Педагогический проект Папа, мама, я — читающая семья

Педагогический проект
«Папа, мама, я - читающая семья»
«Если с детства у ребенка не воспитана
 любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь - 
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:
-  Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя, и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.
- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению, как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу, как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему(игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения - очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение - это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
В проекте систематизирована деятельность работы дошкольного образовательного учреждения с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.
Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
- сплотить семью через чтение художественных произведений.
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Данный проект позволяет осуществить одно из четырех приоритетных направлений работы дошкольного образовательного учреждения - познавательно - речевое развитие воспитанников  с превышением Федеральных государственных требований.
По составу участников: групповой
По срокам реализации: долгосрочный (октябрь 2014 - апрель 2015 г)
По целевой установке: практико-ориентировочный
Цель проекта, основные задачи
Цель:
 Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития. 
Задачи:
Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя.
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Повысить культуру речи  педагогов, родителей, детей.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Ожидаемый результат
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
Возрождение традиции домашнего чтения.
Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Основное содержание проекта
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.
Положение о формировании читателя в дошкольнике стали ведущими на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы», Г.Г.Галиевой, З.Г.Нафиковой «Программы комплексного обучения и воспитания детей в башкирских детских садах», по которой работает дошкольное образовательное учреждение.  Программа дает возможность взаимодействовать с семьей на основе современных, научных, психолого-педагогических требований к развитию, воспитанию и образованию ребенка дошкольного возраста.
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основа познавательной активности.
Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
В семье В детском саду
ежедневное чтение детям художественных произведений; ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;
использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми; ввести в круг чтения детскую периодику;
ввести в круг чтения детскую периодику; контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;
следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения; развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;
заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;
учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал; активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);
создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки; вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни; 
Проект предусматривает  введение классических и хрестоматийных произведений.
Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» собственного журнала, группового или домашнего. В журнал помешаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения.
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование - цель которого: приблизить  к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Детям предлагается широкий спектр игр:
сюжетно - ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
игры - драматизации  - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
театрализованные игры - драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.
Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые  побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
-  взаимодействия с родителями;
-  взаимодействие с детьми;
-   взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги- дети - родители.
Участники Формы взаимодействия
Воспитанники
непосредственно  образовательная деятельность;
организация книжного уголка в группе;
утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;
дневные литературные чтения;
создание книг-самоделок, книжные выставки;
тренинги,  ситуативное обучение;
мастерская по изготовлению творческих работ;
Родители презентация опыта семейного воспитания;
наглядное   информирование, анкетирование, практические  консультации,  родительские встречи
традиция «Гость группы»
Родители, воспитанники открытые мероприятия с участием родителей;
конкурс семейной рукописной книги;
арт-выставки «Вместе с  книгой я расту»;
выставки детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям;
экскурсия в городскую детскую библиотеку;
книжные выставки «Книжный парад для дошколят»;
традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат», «Книжное дерево»;
литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я - читающая семья»
 
