Статья: Метод развивающего дискомфорта


Метод развивающего дискомфорта и способы его реализации в образовании.
Замечено, что на вопрос о том, чем ребёнок занимался вечером в свободное время, большинство ответят многозначительно: «Гулял». Никто не станет оспаривать пользу свежего воздуха и прогулок по парку, но как часто приходится наблюдать праздно шатающуюся молодёжь…
Совсем другое дело с одарённым ребёнком, которого родители «с пелёнок» просто погрузили в океан накопления и переработки знаний. У такого ребёнка «гулял» - это тоже качественное время, время, потраченное на наблюдения, анализ, сбор информации и т.д. Сегодня всё реже удивляют дети, считающие как калькуляторы, поэты, талантливые музыканты, художники. Век гениев!
К сожалению, одаренные дети испытывают затруднения, когда им предлагается проявить нестандартный подход, найти оригинальное решение. А это неизбежно со временем создаёт определённые трудности с самореализацией. Как это не странно звучит, но у одарённых детей проблемы с креативностью! Имея такой огромный багаж «одарённого детства», взрослый не может справляться с мелкими жизненными неурядицами, тяжело переживает непонимание, обиду, часто подвержен тяжёлым последствиям стресса.
Смысл метода развивающего дискомфорта в обучении детей трансформировать стихийно возникающие и специально организованные эмоционально негативные ситуации. Одарённый ребёнок учится психологически «маневрировать», выходить победителем из неудобной, критической ситуации, при этом не испытывать на себе разрушительные последствия стресса. Ведь это здорово использовать трудности не как камень, о который можно больно удариться и просто сидеть и плакать от обиды и боли, а как ступеньку, на которую можно встать и идти дальше! В этом и суть метода развивающего дискомфорта.
Знаменитый физиолог Ганс Селье по праву считал, что стресс может быть полезен в том случае, если человек вышел из него победителем, реализовал свои возможности, получил полезный урок и не потерял своего достоинства. Пользу подобного метода мог бы оценить и В. Сухомлинский.
Ведь именно он внёс в педагогику идею о необходимости сделать учебный труд трудным, только в таком случае, как он считал, учение развивает ребенка. Хотя в наши дни многие из тех, кто провозглашает необходимость психологического комфорта, поддержания постоянного интереса на уроке, оспорили бы это мнение великого педагога.
И всё же, возможно ли с помощью дискомфортных ситуаций направленно формировать у одаренных детей своего рода сценарий победителя, который включает в себя, с одной стороны, уверенность в победе, а другой стороны, определенную психологическую готовность к неудаче? Накопленная практика показывает, что такое вполне возможно. Можно выделить два направления метода:
а) Психологическая подготовка к неудаче. Важно, чтобы ребёнок осознавал, что неудача возможна в любом роде деятельности и у любого человека, что неудача-это естественный жизненный момент.
б) Практическая тренировка реакции на неудачи. Огромная роль уделяется работе над различными детскими страхами. Это и страх перед неудачей, страх оказаться в одиночестве, страх ошибки, страх быть смешным, не таким как все и многие другие.
Эти направления успешно формируют у ребенка стремление к активности. Активность-это важное условие достойного выхода из неудобной, нестандартной ситуации.
Можно много говорить о важности метода в работе с одарёнными детьми. Хочется добавить, что эти особые «тепличные» дети, порой изнеженные вниманием к их неординарности со стороны родителей, бабушек, учителей, часто легко получают тот багаж знаний, который обычный ребёнок приобретает трудом и потом. У одарённого не формируется характер борца, ведь ему многое даётся без напряжения. А ведь жизнь способна подкидывать задачки сложнее, чем на олимпиадах. И важно уметь «держать удар», чтобы стать победителем.
Причины, обусловившие необходимость введения компетентностного подхода в образование и профессиональную деятельность педагога.