К качественному образованию через развитие интереса и творческих способностей учащихся.

К качественному образованию через развитие интереса и творческих способностей учащихся.
Заикина И.А., учитель физики.
сш г.Аксу, Павлодарская область.

Независимая и суверенная Республика Казахстан в своем развитии выходит на новый уровень научно-технического, информационного, политического, экологического и духовного обеспечения. Эти изменения в жизни республики требуют пересмотра состояния образования, его качества.
Но и неоспорим тот факт, что в последние годы образование не на словах, а на деле становится приоритетной сферой развития нашего государства. В ежегодных посланиях Президента образование выделяется как стратегическая отрасль, инвестиции в которую являются самыми выгодными вложениями капитала, так как формируют социальный капитал государства./1,с.5/
Общеизвестно, что инновации и качественное образование играют лидирующую роль в процессе обеспечения конкурентоспособности любого государства. От качественного образования зависит 40% экономического роста/2,с.18-19/.
Рассмотрим основные проблемы преподавания физики в школе. Методисты утверждают, что в последние годы наблюдается снижение качества знаний. Часть причин происходящего снижения качества не только по физике, но и по другим предметам естественно-математического цикла относятся ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в школе, другая часть относится непосредственно к преподаванию физики:
- уход физики с передовых позиций в образовании;
- сокращение часов на изучение предмета;
-перегруженность программ и учебников чисто учебными , а иногда второстепенными материалами;
-недостаточная практическая ориентация содержания образования, оторванность от реальной жизни;
- прекращение снабжения школьных кабинетов приборами и оборудованием в последнее десятилетие (но данная проблема в последний год начала решаться положительно и, думаю, вскоре будет снята).
Физика-основа техники и производства. Поэтому необходимо искать пути повышения качества знаний через формирование устойчивого интереса к предмету. Интерес- один постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности. К.Д.Ушинский видел в интересе основной внутренний механизм успешного учения. Я.А.Каменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Обнаруживается зависимость качества знаний и уровня знаний обучаемых, сформированности способов умственной деятельности от уровня развития познавательного интереса школьников.
Чтобы вызвать интерес к предмету нужно создать мотив.

ВИДЫ МОТИВОВ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ

ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на самостоятельное приобретение знаний, построение специальной программы самосовершенствования.
долг, ответственность, понимание социальной значимости ученья; стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, получение высоких материальных благ.






Школа сегодня должна не только обеспечить ребенка запасом прочных знаний, но и вырастить творческую личность./3.с1-6/
Творчество-это деятельность, порождающая что-то качественно новое, необычное, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Творчество присуще только человеку, в природе происходит процесс развития, а не творчества.
Творческие способности человека развиваются на основе высокоразвитого мышления, глубоких знаний, практического опыта и интереса к делу, т. е. на основании знаний, умений, навыков, приобретенных при изучении предмета, а также на основе жизненного опыта. Условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека.
Без настойчивости не может быть поиска.
Без инициативы знания, умения и практический опыт остаются мертвым багажом. Эти качества у детей надо развивать.
Базой для творчества является интерес.
Интерес- это особое внимание к чему-либо; желание вникнуть в суть, узнать, понять; занимательность, значительность; нужды, потребности; выгода, корысть. Интерес является базой для творчества.
В формировании познавательного интереса школьников выделяется три этапа:
1.Люборытство- естественная реакция человека на все новое, необычное. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащихся к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это случайный, ситуативный интерес.
2.Более высокой стадией интереса является любознательность, когда ученик проявляет желание глубоко разобраться, понять изучаемый материал. В этом случае учение обычно активен на уроке( обсуждает опыт, приводит свои примеры и т. д.)
3.Следующая задача- поддержать любознательность и постараться сформировать устойчивый интерес, при котором ученик понимает структуру курса, занимается изучением дополнительной литературы, решает нестандартные задачи и т. д.
На первой ступени обучения физики нужно воспитать интерес, выявить и развить способности к данной науке и к исследовательскому труду( через экспериментальные домашние задания, эксперимент на уроке, лабораторные работы ит.д.). Средством развития творчества является решение задач с элементами исследования(проверить закон Ома, мощность лампы и т. д.), кратковременный фронтальный эксперимент. Большую роль в развитии творчества могут оказать кружки технического творчества(авиамодельный, радиотехнический), но это требует материальных затрат.
Педагогам нужно отыскать такие средства, которые привлекли бы к себе учеников, располагали бы их не только к совместной деятельности, но и к самостоятельному поиску знаний./4.с.44/
Занимательность- средство, пробуждающее интерес и формирующее мотив к познанию. Приемы занимательного изложения материала: проблемные ситуации, игры, ребусы, кроссворды, чайнворды, легенды, сказки, фантастические рассказы, загадки, парадоксы, настольные игры. Эти приемы можно использовать на различных этапах урока, они являются первым этапом формирования интереса к предмету, т. к. вызывают любопытство даже у самых равнодушных учащихся. Данные приемы я изложила в методической брошюре «Экскурсия по урокам физики» и рекомендую ее для молодых учителей, студентов педагогических специальностей.









