Приобщение обучающихся основной школы к литературному наследию родного края


Приобщение обучающихся основной школы
к литературному наследию родного края
Исаева М.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ОШ 7
Народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего». Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится поликультурное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Поэтому одной из задач моей педагогической деятельности стала: приобщение обучающихся к национальной культуре и литературному наследию нашего края.
«Человек меняется, и, чтобы представить себе логику поступков людей прошлого, надо представить себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные, их служебные обязанности, почему они поступали так, а не иначе», - писал Ю.М.Лотман. Следовательно, изучение литературы родного края поможет лучше представить себе прошлое, его культуру, традиции, моральные устои и принципы и т.о. понять настоящее.
Изучение литературного наследия родного края необходимо, чтобы обучающийся:
понимал свою связь с окружающим микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
осознавал значимость литературного наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
интересовался жизнью Красноуфимска, Урала;
умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его авторе, литературном произведении, участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Свою работу веду в нескольких направлениях:
Анализ опыта работы по данной теме в других ОУ, изучение научной литературы.
Разработка плана мероприятий с социальным партнером – Центральной детской библиотекой.
Работа с обучающимися основной школы.
В начале прошлого учебного года был проведён опрос среди обучающихся. Детям были заданы вопросы, уточняющие их знания о культуре родного края. По результатам опроса сделаны следующие выводы: больше половины обучающихся не знают фамилий красноуфимских поэтов, современных уральских писателей.
Исходя из полученных данных, был составлен план работы по приобщению обучающихся основной школы к литературному наследию Красноуфимска и Урала. Данный план реализовывался в 5, 6 и 8 классах.
В ходе учебной и внеурочной деятельности использовались разнообразные формы: беседы, игры-занятия, уроки – путешествия, уроки – игра, уроки – сказка, уроки – КВН, дидактические игры, чтение книг и изучение энциклопедий, рассматривание фотографий и иллюстраций.
Применялись различные методы: эмоционально – понятийное, объяснительное чтение, чтение – рассматривание, творческое чтение, а также метод самостоятельной работы.
Часто использовался принцип художественно-эстетического подхода к изучению материала. Обучающимся пояснялось, что перед ними не просто познавательные и интересные тексты, а именно произведения словесного искусства народов Урала, Красноуфимского края. Эти тексты раскрывают перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувства гармонии, красоты, учат понимать и видеть прекрасное.
Так, например, в шестом классе изучали стихотворение Василия Тулина:
Березка на бугор вбежала босиком,
Набросив платьице зеленое на плечи,
Заря, ей машет розовым платком, И ветерок торопиться навстречу. А вдалеке стада косматых гор Пасутся, будто буйволы на воле. И жаворонков нежный разговор Разносится над лугом и над полем. И все вокруг твое, куда не кинешь взгляд. И все тебе до капельки родное…
Согласитесь, что в этом стихотворении содержится не только познавательный аспект, но и большой простор для решения воспитательных задач урока. Обучающиеся обращают внимание на то, какими теплыми и душевными словами выразил любовь к своей малой родине – деревне Подгорной известный в г.Красноуфимске и за его пределами, талантливый человек, наш земляк и поистине народный поэт – Василий Федорович Тулин.
Творчество нашего земляка настолько стало интересным детям, что 29 января 2016 года вместе с 6 «А» классом мы побывали на родине Василия Тулина – в деревне Подгорная и селе Александровское. Во время экскурсии мы узнали много нового о жизни поэта, увидели места, где он родился, учился и прожил. Также в здании Александровской библиотеки все желающие могли почитать и послушать его стихи.
Наш город Красноуфимск богат людьми, которые посвятили свою жизнь слову. Литературная жизнь в нашем городе бьёт ключом и в настоящее время. В этом мы убедились с ребятами, когда встретились в мае с одним из поэтов нашего города Лысовым В.Л. Шестиклассники буквально забросали вопросами Валерия Леонидовича об его творчестве.
Встречи с известными современными писателями проходят ежегодно и в нашем городе. В этом году обучающиеся пятого класса знакомились с творчеством Ольги Колпаковой, а затем во время встречи с этой писательницей смогли лично поинтересоваться о её творческих планах на будущее.
Любители словесности испокон веков объединялись в одно целое. Так и у нас в городе. Все, кто любит писать, сочинять, могут найти поддержку в литературном объединении «Жаворонок». Вместе с обучающимися 8 класса мы внимательно изучили историю этого объединения по материалам городской библиотеки, а также встретились с участниками «Жаворонка», побеседовали с ними. Разнообразие тем, которые выбирают авторы поражает: это и о Великой отечественной войне, о жизни, о народе, о детях и, главное, о нашем городе – Красноуфимске.
Результатом таких исследований стал видеоролик «Красноуфимск литературный», представление его на городской НПК.
Исследовательская деятельность по изучению родного края не только расширяет кругозор обучающихся, но и развивает, воспитывает их. Видно, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам, обостряется внимание учащихся к фактам и явлениям действительности, вырабатывается активная жизненная позиция, самостоятельное творческое мышление, убеждения, умения и навыки.
Совместно с Центральной детской библиотекой группа обучающихся 6 класса стала участником областного конкурса «Сказки капитана», посвящённого творчеству уральского писателя В.Крапивина. Ребята составляли цитатник из произведений, писали отзывы и оформляли рекламный буклет по книге «Дети синего фламинго». В завершении команда отвечала на вопросы викторины в режиме онлайн. Результаты этого конкурса будут известны в октябре 2016 года.
Анализируя проведенную работу, прихожу к выводу, что работа такая необходима. Знакомство с национальной культурой, богатством литературного наследия родного края служит действенным средством поликультурного воспитания обучающихся, способствует развитию познавательной активности учащихся, развитию речи, повышению интереса к учению, предмета литературы, расширению кругозора, развитию творческой активности. А так же воспитанию любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, родной речи, чувства патриотизма.
Литература.
1.Юньев И. С. Беседы о краеведении. «Знание». 1966г.
2. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1 – 11кл. М. 2006г. с.368.
5. Жукова Л. С чего начинается Родина? М. 2000г. с. 321.
6.Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы. «Март» 2004г. с.352.