Конспект внеурочного занятия в 1 классе Весна. Заклички.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прибрежная основная общеобразовательная школа»
п. Прибрежный
Конспект
открытого занятия по внеурочной деятельности
в рамках осуществления рабочей программы
«Русский фольклор»
Подготовила
учитель 1 класса
Башлыкова Е.В.
2015 г.
Тема: «Весна. Заклички».
Цель:
Расширить представления детей о традициях, фольклоре русского народа (заклички). Познакомить с малыми фольклорными формами.
Задачи:
Обучающие:
-уточнить знания учащихся о признаках весны;
-обогащение школьников новыми, интересными фактами, понятиями, традициями.
Развивающие:
-способствовать развитию умения самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая со справочной и дополнительной литературой;
-создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес учащихся к изучению окружающего мира.
-развивать эмоционально окрашенную культуру речи учащихся;
Воспитательные:
-воспитание любви к родному краю, мотивированного стремления беречь и охранять природу родного края;
-привитие чувства прекрасного;
-формирование навыков совместной деятельности посредством использования личного опыта и опыта других,
-способствовать объедению учащихся;
-совершенствование навыков публичного выступления;
-воспитывать у учащихся ответственность за порученное дело, самостоятельность, чувство сопереживания.
Формируемые личностные УУД : - положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
-осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
-стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды.
Оборудование:
- атрибуты для народной игры «Заря-заряница»
- плакат с изображением стога сена весной
- заготовки птиц в стиле оригами
- слова для справок
- соленое тесто, стеки, перец-горошек, картонки зеленого цвета, клеёнки на столы
- презентация «Весна.Заклички.»
Организационный момент.
(Ученики входят, становятся лицом к гостям)
Учитель: Ребята, у нас сегодня есть прекрасная возможность поздороваться с гостями так, как это делали наши предки на Руси.
Дети: Гой- еси, дорогие Гости!
(Ученики садятся полукругом)
Актуализация знаний и формулирование темы занятия.
- Ребята, мы собрались с вами, чтобы приоткрыть дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт.
- Отгадайте загадку, чтобы узнать о чём мы будем сегодня говорить на занятии. Это старинная загадка, её загадывали своим детям ещё ваши прапрабабушки:
Заря-заряница,
Красная девица,
Травку выпускает,
Росу расстилает.
Едет стороной
С сохой, бороной,
С талой водой. (Весна)
- Кажется, совсем недавно, мы встречали Новый год, радовались Рождественским праздникам и русской зиме с её белыми снегами. Но вот появилось солнце, яркое, весёлое, и мы поняли, что наступила весна. А весну, как дорогую гостью надо встречать, звать.
-Как зазывали весну на Руси?
(закличками, веснянками)
- Давайте вспомним заклички весны.
Встанем в круг и позовём весну, как это делали русские люди в хороводе.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.
- Как представляли себе на Руси люди весну?
(как молодую девушку)
- Пусть наши девочки будут весной-красной, а мальчики будут звать её к нам.
МАЛЬЧИКИ
— Весна-красна,
На чем пришла?
ДЕВОЧКИ
— На жердочке,
На бороздочке,
На овсяной полосочке,
На пшеничном пирожочке.
МАЛЬЧИКИ
— А мы весну ждали,
Клочки допрядали.
(дети садятся на места)
- Загадаю я вам ещё одну старинную загадку:
- Хочет - прямо полетит, Хочет - в воздухе висит, Камнем падает с высот, А весной в полях поет.
- Давайте посмотрим на эту-птичку-невеличку и послушаем её пение.

- Ребята подготовили сообщение о жаворонке:
Жаворонок — одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку — жаворонка.
Как Божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить - считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божией Матери.
Учитель:
Жаворонки прилетают очень рано - как только возникают проталины. Они ищут еду на земле, могут разыскивать еще не вылезших после зимовки насекомых и их личинки. Если же не отыщут насекомых, будут собирать прошлогодние семена растений.
Но гнездиться жаворонки начинают гораздо позднее, когда появляется достаточно зеленой растительности на земле, чтобы в ней можно было скрыть гнездо. А до гнезда и во время насиживания самкой яиц жаворонок поет.
Жаворонков закликали веснянкой:
"Весна, весна,
На чем пришла,
На чем приехала?
На сошечке, на бороночке.
Кулики, жаворонки,
Слетайтесь на одонки!"
(вывешивается слово ОДОНКИ, даётся лексическое значение)
( детьми заучивается закличка)
- К нам «прилетели» первые жаворонки.
(детям раздаются птицы, выполненные в технике оригами)
- Нам надо доделать носик жаворонку.

- 22 марта празднуется старинный праздник Сороки, по старинному поверью считалось, что в этот день к нам прилетают 40 перелётных птиц. Причём первым прилетает жаворонок. На Жаворонки день с ночью меряются (день почти равен ночи). Зима кончается, весна начинается. Жаворонков пекли заранее из теста.
( вывешивается слово СОРОКИ, 22 МАРТА, дается определение)
Первичное закрепление
- Дети шли с только что испеченными "жаворонками" в огород, туда, где стояли стога соломы. Каждый клал свою птичку на вершину стога, и глядя на нее и приплясывая, пел вместе со всеми.
(вывешивается плакат с изображением стога сена, дети, проговаривая закличку, прикрепляют к плакату жаворонков)
- Пропев песенку, дети разбирали жаворонков и убегали, затем возвращались, снова усаживали их на стог и пели "закличку", так продолжалось до позднего вечера.
- А пока не наступил вечер, водили хороводы, играли в игры, которые тоже были посвящены приходу весны.
Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Заря-заряница».
(для выбора водящего используются старинные народные считалки)
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить.
Выходи – тебе водить!
- К празднику ваши мамы и бабушки непременно будут печь жаворонков. Мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли им. А может быть даже и научили их делать настоящих жаворонков.
Возьмите по кусочку соленого теста, раскатайте его в жгутики, «завяжите» узелочком. С помощью стека сделайте хвост птички пышным. Теперь пальчиками вытянем носик.
(Дети под руководством учителя лепят «жаворонков» и «сажают» на зеленую травку (картон) для просушки).
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Ребята, что нового мы узнали сегодня?
- Продолжите мои слова « Я сегодня научился….»
- Давайте ещё раз позовем весну, пусть она нас услышит и обязательно придёт.
- Спасибо, будем ждать весну вместе.
Список используемой литературы:
Гуси-лебеди: сборник рус.нар.сказок, песенок, загадок и скороговорок. М.:Дет. лит., 1986.
Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым, С-Пб, 1995.
http://bibliotekar.ru/rusSaharovСчиталки, потешки, загадки, заклички, Изд «ДРОФА ПЛЮС», 2006
Сайт «Домовёнок» http://domavenok.ru/detail/chto_takoe_zaklichki/Сайт «Белый город» Радуга-дуга Календарные песни, заклички, игры составитель Н.В. Астахова http://www.belygorod.ru/preface/N00104032016.php Перзеке М.Ю. Мифологические образы закличек восточнославянского фольклора. Луганск, 2004.
Малые жанры детского фольклора [электронный ресурс] // http://www.kadet-line.clan.suИнтернет-сборник русских народных песен [электронный ресурс] // http://www.pesni.kakras.ruПроектная деятельность в начальной школе [электронный ресурс] // http://www. openclass.ru