Социальная активность образовательной организации в приобщении обучающихся к культурному наследию родного края.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
РФ. 646020. Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Советская 2а, тел. 20-903,
эл. адрес: schkola3_ isilkul@mail.ru
Воронина Л.А., учитель музыки

Социальная активность образовательной организации в приобщении обучающихся к культурному наследию родного края.
В чем состоит работа образовательной организации по формированию системы социального партнерства?
Слайд 1,2
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 996 29 мая 2015 года утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. По сравнению с проектом от 13 января 2015 г. в Общих положениях внесены изменения, согласно которым приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности.
Слайд 3. Расширена задача:
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей.
Добавлено в части приоритетов воспитания:
формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного
развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей.
В Приобщение детей к культурному наследию добавлено:
эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
Слайд 4. Работа нашей образовательной организации по формированию системы социального партнерства имеет большой опыт и результаты. Ещё в Слайд 5. 2000 году в нашей школе была выдвинута образовательная инициатива по соединению предметов художественно-эстетического цикла и внеклассных мероприятий в единой форме работы – «Клубе Творчества», работа которого была направлена на изучение культуры и истории родного края. Данная Программа стала Лауреатом Всероссийского конкурса в 2001г. С течением времени деятельность «Клуба Творчества» переросло в творческую Академию культуры и искусства «Душа России», основная идея которой звучала так: «Наполним добротой сердца и души, родного края восхищаясь красотой!»
Слайд 6. Именно эта идея стала основой Программы развития нашей школы, которая названа «Школа развития творчества», так как в Концепции модернизации образовательной области «Искусство» сказано: «Искусство в силу своей природы способно эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, научиться принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций. Именно эти обстоятельства определяют возрастающую роль художественно-эстетического образования детей в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития». «Творческая Академия культуры и искусства «Душа России» соединила в органическом единстве музыку, изобразительное искусство, технологию, литературу и физическую культуру как необходимое условие духовного и нравственного развития личности. Эта интеграция предметов художественно – эстетического цикла направлена на изучение культуры и истории родного края, города Исилькуля, своей малой Родины.
Слайд 7 Цель Академии:
Способствовать получению и расширению знаний учащихся о мировой культуре, культуре России и культуре родного края как её составной части.
Воспитывать у обучающихся нравственно-эстетические качества.
Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к мировой культуре и ответственности за будущее российской культуры.
Формировать потребность в общении, творческой деятельности и самоорганизации.
Способствовать получению и расширению художественных, исторических, экологических, правовых знаний учащихся.
Слайд 8. Формы работы Академии:
уроки и внеклассные мероприятия,
исследовательская и проектная деятельность
научно-практические конференции
дискуссии, беседы на патриотические и нравственные темы,
творческие отчеты,
комплексные занятия
тематические классные часы, дебаты, споры, диспуты, дискуссии
студии и спортивные секции,
конкурсы, фестивали, концерты, выставки
факультативные и элективные курсы,
дни открытых дверей,
экскурсии, встречи,
уроки мужества.
Деятельность творческой Академии расширяет у обучающихся круг знаний по истории России, своих традиций, культуры, обычаев и истории родного края, воспитывает чувства гражданственности и патриотизма, гордости за свою малую Родину. Главной целью деятельности стало интеллектуальное, нравственное и физическое развитие детей. В работе учитываются интересы, потребности, желания детей и их родителей.
Слайд 9. Так сложилась система взаимодействия с образовательными учреждениями города, учреждениями дополнительного образования, культуры и искусства. Эффективность работы достигается благодаря социальному партнёрству с РДК, школой искусств, районной библиотекой, музеем, Детским домом, детскими садами № 3 и 4, отделом по работе с детьми и молодёжью, территориальной избирательной комиссией, полицией, общественными организациями. Данная авторская Программа стала Победителем Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», Дипломантом Всероссийского конкурса методический разработок «Работаем по ФГОС», опыт представлен на интернет - конференции областного ВМО по искусству.