Материалы для проведения мероприятий включают в себя авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами практиками на современном этапе.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническое обеспечение:
фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений «Волшебник Изумрудного города», «Сказка о царе Салтане», «Чиполлино», «Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т.д.
видеотека:  видеозаписи сказок башкирских, русских и зарубежных писателей «Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Приключения Буратино» и т.д., познавательные фильмы о родном крае;
книжный уголок в групповой комнате.
Методическое обеспечение:
демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;
сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;
детская художественная литература;
детская познавательная литература.
Партнеры:
 Партнеры Формы взаимодействия
Городская библиотека
№ 10 Цикл тематических экскурсий для дошкольников;
Совместные экскурсии для детей и родителей;
Консультация для родителей «Какую книгу выбрать для ребенка»;
Участие библиотекаря в образовательной деятельности;
Памятки для родителей: «Организация чтения художественной литературы»; «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»; путеводитель «Центр общественного доступа»; буклет «Выбери свою библиотеку» (сведения о городских детских библиотеках).
Школьная библиотека
СОШ № 35 Цикл тематических экскурсий для дошкольников;
Консультация для родителей «Какую книгу выбрать для ребенка»;
Участие библиотекаря в образовательной деятельности;
Памятки для родителей: «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»
 Целевая аудитория:
Участниками проекта «Папа, мама, я - читающая семья» являются: старший воспитатель, воспитатели, библиотекарь, музыкальный руководитель, воспитанники, родители (законные представители).
Функциональные обязанности участников проекта.
Должность Функциональные обязанности
Старший воспитатель Разрабатывает локальные акты;
Проводит обучение педагогов на рабочем месте;
Разрабатывает методические рекомендации по организации воспитательно-образовательной деятельности в рамках внедрения проекта;
Контролирует воспитательно-образовательную деятельность;
Взаимодействует с родителями;
Взаимодействует с общественностью;
Воспитатель Взаимодействует со специалистами;
Взаимодействует с родителями;
Организует воспитательно-образовательную деятельность;
Внедряет новые формы работы с детьми и родителями;
Оформляет развивающее пространство.
Библиотекарь Взаимодействует с родителями;
Организует книжные тематические выставки;
Проводит цикл познавательных занятий: «Детям о писателях»
Обеспечивает программно-методическое обеспечение;
Разрабатывает сценарии литературных КВН, турниров, праздников;
Проводит обучение педагогов на рабочем месте.
Музыкальный руководитель Взаимодействует со специалистами;
Взаимодействует с родителями;
Подбирает музыкальный репертуар к литературным праздникам, викторинам, КВН;
Разрабатывает сценарии театрализованных постановок.
План мероприятий по реализации проекта.
Организационный этап.
(октябрь - ноябрь2014 год)
Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
Провести анкетирование родителей.
Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.
Практический этап.
(декабрь 2014г. - апрель 2015г.)
Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах
Внедрить новые формы работы с детьми.
Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в  приобщении детей к художественной литературе.
Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
Заключительный этап.
(май - июнь 2015 года)
Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
Обработать результаты реализации  проекта.
Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
Провести презентацию проекта на педагогическом совете.
Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.
План-график  по реализации проекта
Ожидаемые результаты и социальный эффект:
I.     Ожидаемые результаты проекта
Методические продукты
-   Создан проект «Папа, мама, я - читающая семья», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста.
-   Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя.
-   Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе.
-   Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье».
Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения в социуме
-  Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на стендах учреждения;
-  Отчет о внедрении проекта «Папа, мама, я - читающая семья»;
II.  Социальный эффект
 Родители:
-  Ежедневно поддерживают  традиции семейного чтения;
-  Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
-  Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
-  Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанники:
-  Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
-  Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
-  Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
- Сформированы нравственные качества ребенка;
-  Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;
III.   Перспектива
На основе образовательного  проекта «Папа, мама, я - читающая семья» разработать проект  по приобщению ребенка младшего дошкольного возраста  к художественной литературе в кругу семьи « Расту вместе с книгой».
Литература
Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение,  2003 г.
Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. - М.: Просвещение, 1992.
Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства - в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000г
Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения - М.: Просвещение, 1996 г.
10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
12. Руденко Т., Мелик - Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1
14. Пушкин А.С. Сказки.-М.: Детская литература, 2007г.
15. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г.
16. Материалы Интернет-сайтов
- http://nsportal.ru- http://www.ivalex.vistcom.ru- http://vospitatel.com.ua/- http://dovosp.ru/ 
 Приложение №1
 
Сценарий итогового мероприятия по семейным рукописным книгам
 
Предварительная работа:
1.Оформление зала плакатами с высказываниями писателей о ценности домашнего чтения;
2.Оформление  музея рукописных книг;
3.Создание макета большой «Книги Сказок»;
4.Памятки для родителей: «Организация чтения художественной литературы», «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»; буклет  «Выбери свою библиотеку»; путеводитель «Центр общественного доступа».
Действующие лица:
Ведущий, Незнайка, Мальвина , Баба - Яга, дети подготовительной группы № 2: сказочница, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.
 
Оборудование: Большой макет книги, сундук,  азбука, колпак , туфелька, половина грецкого ореха , голубая шляпа, яблоко, сети, роза, зеркало, книга.
 
Ведущий: Здравствуйте, девочки и мальчики, уважаемые взрослые! Очень рады видеть всех вас у нас в гостях. Собрались мы сегодня  здесь не случайно. У нас сегодня необычное мероприятие, сегодня мы будем говорить о книге. (звучит  мелодия)
Книга, она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как к воздуху, которым мы дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг. Она рассказывает и про сказочных богатырей, и про жизнь, и про дальние страны. Обо всем на свете рассказывает книга. Откроешь страницу - другую - раздвинуться стены комнаты, станет видно далеко - далеко, услышишь голоса тех, кто жил давным - давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами, за морями….
Выходят дети и рассказывают стихи:
1 ребенок
С детства с книгами дружу,
По строчкам пальцами вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты
2 ребенок
Первую книжку мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам-
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книжкой жить мне интересней.
 
3 ребенок
Мама мне читает книжку
Про зайчишку и Лисёнка…
Я б послушал, про войнушку.
Только мама ведь - девчонка!
Будет ей, наверно, скучно,
Так что даже зазевает.
Ладно, завтра про войнушку
На ночь папа почитает.
А сегодня про зайчишку
И про плюшевого мишку.
Хоть про мышку, хоть про шишку-
Все равно, была бы книжка!
 
