и необходимая привычка человека.
Тема 4.Сказка о вежливости
Понятие «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Тема 5. Добро и зло в сказках
Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому, что этой победе помогает природа, звери, люди.
Тема 6. Твои поступки и твои родители.
Объяснить понятие «родители», « уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.
Тема 7. Обязанности ученика в школе и дома.
Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.
Тема 8.Чем богат человек.
Объяснить понятие «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека – в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.
Тема 9. Ты и твое здоровье
Понятие «здоровье», « режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита.
Тема 10. Праздничный этикет.
Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турник вежливости.
Тема 11. Наш класс
Дать понятие «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого обращения и взаимопомощи в классе.
Тема 12.Моя мама – самая лучшая.
Дать понятие «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.
Тема 13. День рождения
Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно – ролевая игра «Мы на дне рождения».
Тема 14.Учись общаться.
Дать понятие «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно – ролевые игры.
Тема 15.Сказки в нашей жизни
Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.
Содержание программы в 3 классе.
Введение. Я среди людей.
Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».
Тема 1. Кто я и как выгляжу?
Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. Личная гигиена.
Тема 2. Я – личность.
Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.
Тема 3. Я и мои роли.
Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе на улице.
Тема 4. Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, приуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом.
Тема 5. Что за прелесть эти сказки!
Отличие сказки от рассказов. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.
Тема 6. Сказки – волшебство, чудо и, правда.
Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
Тема 7. Сказка ложь – да в ней намек.
Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду – тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках.
Тема 8. Кто сочиняет сказки
А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, братья Гримм, Г.Х.Андерсен, Ш.Перро и другие писатели сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей.
Надо ли и можно ли учиться у героев сказки?
Тема 9. Русские народные сказки.
Русские сказки это представление народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки – предания старины глубокой. Сказка – это знакомство с бытом русского народа, с его мечтами, а так же с красотой простых русских людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.
Тема 10. Праздники в жизни человека.
Понятие «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значения в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме.
Тема 11. Отношение к старшим.
Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношение к старшим.
Тема 12.Отношение к учителю
Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика.
Тема 13. Плохо одному.
Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.
Тема 14. Речевой этикет.
Понятие «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, позы и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.
Тема 15.Вежливость и этикет.
Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.
Тема 16. Товарищи и друзья.
Понятие «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.
Тема 17. Что в нашем имени?
Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.
Тема 18. Удовольствие – в игре.
Понятие «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух.
Содержание программы в 4 классе.
Введение. Азбука этики. Основные понятия этики.
Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.
Тема 1. Как я выгляжу.
Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.
Тема 2 .Я - личность. Мои роли.
Понятие «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки. И их общественные роли.
Тема 3.Нравственный мир сказок.
Понятие «зло», «добро», «обычаи», «жизнь» и «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки – рецепты поведения во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.
Тема 4.Устав – основной закон школы.
Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. Знакомство с основными историческими документами города, края. Поездка в краеведческий музей.
Тема 5.Человек и его имя
Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.
Тема 6 .Я и мои друзья.
Понятие «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней.
Тема 7.Верность слову.
Понятие «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками)
Тема 8.Речевой этикет.
Понятие «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).
Тема 9. Умение общаться.
Понятие «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнением на спортивных занятиях и экскурсиях.
Тема 10.Этикет в общественных местах.
Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино Деловая игра «Ты в театре и музее».
Тема 11.Библиотека-хранительница знаний.
Книга твой вечный друг. Понятие «библиотека», «каталог», «хранительница знаний». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведение в библиотеке.
Тема 12.Отзывчивость и доброта.
Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком. Почему существует зло.
Тема 13.Я познаю себя и других.
Понятие «потребности человека». Биологические, социальные и духовные потребности человека. Способности: наследственные и приобретенные. Разбор ситуации: если я что-то хочу, то поступаю так.
Тема 14.Формы моральной оценки и самооценки.
Понятие «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятие ссора, скандал, конфликт. Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.
Тема 15.Культура поведения человека.
Понятие «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное и некультурное поведение». Деловая игра «Учимся культуре поведения».
Тема 16.Праздничный этикет.
Понятие «праздник», «праздник в школе и классе». Правила этикета на празднике.
