Статья. Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

МБОУ «Березниковская средняя школа»
Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Выполнила: учитель начальных классов Воеводкина Оксана Геннадьевна
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в работу?» Эти вопросы актуальны для каждого педагога.
От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов. Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД?  Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? Одной из таких технологий является проблемное обучение. СЛАЙД 1.
В своём разговоре с вами, уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на своих уроках.
Для начала немного теории.
С технологией проблемного обучения связаны следующие основные понятия:
«учебная проблема», « побуждающий диалог», « подводящий проблемный диалог», «проблемная ситуация». Замечу, что в своей работе пользуюсь приёмами, предложенными кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного образования Мельниковой Елены Леонидовны.
Учебная проблема- это задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Побуждающий диалог - побуждает к осознанию противоречия и формулированию проблемы урока. Вопрос: Вы удивлены?, Почему?, Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?
Подводящий диалог - посильные для ученика логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Вопросы: вспомни, сравни, проанализируй
Главное в технологии проблемного обучении является проблемная ситуация. СЛАЙД 2
Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества. Это позволяет школьникам испытывать чувство собственного открытия, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех.
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.
СЛАЙД 3.
Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная активность детей, активизируется их мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Применительно к теории обучения «проблемная ситуация представляет особый вид взаимодействия субъекта и объекта, при котором возникает явно или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и способов действий»
Поэтому проблемной можно назвать ту ситуацию, когда обучающийся не может объяснить для себя объективно возникающее противоречие, не может дать ответов на объективно возникающие вопросы, поскольку ни имеющиеся знания, ни содержащаяся в проблемной ситуации информация не содержат на них ответов и не содержат методов их нахождения.
СЛАЙД 4.
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока - при столкновении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на 3 типа: возникшие "с удивлением" и возникшие "с затруднением", сокращенный способ.
СЛАЙД 5. Приемы создания проблемных ситуаций (Елены Леонидовны Мельниковой)
Тип проблемной ситуации
Тип противоречия
Приемы создания проблемной ситуации

С «удивлением»
(ситуация успеха)
между 2 положениями
между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом

Предъявить противоречивые факты, теории
столкнуть разные мнения учеников
3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

С «затруднением»
( интеллектуальный разрыв)
между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим
6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Сокращенный способ
Формулирование учебной задачи вместе с учителем диалог или сообщение темы
С мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность».



Существует предметная специфика в использовании представленных приемов постановки проблемы на уроке. Для русского языка наиболее характерны приемы 2, 3, 6, содержащие практическое задание "на ошибку", а приемы 1 и 4 используются реже. Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается. На уроках литературного чтения (такие примеры не были рассмотрены в данной статье) часто обсуждаются полярные позиции ученых (критиков) и разные мнения учеников с помощью приемов 1 и 2. При изучении окружающего мира, как правило, используется прием 3.




Условия создания проблемных ситуаций. СЛАЙД 6.
Для учителя при планировании урока создание проблемной ситуации - это, пожалуй, самая трудная и времяёмкая часть работы. На мой взгляд, учителю необходимо владеть:
Поисковыми методами обучения;
Глубокое и прочное знание фактического материала;
Технологией постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися;
Употреблять в своей речи слова, термины, знакомые детям;
Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.
В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.
Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки.

Поэтому нам приходится постоянно учиться, как создавать такие ситуации. В этом нам приходят на помощь современные УМК. Я работаю по системе Эльконина - Давыдова уже 5 год. СЛАЙД 7.
Образовательная система Эльконина – Давыдова, являясь инновационной образовательной системой, способна эффективно решить поставленные перед российским образованием задачи. Так, стратегической целью системы Эльконина–Давыдова является обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
В образовательной системе Эльконина – Давыдова обучение строится в соответствии с тремя базовыми принципами:
Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач.
Освоение общего способа должно быть выстроено как учебная деятельность.
Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения учебной задачи.
Следование указанным принципам позволяет достичь формирования системы научных понятий, основ учебной самостоятельности и инициативности младших школьников.
СЛАЙД 8.
Все учебники для 1-4 классов (включая Букварь) имеют диалогический характер – каждая учебная задача возникает в нем как результат дискуссии между персонажами учебника и формулируется в виде вопроса. Коллективно-распределенный характер учебной деятельности, использование учебного диалога как основной формы урока, ставит ученика перед необходимостью участия в обсуждении возникшей задачи и путей ее решения, т.е. порождает содержательные мотивы общения на уроке, что способствует формированию у детей коммуникативной компетентности.
Структура параграфа последовательно отражает структуру учебной деятельности и воспроизводит ее основные звенья:
момент постановки задачи,
этапы поиска общего способа ее решения,
освоение данного способа и его конкретизацию на широком практическом материале,
контроль и оценку.