4 ребенок
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку - навсегда
Страницы замолчат тогда
 
5 ребенок
Я к вам обращаюсь , взрослые, дети!
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ведущая: Первые книги были рукописные и создавали их монахи в монастырях. Писали они гусиными перьями, а готовые листы одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. Обложку украшали драгоценными камнями, золотыми , серебряными застежками. Люди ценили эти книги больше любых других украшений.
И сейчас я хочу обратить ваше внимание на выставку ваших работ, сделанных вашими руками. Эти книги для вас дороже всех любых других, т. К. вы вложили в них свое умение, фантазию и желание.
И теперь наступает минута подведения итогов нашего конкурса (открывает конверт)
Звучат фанфары.
Ведущий: Ребята, здесь какое то послание!
Послание: « Не будет у вас никакого праздника, никакого награждения, никаких подарков» подпись «Сказочный герой»
Ребята, как вы думаете, кто мог так поступить?
Ответы детей.(Леший, дракон, Баба- Яга)
Ведущая: Мне кажется, нам сможет помочь сказочная  книга.(В зале находится большая книга сказок)
Открывает книгу, звучит музыка, выходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, здравствуйте! Как вас много! Вы что это тут расселись? Праздник чтоль какой?
Ведущий: Ребята, вы узнали кто это? И из какой сказки?(Дети отвечают)
У нас Незнайка праздник книги!
Незнайка: Книги? И такой праздник бывает? Получается вы очень любите читать?Фу! Книги! Это же так скучно! Ну раз вы такие умные может поможете мне найти хозяев вот этих предметов (достает сундук).Проводится игра «Сказочная кладовая»
Проводит с детьми и родителями игру «Сказочная кладовая»
-   Азбука, колпак  (Буратино.А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».)
- Туфелька. (Золушка.Ш.Перро. «Золушка»)
- Яблоко (Старуха.А.Пушкин.»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Большая голубая шляпа. (Незнайка.Н.Носов «Незнайка в солнечном городе»)
- Роза (Кай и Герда, Х.К. Андерсен «Снежная королева»)
- Сети  (Старик.А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
-  Половина грецкого ореха (Дюймовочка.Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»)
-  Зеркало (Царица.А.Пушкин.»Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Ведущий спрашивает: Ты не знаешь,  кто мог забрать наш с конверт с именами победителей?
Незнайка: Нет не знаю, посмотрю - кА в своем сундучке, у меня тут много чего еще осталось (ищет, выкидывая в разные стороны различные предметы).  Кажется нашел! Это он (показывает конверт ведущему).
Ведущий: Кажется он. Спасибо тебе Незнайка!
Ведущий вскрывает его, там слово «Души»
Ведущий: «Души?» Странное слово, оставим его пока у себя, может оно нам потом пригодится. (вешает на мольберт словом «Души».)Нет это не то, что мы ищем ( открывает снова большую книгу, появляется Мальвина.
Мальвина:«Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте Уважаемые взрослые!
Как я рада всех Вас видеть!! А сколько книг!!(просматривает книги в музее) Как я люблю читать. Вы тоже все наверно любите читать сказки? А хотите поиграть со мной? (дети отвечают) Моя игра называется «Кто есть кто?»…
Игра « Кто есть кто?»
-  Матроскин (кот)
-  Мойдодыр (умывальник)
-  Бонифаций (лев)
-  Гена (крокодил)
-  Дядя Федор (мальчик)
- Леопольд (кот)
-  Рикки-Тики-Тави (мангуст из произведения Р. Киплинга)
-  Каа (удав из произведения Р. Киплинга)
-  Страшила (Соломенное чучело из произведения Волкова)
-  Тутта Карлсон (цыпленок)
-  Артемон (пудель из сказки «Буратино»)
Ведущий: Мальвина ты случайно не знаешь, кто мог забрать наш конверт?
Мальвина: Да нет, конечно же, нет! А что у вас его украли?
Ведущий: Да у  нас пропал конверт с именами участников и победителей конкурса семейной рукописной книги.
Мальвина: Боже, боже какой кошмар? Среди моих книг я видела что- то похожее на конверт (ищет). Вот он! Ура! Нашла! Надеюсь это то , что вы ищете!(вручает конверт)
Ведущий вскрывает конверт в нем слово  «Для»- Это не то, что нам нужно… (прикрепляет рядом со словом «Души»)
 (звучит волшебная музыка)
Книга открывается, появляются дети.
Театрализация сказки «Теремок»
В завершении сказки , сказочница - ребенок вручает очередной конверт.
Ведущий: Мы с вами попали в настоящую сказку.
Ведущий благодарит детей и вскрывает конверт, в нем слово «Аптека»
Ведущий соединяет все эти три слова и спрашивает у родителей и детей: Вы не знаете, что это означает? «Аптека для души (из зала сотрудник детской библиотеки отвечает: Кажется, я вам смогу объяснит что означает эта фраза»
Ведущий представляет этого человека: Сотрудник первой городской детской библиотеки Чеботаева Светлана Валерьевна.
Библиотекарь рассказывает краткую историю.
При раскопках в Египте, над входом в одно из помещений дворца фараона, археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». Этот вход, украшенный золотом, вёл в библиотеку, основанную более трёх тысяч лет тому назад. По мнению египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.
Люди всегда ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища. Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна она и без библиотек. Библиотека - хранилище не только книг, но и человеческой памяти. Это центр познания. Так было во все времена. Поэтому предлагаю Вам  посетить библиотеки нашего города .Я хочу Вам уважаемые родители и дети раздать памятки в которых указаны телефоны, адреса и часы работы библиотек города.(раздает памятки)
Тут неожиданно……выползает  Баба - Яга и тянет красный мешок
Ведущий: Ты откуда взялась? Я ведь даже не брала в руки книгу?
Баба - Яга: Да вот пришла вернуть вам ваши подарки.
Ведущий: А зачем ты их украла тогда?
Баба - Яга: Думала съедобные, а оказалось совсем нет..Какие то бумажки, конверты(выбрасывает из мешка листы и с ними вылетает конверт)
Баба - Яга: Обиделась я на вас на всех, пойду на другой праздник, может у них будет что- нибудь вкусненькое! (уходит)
Ведущий: Давайте посмотрим,  что в этом конверте.
Ведущий: Да, это то, что мы искали! Имена наших участников и победителей! Светлана Валерьевна, прошу  Вас принять участие в награждении наших победителей.
Награждение участников и победителей конкурса!
 