Учебно-тематический план 2 класс
№ Наименование тем дата план факт
1. Вводное занятие. Этика-наука о морали 3.09 2. Как я выгляжу 10.09 3. Как я выгляжу 17.09 4. Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке» 24.09 5. Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке» 1.10 6. Зачем быть вежливым 8.10 7. Сказка о вежливости 15.10 8. Сказка о вежливости 22.10 9. Сказка о вежливости 29.11 10. Сказка о вежливости 12.11 11. Добро и зло в сказках 19.11 12 Добро и зло в сказках 26.11 13 Твои поступки и твои родители 3.12 14. Твои поступки и твои родители 10.12 15 Обязанности ученика в школе и дома 17.12 16 Обязанности ученика в школе и дома 24.21 17 Чем богат человек 14.01 18 Ты и твое здоровье 21.01 19 Ты и твое здоровье 28.01 20 Праздничный этикет 4.02 21 Наш класс 11.02 22 Наш класс 25.02 23 Моя мама самая лучшая 4.03 24 Моя мама самая лучшая 11.03 25 День рождения 18.03 26 День рождения 1.04 27 Учимся общаться 8.04 28 Учимся общаться 15.04 29 Учимся общаться 22.04 30 Сказка в нашей жизни 29.04 31 Сказка в нашей жизни 6.05 32 Правила этикета в сказках. 13.05 33 Этикет в сказках и отношения между людьми 20.05 34 Повторение 27.05 Учебно-тематический план 3 класс № Наименование тем план факт
1. Вводное занятие. Кто я и как выгляжу? 1 2 Кто я и как выгляжу? 1 3 Я – личность 1 4 Я – личность 1 5 Я и мои роли 1 6 Я и мои роли 1 7 Добро и зло в сказках 1 8 Что за прелесть эти сказки 1 9 Сказка – волшебство, чудо и правда 1 10 Сказка – волшебство, чудо и правда 1 11 Сказка ложь – да в ней намек 1 12 Кто сочиняет сказки? 1 13 Русские народные сказки 1 14 Праздники в жизни человека 1 15 Праздники в жизни человека 1 16 Отношение к старшим 1 17 Отношение к старшим 1 18 Отношение к учителю 1 19 Плохо одному 1 20 Речевой этикет 1 21 Речевой этикет 1 22 Речевой этикет 1 23 Вежливость и этикет 1 24 Вежливость и этикет 1 25 Вежливость и этикет 1 26 Товарищи и друзья 1 27 Что в нашем имени? 1 28 Удовольствие – в игре 1 29 Удовольствие – в игре 1 30 Основные этические правила поведения в игре.. 1 31 Делу - время, а потехе час 1 32 Делу - время, а потехе час 1 33 Играй, а дело не забывай 1 34 Повторение 1 Учебно-тематический план 4 класс
№ Наименование тем Всего, час дата план факт
1 Введение. Азбука этики. 1 2 Основные понятия этики. 1 3 Как я выгляжу 1 4 Как я выгляжу 1 5 Я - личность. 1 6 Мои роли. 1 7 Нравственный мир сказок 1 8 Герои сказок и герои жизни, сходство и различие. 1 9 Устав - основной закон школы 1 10 Права и обязанности, зачем они нужны. 1 11 Человек и его имя 1 12 Я и мои друзья 1 13 Роль дружбы в жизни человека 1 14 Верность слову 1 15 Верность слову 1 16 Речевой этикет 1 17 Речевой этикет и манера поведения 1 18 Умение общаться 1 19 Правила общения 1 20 Этикет в общественных местах 1 21 Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино 1 22 Библиотека - хранительница знаний 1 23 Книга твой вечный друг. 1 24 Отзывчивость и доброта 1 25 Что значит быть добрым человеком 1 26 Я познаю себя и других 1 27 Я познаю себя и других 1 28 Формы моральной оценки и самооценки 1 29 Отношение к себе и другим. 1 31 Культура поведения человека 1 32 Праздничный этикет 1 33 Правила этикета на празднике. 1 34 Повторение 1 Список используемой литературы:
Андреев Ю. Откровенный разговор. М., 1999.
Балабанова И.П. Счастливая этика. М., 1997.
Блинов Б. По одежке встречают… М., 1998.
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М., 2000.
Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., 2002.
Бойко С., Что за прелесть эти сказки. Ставрополь, 2003.
Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. М., 2002
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.,1999
Гоноболин Ф.М. Психология. М.,2004
Горбовский А. Человек человеку. М.2005,
Гусейнов А.Н.., Апресян Р.Г. Этика. М.,1999.
Дорохов А. Это стоит запомнить. М., 2007
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1999;
Доренко Е.Н. Азбука этикета. М.,1998.
Золотоцкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М., 1994.
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 2003;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Климанова Л.Ф., Макеева Ф.Г. Школа вежливости. М., 1995.
Козлов Н. Философские сказки. Ростов – на – Дону: Феникс, 1994
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Левин В. Искусство быть собой. М., 1991.
Лихачева Л. Уроки этикета. Екатеринбург, 1996
Мотяшов В.Н. Мода, престиж, личность. М., 1996
Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат: Человек, 2000
Петросова Р.А. Природоведение. М., 1999.
Сергеева Е., Где живут сказки? Спб., 1992
Сергеева Е.Л. Путешествие в мир сказок. Спб., 1994
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., 1979.
Форманская Н.И. Вы сказали «здравствуйте». М.,2006.
Хихачева Л. Школа этикета. Екатеринбург, 1997.
Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика молодого человека. Ростов – на – Дону,2004.
Чудакова Н.В. Этикет от А доЯ для детей и взрослых. М., 1999
Азбука хорошего тона. Минск, 1994
Воспитание культуры поведения учащихся. М., 2001
Все об этике. Сборник. Ростов – на – Дону, «Феникс», 1995
Интернет-ресурсы:
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/ Каталог детских ресурсов. http://www.kinder.ru