Поэтому в каждом параграфе учебников для 1-4 классов четко выделены:
мотивационный материал, предваряющий основную часть параграфа, в котором представлена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]в виде сюжета с участием персонажей учебника;
система основных заданий, выполнение которых приведет учащихся к решению поставленной учебной задачи;
блок упражнений и заданий, содержащих отработочный и конкретизирующий найденный способ материал;
разноуровневые контрольные задания, предназначенные для самостоятельного контроля и оценки ребенком своего владения открытым в данном параграфе способом, новыми знаниями.
В учебниках имеется специальный раздел «Для любознательных», расширяющих лингвистический кругозор ребенка. В блоке упражнений также содержатся факультативные упражнения, с помощью которых учащиеся могут получить ответы на многие вопросы, возникающие у них по ходу изучения основного материала учебника. Эти упражнения имеют специальную маркировку. Предполагается, что дети могут обращаться к этим упражнениям по собственному желанию или использовать их для подготовки общеклассных проектов.
В учебниках также маркированы упражнения, специально предназначенные для самостоятельной работы, упражнения для организации работы в классе в групповой форме - что создает условия для формирования умения учащихся вести диалог, обосновывать свою точку зрения.
Примеры проблемных ситуаций на уроках.
СЛАЙД 9.
Проблемные ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Первое – противоречие между двумя (или более) положениями – создается приёмами 1 и 2.
Приёмы: 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Урок русского языка. 1класс. Тема: « Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы». По заданию учителя дети прочитывают строчки из стихотворения Е. Руженцева, записанные на доске: Прибежали в город Львов Двадцать пять весёлых львов. Тем самым учитель одновременно предъявляет 2 противоречивых факта: слова звучат одинаково, а пишутся по-разному. Ученики удивлены.
СЛАЙД 10.
Приём 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Возникает проблемная ситуация.
Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова»
Детям предлагается 2 картинки: лук и луг.
–Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь.
–Запишите под каждой картиной слово на доске. (Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»). Кто из ребят прав?
СЛАЙД 11.
Приём 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
В сравнением с предыдущими, он самый сложный., т.к. выполняется в 2 шага. Сначала учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
Урок русского языка по теме «Неизменяемые имена существительные»
На доске записаны слова: Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе. – Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)
-Выделите окончания у этих имён существительных. (Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)
-Вспомните, как найти в слове окончание? (изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)
СЛАЙД 12. Проблемные ситуации с «затруднением»
В их основе лежит одно-единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Создают данное противоречие три приёма, расположенные в таблице по нарастанию трудности. Сходство приёмов в том, что классу дается практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться. Различие заключается в том, какое это задание.

Приём 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Учитель даёт задание, не выполнимое вообще. В принципе. Справится с ним у учеников не получается, вызывая затруднения.
Урок математики по теме «Величина угла. Измерение углов» На доске изображены фигуры: отрезок, прямоугольник, угол. – Какие фигуры перед вами?
- Измерьте длину отрезка? Какой инструмент вам для этого понадобится? (линейка)
-Измерьте площадь прямоугольника. Что для этого надо сделать? (измерить длину и ширину прямоугольника) Измерьте угол. (Выполнить не могут. Возникают попытки измерить стороны угла. В результате выполнить измерение угла не могут).
СЛАЙД 13.
Приём 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
Состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел»
На доске: 358 – 126, 793 – 271, 489 – 273, 500 – 367
-Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа) - Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.)
- В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание?
СЛАЙД 14.
Сокращенный способ.
С мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Итак, основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
СЛАЙД 15.
Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:
Со стороны обучающихся:
новая тема («открытие» новых знаний);
умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
умение определить область «незнания» в новой задаче;
активная поисковая деятельность.
Со стороны учителя:
умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания, обучающимся на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
СЛАЙД 16.
Я, как и любой учитель, прекрасно понимаю значимость учебной деятельности на уроке каждого ученика. Но порой трудно объяснить детям, для чего необходима самостоятельная работа на уроке. Ведь не всегда её результат положительный. А проблемные ситуации позволяют ученикам почувствовать эту значимость. Даже если ученики отказываются от принятия самостоятельных решений, я с помощью логических вопросов подвожу их к обозначению проблемы и поиска её решения.
Желаю вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.
И хотелось бы закончить своё выступление словами Э.И. Александровой.
«Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам.
Дайте возможность каждому ребенку сделать своё открытие.
СЛАЙД 17.

Спасибо за внимание!















13PAGE 15


13PAGE 14915




РО собрание/РО.notebookРО собрание/РО.notebook15