Приложение №2
 
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Как организовать семейное чтение?»
(для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста)
Цель собрания: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как залог их жизненной судьбы.
Задачи:
-  Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;
- Расширить социальное партнерство, привлечь родителей к чтению;
-   Оказать семье информационную помощь.
 
Предварительная работа:
1. Консультация  «Как организовать домашнее чтение»
2. Анкетирование родителей «Чтение дома»
3. Составление и оформление памятки для родителей «Семья и книга»
4.Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.
Ведущий: Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашей уютной библиотеке. Нашу встречу я начну с  эпиграфа:
 
                                              «Чтение - это окошко, через которое дети
                                                         видят и познают мир и самих себя»
                                                                                      В. А. Сухомлинский.
Каждая семья  мечтает вырастить читающего ребёнка. Важно обратить  свои родительские усилия на формирование у детей интереса к чтению и книге.
Повестка собрания.
Доклад «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»  библиотекарь                                                               
Ознакомление с проектом «Папа, мама, я - читающая семья»» -
воспитатель  
Сообщение «Традиция группы «Книжное дерево»
воспитатель
Игровая пауза «Продолжи пословицу»
воспитатель 
Подведение итогов собрания.
Принятие решения.
Предлагаем вам  небольшую разминку, которая называется «Собери квадрат». Правила:  у вас на столах лежат части от квадрата. Возьмите каждый по одной части, и не общаясь друг с другом соберите квадрат. Нельзя подсказывать движениями рук, взглядом, мимикой (собирают квадрат).
Уважаемые родители ответьте, какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? (высказывание родителей).
Почему вам было трудно выполнить это задание вам расскажет наш библиотекарь.
Доклад «О семейном чтении, его роли в воспитании ребёнка»
 Роль общения в жизни человека велика. Общение - это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.
Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что ещё нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову.
 Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.
В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки.
Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.
Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители - первые слушатели и собеседники своих детей.
Когда ребёнок научится читать, читайте вместе с ним. Одну строчку читает он, другую строчку мама или папа, подсказывайте слова, где ребёнок запинается и вообще вдвоём веселее читать.
Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать.
Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладевает грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У ребёнка ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Читать надо детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником.
Необходимо определить интересы вашего ребенка: что ему нравится, чем он интересуется.
Вместе с ребенком постараться выбрать красочную, с крупным шрифтом книгу, которая соответствовала бы интересам ребенка, чтобы он смог прочитать ее легко, не запинаясь, и получить от этого удовольствие. Почувствовать успех. Это книги с небольшим текстом и большими буквами. Слабо читающие дети любят стихи, комиксы — стихи легче читать, а в комиксах много картинок и мало текста.
Обязательно надо слушать, как ребенок читает, а после чтения поговорить с ребенком о прочитанном, пусть он почувствует интерес — ему будет приятно. При беседе с ребенком необходимо стараться избегать критических замечаний относительно самого чтения и не задавать вопросов типа: «Что тут главное?», «Какова основная мысль рассказа?». Этими вопросами родители перешагивают через хрупкий момент личностного восприятия, нажимая сразу на понимание. Лучше спросить ребенка: «Что или кто тебе понравился или не понравился и почему?», «Какой цвет или запах может быть у этой сказки, стихотворения?», «Какую ты здесь услышал музыку?». Ребенок раскроет вам свои чувства, и вы постарайтесь тоже ответить.
Ознакомление с проектом «Папа, мама, я - читающая семья»
 В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это - основа воображения. Воображение, в свою очередь, - это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.
Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта, для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Сегодня считается  важным  привлечение  родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитателям необходимо проявлять инициативу и понимать, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Формы работы с родителями  постоянно меняются.
Наиболее интересная форма работы с родителями - это привлечение родителей к образовательному процессу через проектную деятельность.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения. Поэтому мы решили создать проект «Папа, мама, я - читающая семья».
Цель проекта:
 Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи:
Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Повысить культуру речи  педагогов, родителей, детей.
Воспитывать бережное отношение к книге.
В проект включены следующие мероприятия:
- Открытое занятие  по ознакомлению с художественной  литературой «Путешествие в сказку» - совместно с родителями.
-  Арт - выставки  семейных фотографий:«Вместе с книгой я расту».
   «Моя  домашняя библиотека».
- Совместные рисунки «Краски прочитанной книги».
-  Экскурсия совместно с родителями в городскую детскую библиотеку.
- Конкурс «Читающая семья»
-  Введение традиций  группы: «Книжное дерево», «Книга напрокат», «Гость группы», «Книга в гости»
-   Акции: «День без телевизора», «Книга в каждый дом».