Слайд 10. Если говорить о социальном партнёрстве с РДК им. В.В. Радула, это участие обучающихся и педагогов в различных смотрах, конкурсах, фестивалях. На слайдах представлены направления работы с социальными партнёрами.
Слайд 11. Важным средством воспитания в детском коллективе считаю деловое и неформальное общение, развитие коммуникативной культуры школьников: участие в районных творческих сборах, сюжетно-ролевых играх, концертные выступления в МДОУ, Доме детства, совместное участие с детьми детского дома в областном фестивале духовной православной культуры «Преображение», обл. фестивале «Созвездие Прииртышья».
Слайд 12-18. Вокальный ансамбль «Наследие» приглашают на проводимые мероприятия в районную и детскую библиотеки, историко-краеведческий музей, к ветеранам войны и труда ж/д станции, где дети исполняют стихи и песни, родившиеся на нашей исилькульской земле. Вокальная группа «Конопушки» и сотрудники ГИБДД стали добрыми друзьями. Уже 4 года в областных конкурсах авторских песен «Юным омичам – безопасную дорогу» наши дети становятся победителями и участниками заключительного гала-концерта в г.Омске. Эффективность социального партнёрства отражается на участии обучающихся в районных, областных научно-практических и интернет - конференциях. Выбранные темы творческих и исследовательских работ тесно связаны с культурным наследием родного края: «История детской школы искусств», «Творческий звездопад на исилькульской земле», «В русской песне – душа народа», «Колокольные звоны Исилькуля» и др.
В рамках организации деятельности методических сообществ была организована творческая группа, состоящая из учителей музыки района, темой изучения которой стал вопрос «Использование краеведческого материала на уроках музыки и во внеурочной деятельности как способ духовно-нравственного воспитания личности обучающихся, воспитание любви к малой Родине».
Слайд 19-31. В ходе работы группы были проведены творческие встречи с авторами и исполнителями города и района: В. Василюком, Вал. и Вл. Синицыными, Г.Гензелем, В.Харламовой, О.Чукиным, Г.Тупицыной (Центр рус. Культуры «Святозар») и др. Были проведены выездные заседания в Новорождественку, где Галина Григорьевна Налома показала фрагменты народных праздников с исполнением детьми её авторских песен; выезд в Николайпольскую школу, Баррикадскую, Солнцевскую, Лесное, городские шк. № 1, 2, 3 на уроки и внеклассные мероприятия. Результатом этой деятельности стал сборник, изданный ресурсно-методическим центром. В него вошли методические разработки, которые показывают педагогам, как можно использовать краеведческий материал в рамках духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитания любви к малой Родине на уроках и во внеурочной деятельности.
Слайд 32-33. Значимость в условиях перехода на ФГОС приобрела проектная и исследовательская деятельность обучающихся. С этой целью наша школа совместно с ресурсно-методическим центром организовали и провели два областных телекоммуникационных проекта: “Детство - огромный край, откуда приходит каждый», «Музыка - мир, расцвеченный красками жизни». Целью проектов было приобщение к культурному наследию малой Родины. Проекты получились очень интересными. Переход на ФГОС предполагает внеурочную деятельность с обучающимися. Открывается возможность составления программ, основанных на изучении культурного наследия. Например: программа «Культура Омского Прииртышья», «Творческий калейдоскоп», «В мире красок и мелодий», «Талант, творчество, успех» и др.
Слайд34. Работа нашей образовательной организации по формированию системы социального партнерства отражена на страницах школьного сайта. Приглашаем вас ознакомиться с нашим опытом работы и достижениями по данному вопросу.
Возвращаясь к документу, который мы сегодня обсуждаем, в Разделе «Ожидаемые результаты» читаем:
повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.
Исходя из вышесказанного, я предлагаю создать в рамках организации деятельности методических сообществ творческую группу, которая проработает и обобщит опыт по данному вопросу, что может послужить основой для сборника методических материалов.
Слайд 35.