Сообщение «Традиция группы «Книжное дерево»
  Проведённое в группе анкетирование с детьми показало, что многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет. Это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного: задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения и. т. д.),
Обращать внимание на бережное отношение к книгам. Попросили вас заполнить анкеты. Подведя итог, мы получили результаты, которые нас настораживают. И пришли к такому выводу ЧИТАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ - ЧИТАЮЩИЙ РЕБЁНОК. Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. С каждым годом детей, любящих читать, становится всё меньше. Как же заинтересовать ребёнка книгой? Думаю чтение должно войти в привычку, от которой получаешь удовольствие, узнаёшь что-то новое. Хочу предложить подсказку по формированию этой привычки.  Ведь наши дети пойдут осенью в школу. И это им будет необходимо для успешного обучения в школе.
Мы хотим помочь решить эти проблемы уже сейчас. А поможет нам в этом  наше  « Книжное дерево».
Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:
-  Родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми
-  Значения чтения ради удовольствия должно признаваться детским садом и семьёй как важная часть процесса семейного чтения
- Дети должны не стесняться показывать, что им нравится читать. Слушать и рассказывать о книге
-   Чтение дома должно поддерживаться и поощряться детским садом, библиотекой и родителями.
Успешная модель будет тогда, когда все семьи считают чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Дети и взрослые любят чтение за ту радость, которую оно способно доставить. Они расценивают чтение как важнейший источник информации и удовольствия…
В рамках реализации проекта «Папа, Мама, я - читающая семья» мы с детьми предлагаем вам  ввести традицию группы: «Книжное дерево».
С детьми проведены беседы о необычных деревьях в природе и нарисованы «Книжные деревья» (демонстрируются рисунки).  Из бросового материала вместе с детьми  изготовлено «Книжное дерево». Вот оно наше « Книжное дерево» (демонстрация).
  Наше «книжное» дерево  будет обрастать листочками, которые вы будете  приносить, прочитав ребёнку книгу. На листочке вы напишите автора, название книги, вопросы которые задавал ребёнок, объяснение непонятных слов ребёнком, чем интересна эта книга, т.е. высказать своё суждение о книге. Гнаться за количеством письменных отзывов, допускать небрежность в их оформлении (особенно орфографические ошибки!) ни в коем случае нельзя!
Понаблюдать о чтении в других семьях, поможет «Экран читателя», на котором периодически будут появляться смайлики: веселый смайлик - прочитали книгу, грустный смайлик - вы прекратили читать.
Игра «Продолжи пословицу»
1. Птица радуется весне, а мать - ……  (детям)
2. Нет такого дружка, …  (как родная матушка)
3. У сына заболит пальчик, а у матери …….(сердце)
4. Лучше матери, друга не …..(сыщешь)
5. Любовь матери …….(безгранична)
6. Мать святыня, с ней ……(не спорят)
7. Лучший друг -  …..(матушка)
8.  Лучшая страна -  …..(Родина)
9. При солнышке - тепло, при матери -…..(добро)
Дорогие папы, мамы, бабушки и дедушки! Дайте в руки вашему ребёнку хорошую детскую книгу, и вы увидите, какой добрый свет зажжется в глазах вашего мальчика или девочки. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроём, вчетвером - всей семьёй, большой или маленькой, вместе читать книги и тогда вас будет ожидать чудо:
Увидеть счастливые глаза ребёнка при чтении.
Это чудо - раз!
Вновь вместе вернуться в мир детства.
Это чудо - два!
Путешествовать в таинственный мир творчества писателей.
Это чудо - три!
Своё выступление мне хочется закончить словами В. А. Сухомлинского « Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю  жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда, взявшиеся плохое»
Решение родительского собрания
 
Учитывая важную роль родителей в привитии любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия детского сада и семьи на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.
Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.
Ежемесячно посещать городскую библиотеку.
Провести  конкурс  «Читающая семья»
В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.
Приложение 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.
 
1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?
- несколько книжных полок;
- книжный шкаф; 
- стеллажи с книгами;
- другое
2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?
-  да; 
-  нет;
3. Часто ли вы читаете ребенку книги?
-   каждый день; 
- каждый вечер перед сном; 
-  когда попросит; 
-  иногда.
4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка 5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
-  да; 
-  нет; 
- иногда;
7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?
- да;
- нет; 
- не знаю;
8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?
9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?
- да;
- нет; 
-  не знаю;
10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?
11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?
13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?
-да; 
-нет.
Приложение 4
Памятка для родителей
«СЕМЬЯ И КНИГА»
Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.
Семья - это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе  и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.
Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе,  и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства.
Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.
Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт.Семейное чтение- эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение - это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
 
Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?
Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.
 
Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
Совместное чтение - наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг -важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
 
Приложение 5
Как организовать домашнее чтение
«Книга для детей - это в самом деле хорошая пища - вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»
   К.И. Чуковский
Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).
В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он, то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.
Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.
Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
 Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге.
Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Приложение 6
Сценарий первой экскурсии в библиотеку для воспитанников старшего дошкольного возраста
Предварительная работа:
расставить детскую художественную литературу на стеллажах по алфавиту (ярко выделить буквы);
установить каталожные ящики в пределах досягаемости дошкольников;
изготовить отдельные каталожные карточки на произведения детской художественной литературы (на каждого ребенка);
подобрать фотографии с изображением библиотечных залов;
подобрать книги - большую и маленькую, толстую и тонкую, с картинками и без, с изображением природы на обложке и изображением техники;
организовать выставку, посвященную Г.Х. Андерсену;
выбрать мягкую игрушку – хранителя ключа (в данном случае это крысенок Лаврик в шапочке-конфедератке, очках и с книжкой в лапках);
приготовить маленькие ножницы на подносе.
Ход экскурсии:
(Библиотекарь заходит в группу. В руках у него красивый пакет, в котором спрятался крысенок Лаврик.)
Библиотекарь: Здравствуйте, девочки и мальчики! Я хочу пригласить вас на увлекательную экскурсию. Вы у нас самые старшие и наверняка знаете, какие помещения есть в нашем детском саду?
Дети: Музыкальный зал, физкультурный зал...
Библиотекарь: Я хочу пригласить вас туда, где вы еще ни разу не были. Может быть, кто-нибудь догадался, куда?
(Ответы дошкольников. В каждой группе находятся дети, умеющие читать и уже прочитавшие надпись на двери библиотеки.)
Библиотекарь: Кто может ответить на вопрос, что же такое библиотека и для чего она нужна?
Дети: В библиотеке хранятся разные книги и журналы. Их можно брать, рассматривать, читать.
(Пока дети отвечают, библиотекарь достает из пакета крысенка Лаврика.)
Библиотекарь: Совершенно верно. Ну что ж, пойдемте. Ключ от библиотеки хранится у моего помощника – крысенка Лаврика. Посмотрите на него. Как вы думаете, он умный? Почему вы так решили?
Дети: Потому что он в очках и с книжкой в лапках.
(Дети с воспитателем и библиотекарем подходят к двери, на которой висит табличка с надписью «БИБЛИОТЕКА», картинка, изображающая книги, а перед дверью натянута красная ленточка.)
Библиотекарь: Вот мы и пришли. Скажите, ребята, а это точно библиотека? Правильно, кто-то прочитал, а кто-то – догадался по картинке. Давайте прочитаем вместе, что написано.
(Воспитанники произносят слово, а библиотекарь показывает соответствующие буквы.)
Библиотекарь: Дети, давайте вспомним, что такое библиотека. В слове «библиотека» первая часть «библио» – означает «книга», а «тека» – «хранилище». Что получилось?
Дети: Хранилище книг.
Библиотекарь: Добро пожаловать в книжкин дом. Ой, мы не сможем войти. Видите эту ленточку? Сегодня – открытие библиотеки нашего детского сада, и мы – первые посетители. Полагается торжественно перерезать ленточку.
(Библиотекарь достает поднос с ножницами и предлагает воспитателю назвать ребенка, который лучше всех проявил себя на «Неделе детской книги». Ему предоставляется честь торжественно перерезать ленточку. После чего все дети входят в библиотеку и удивленно разглядывают стеллажи.)
Библиотекарь: У кого из вас дома много книг? У кого есть книжные полки или книжный шкаф? А у кого отдельная комната – библиотека? В нашей библиотеке книги хранятся на специальных открытых полках – стеллажах. Отгадайте, сколько здесь книг?
(Ответы детей.)
Библиотекарь: В нашей библиотеке более тысячи книг. Но это не так много. Мы ведь в детском саду. Когда вы пойдете в школу, то запишитесь в школьную библиотеку. Вы увидите, что она гораздо больше. А если в школьной библиотеке не будет книг, которые вам нужны, вы с мамой пойдете в районную библиотеку. Там еще больше книг. Посмотрите, какие существуют огромные библиотеки!
(Библиотекарь демонстрирует фотографии.)
Библиотекарь: Сейчас я вам открою один секрет: каждая книга в библиотеке имеет свой документ. Какие документы есть у ваших родителей? Что там написано?
Дети: Паспорт и водительские права.
Библиотекарь: Вот и у книг есть документ – каталожная карточка. Как вы думаете, что на ней должно быть написано? Что важно знать про книгу?
Дети: На ней должно быть написано название книги, кто ее автор.
Библиотекарь: Правильно. Также указывается, где и когда эту книгу издали. Рассмотрите карточки.
(Каждому ребенку дается карточка. Тот, кто умеет читать, озвучивает фамилию автора и название книги, указанные на карточке.)
Библиотекарь: Хранятся эти карточки в специальных ящиках. Кто мне напомнит, что означает слово «библиотека», а точнее его часть «тека»? Как вы думаете, как будет называться место, где хранятся карточки? Карто….
Дети: Картотека.
Библиотекарь: Правильно. Посмотрите нашу картотеку – выдвиньте ящики и рассмотрите карточки. А как же нам найти нужную карточку, а затем и книгу? Откуда мы узнаем, где какая книга стоит?
(Дети предлагают свои варианты.)
Библиотекарь: Представьте, что наши стеллажи пустые. Мы принесли книги и нам их нужно расставить. Как мы будем это делать? Давайте подумаем, какие бывают книги?
(Если воспитанники затрудняются ответить, демонстрируются пары книг – большая и маленькая, толстая и тонкая.)
Библиотекарь: Если расставить книги таким образом: здесь большие, здесь маленькие, легко ли нам будет найти нужную, если мы не знаем, какая она? Как еще можно расставить книги?
(Библиотекарь показывает книги о природе и книги о технике, наводит детей на мысль о тематическом расположении книг.)
Библиотекарь: Иногда в библиотеках книги стоят по темам. В нашей библиотеке вся литература для взрослых расставлена именно так. Для того чтобы понять, книги какой тематики стоят на полке, я поставила по одной книге так, чтобы была видна обложка с ярким рисунком. Как вы думаете, о чем книги на этой полке?
(Библиотекарь показывает полку, где стоит книга с изображением детей, занимающихся физкультурой.)
Дети: О спорте, физкультуре.
Библиотекарь: Правильно. А теперь посмотрите на центральный стеллаж. Здесь собраны книги для детей. Они стоят не по темам. Сейчас я вам открою еще один библиотечный секрет. Что это за длинные разделители выступают между книгами. Что на них написано?
Дети: Буквы.
Библиотекарь: Книги в библиотеке располагаются по алфавиту, по фамилиям авторов. Давайте проверим. Вы помните, какая первая буква алфавита, а какая последняя?
Дети: «А» и «Я».
Библиотекарь: Попробуйте найти книгу со стихами С.Я. Маршака. На какую букву надо искать?
Дети: На букву «М».
Библиотекарь: Молодцы. Теперь посмотрите на выставку в нашей библиотеке (Педагог показывает выставку, посвященную Г.Х. Андерсену.) Как вы думаете, кому она посвящена?
(Ответы детей.)
Библиотекарь: У вас в группе тоже есть книжный уголок. Кому сейчас посвящена выставка? Почему?
(Ответы детей.)
Библиотекарь: Правильно, второго апреля – День рождения Ганса Христиана Андерсена – замечательного сказочника. В этот день также отмечают Международный день детской книги. Давайте попробуем найти книги этого писателя в библиотеке. Сначала найдем каталожную карточку, затем – книгу на полке. (Воспитанники ищут книгу.)
Библиотекарь: Какие вы молодцы: первый раз в библиотеке, а смогли сразу найти книгу. Уверена, вы будете приходить сюда еще не раз. Когда вам понадобится какая-нибудь книга, а ее у вас не окажется – добро пожаловать в библиотеку! До свидания!
(В группе воспитатель подводит итоги, беседует с детьми о библиотеке ДОУ, вспоминает значение слов «библиотека», «картотека», библиотечные секреты, способы расположения книг и т. д.)
Приложение 7
ПОСЛОВИЦЫ И АФОРИЗМЫ О КНИГЕ
 
● Пословицы кратки, а ума в них целые книги.
● Хлеб питает тело, а книга питает разум.
● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
● Книга для ума - что тёплый дождь для всходов.
● Ум без книги, как птица без крыльев.
● Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.
● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
● Книга подобна воде - дорогу пробьёт везде.
● Книга не пряник, а к себе манит.
● Книга в суме - в пути тягость, книга в уме - в пути облегчение.
● Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
● Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
● Сказанное слово - было да нет, а написанное живёт век.
● Неграмотный - как слепой, а книга глаза открывает.
● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
● Много прочёл, да мало учёл.
● Ленивому Микишке всё не до книжки.
● Недочитанная книга - не пройденный до конца путь.
● Велико ли перо, а большие книги пишет.
● Аз да Буки избавляют нас от скуки.
● Книги читай, а дела не забывай.
● Не красна книга письмом, красна умом.
● Книги книгой, да и своим умом двигай.
● Испокон века книги растит человека.
● Книга поможет в труде, выручит в беде.
● Кто работает без книг, решетом воду черпает.
● Кто много читает, тот много знает.
● С книгой поведешься -ума наберешься.
● Книга - зеркало жизни.
● Книга для ума – что теплый дождик для всходов.
● Кто много читает, тот много знает.
● Прочел книгу – встретился с другом.
● Хорошая книга - лучший друг.
● Книга - твой друг, без нее как без рук.
● Береги книгу -она поможет тебе жить.
● Грамотею и книга в руки.
● Недочитанная книга -не пройденный до конца путь.
● Ему и книги в руки.
● Книги не говорят, а правду сказывают.
● Книги читать - не в ладушки играть.
● Кто знает Аз до Буки, тому и книги в руки.
● Золото добывают из земли, а знания из книги.
● Ум без книги, как птица без крыльев.
● Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.
● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
● Испокон века книга растит человека.
● Читай, книгочей, не жалей очей.
● Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
(А. Декурсель)
● Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.
(Д. Дидро)
● Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.
(А. Дюма-сын)
● Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает.
(Э. Лабуле)
● Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов.
(А.Г. Рубинштейн)
● Нет шедевров, погибших в забвении.
(О. Бальзак)
● Книга, которая не стоит, чтобы ее прочли два раза, не стоит также того, чтобы ее прочли и один раз.
(К. Вебер)
● Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете очень мало.
(Вольтер)
● Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове читателя
(Ф. Ницше)
● Поэзия - самая величественная форма, в которую может облечься человеческая мысль.
(А. Ламартин)
● Глаголом жги сердца людей.
(А.С. Пушкин)
● Стиль - это соответственные слова в соответственном месте.
(Д. Свифт)
● Когда я перестал пить чай с калачом, то говорю: аппетита нет! Когда же перестал читать стихи или романы, то говорю: не то, не то!
(А.П. Чехов)
● Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим.
(Джордж Бернард Шоу)
● Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
(Д. Дидро)
 
● В поезде читают, потому что скучно, в трамвае - потому что интересно.
(Илья Ильф.)
● Книга так захватила его, что он захватил книгу.
(Эмиль Кроткий.)
● Никому не давайте своих книг, иначе вы их уже не увидите. В моей библиотеке остались лишь те книги, которые я взял почитать у других.
(Анатоль Франс.)
● Книги - дети разума.
(Джонатан Свифт.)
● Библиотеки - это сокровищницы всех богатств человеческого духа.
(Готфрид Вильгельм Лейбниц.)
● Каждую книгу нужно уметь читать.
(Блез Паскаль.)
● Книги - это переплетенные люди.
(Антон Семенович Макаренко.)
● Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.
(Николай Васильевич Гоголь.)
● То, что не стоит прочтения более одного раза, совершенно не заслуживает прочтения.
(Карл Мария Вебер.)
● Две самые полезные книги для девушки - кухонная книга матери и чековая книжка отца. (Американское изречение.)
● Действие человека мгновенно и одно; действие книги множественно и повсеместно.
(Александр Сергеевич Пушкин.)
● Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
(Фрэнсис Бэкон.)
● Уединение с книгами лучше общества с глупцами.
(Пьер Буаст.)
● Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник.
(Петр Андреевич Павленко.)
● Хорошая книга - точно беседа с умным человеком.
(Лев Николаевич Толстой.)
ЗАГАДКИ ПРО КНИГИ
 
Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу.Чтоб со мною подружиться,Нужно грамоте учиться.(Книга.) 

Есть листок, есть корешок. А не куст и не цветок.Нету лап, нету рук.А приходит в дом как друг.На колени к маме ляжет,Обо всём тебе расскажет.
(Книга.)
 
Открыть свои тайны Любому готова.Но ты от неёНе услышишь и слова.(Книга.)
 

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней.
(Книга.)
 

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга.)
 

Сама мала, а ума придала.
(Книга.)
 
Приложение 8
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает -
Многое знает.
(Книга.)
 

Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книги.)
 

Я с полки книгу взял, приставил "А",
И стало вдруг мучительно обидно:
От книги не осталось и следа,
И даже в микроскоп не видно.
(Том - Атом.)
 

Языка не имеет, а у кого побывает - тот много знает.
(Книга, газета, журнал.)
 

С подругами и сёстрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
(Газета.)
 

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета.)
 
У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)
 

Снаружи смотришь -Дом, как дом,Но нет жильцов обычных в нём.В нём книги интересныеСтоят рядами тесными.На длинных полкахВдоль стеныВместились сказки старины,И Черномор,И царь Гвидон,И добрый дед Мазай...Как называют этот дом?Попробуй угадай!(Библиотека.) 

Легенда, преданье народное,Ребята ее обожают.Родители, если свободные,Ее тебе на ночь читают.(Сказка.)
 
Легко читать такой рассказ –Картинок много, мало фраз.Он – будто кадры из мультфильма.Я озадачил вас не сильно?(Комикс.)
 
Вам выражения знакомы:Про первый блин, что вечно комом,Про сор, что из избы несут…Как их в народе все зовут?(Пословицы.)
 
 
Авторы загадок:Е. Михайленко, А. Лугарёв, Г. Ладонщиков, А. Костаков
 
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов - это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность детей и родителей