Остановлюсь на некоторых приемах активизации учащихся при проверке знаний:
Индивидуальный устный контроль требует много времени и в целях экономии рекомендуется использовать алгоритмы изучения явлений, торий, законов, приборов, величин и т.д.
Для активизации класса в процессе опроса провожу рецензирование учениками ответов товарищей.
Провожу физические диктанты.
Популярен вид письменного опроса- регламентированное или конкурсное решение задач.
Решение задач по выбору. Например, устраиваем физический кросс, т.е. каждой задаче в зависимости от сложности присваивается километраж. Побеждает тот, кто пробежит за урок или его часть наиболее длинную дистанцию.
Комбинированные самостоятельные работы (логическая цепочка проверяет знание терминов, следующее задание - на соответствие формул, единиц измерения и далее- решение разноуровневых задач )
Нестандартные уроки и элементы занимательности несут огромные воспитательные и образовательные возможности. Такие уроки развивают детскую наблюдательность, совершенствуют их воображение, внимание, творческое воображение. Игры и соревнования на уроках несут детям радость открытия и ощущение преодоленного препятствия, воспитывают ответственность. На таких уроках у ребенка формируется любознательность, желание дойти до сути проблемы, узнать самому что-то новое.
Образовательные задачи нетрадиционных уроков- закрепление знаний, углубление и расширение знаний, умение аргументировать и доказывать свою точку зрения, умение работать с дополнительной литературой, наблюдать, а также развивать устойчивый интерес к предмету. Интерес возникает тогда, когда человек трудится сам, т. е. происходит:
И – индивидуальная,
Н – напряженная,
Т – творческая,
Е – ежедневная,
Р – работа,
Е – естественно,
С – с высоким результатом.
В старших классах средством развития творчества является вовлечение учащихся в работу с научными проектами, что предполагает серьезную исследовательскую работу. Основными задачами школьных научных соревнований является:
1) стимулирование научно- исследовательской и учебно-познавательной деятельности учащихся;
2) повышение престижности умственного труда;
3) отбор и поддержка наиболее талантливых и одаренных юных исследователей;
4) содействие формированию интеллектуального потенциала Республики Казахстан.
Работа с проектом предусматривает формирование не только устойчивого интереса к предмету, но и формирует исследовательские навыки что ,бесспорно, отражается на качестве знаний ребенка, а также часто формирует его профессиональные склонности: почти все мои учащиеся, работавшие с проектами, позже в качестве предмета по выбору на ЕНТ выбрали – физику и, значит, в качестве своих будущих профессий выбор приходится на технические специальности.
Работа с научными проектами очень интересна не только для учащихся, но и для учителя, т.к. это действительно творчество. Работа с проектом начинается с выбора темы. Для этого ребята посещают библиотеки, просматривают научную литературу по физике, технике, экологии, биофизике, биохимии, работают с Интернетом.
Выбрав тему, учащиеся начинают рассматривать проблемы и противоречия изучаемого вопроса, продумывают пути поиска ответа, выдвигают гипотезы, составляют план работы над проектом. Вооружившись определенным запасом теоретических знаний, переходим к практической части: проводим исследования и эксперименты, посещаем предприятия, работа которых каким-либо образом связана с темой нашей работы, занимаемся созданием моделей, схем. Собрав определенный материал, юные исследователи занимаются обработкой информации, оформлением работы, формулируют выводы, составляют рекомендации. Работа с проектом формирует также творческие способности, научное мышление, учит поиску наиболее эффективных методов исследования, учит отстаивать и защищать свое мнение и научные взгляды, способствует формированию ораторского мастерства, четкости и ясности изложения мыслей, гипотез, аргументов.
В данном случае развитие интереса, творческих способностей осуществляется через индивидуальную работу с учащимися. И эта трудоемкая и объемная работа дает хорошие результаты:
1.2000г. Учащиеся 11 класса Теплюк О. и Гужаковская Л. получили ДИПЛОМ Департамента образования Павдодарской области за III место на областных соревнованиях научных проектов школьников по физике.
2.2002г.Ученица 9 класса Ангелова А. получила ДИПЛОМ Аксуского ГорУО IIстепени за результативную поисковую и научно- исследовательскую деятельность и актуальность выбранного проекта.
3. 2002г.Ученик 9 класса. Голуб В. получил ДИПЛОМ Аксуского ГорУО IIстепени за результативную поисковую и научно- исследовательскую деятельность и актуальность выбранного проекта.
4.2002г. Ученик 10 класса Голуб В. Получил ДИПЛОМ Департамента образования Павлодарской области за IIIместо на областных соревнованиях научных проектов школьников.
5. 2005г.Ученик 11 класса Цыбенко Н. получил БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО Аксуского ГорООиС за участие в зональных соревнованиях научных проектов школьников.
6. 2006г . Ученики 11 класса Цыбенко Н. и Мазур Е. являлись участниками республиканских Сатпаевских чтений, получили сертификат.
7.2007-2009г Ученица нашей школы Лунина Ангелина была призером городской олимпиады по физике.
8.С 2006-2009г Лунина Ангелина обучалась в заочной школе для одаренных детей «Дарын». Является призером областной олимпиады по физике 2008г.
9. 2010г. Ученик 10 класса Ахменов Арман стал призером городской олимпиады по физике.
10. 2010г. Ученица 11 класса Тимошенко Анна стала призером городской олимпиады по физике.
11. С 2011 по 2013 учебный год ученики нашей школы стабильно занимают призовые места на олимпиадах..
12. В 2013г. Ученица 10 класса Лунина Валерия явилась участницей Международных Сатпаевских чтений, получила сертификат.

Кроме этих достижений все названные ученики на ЕНТ экзамен по физике сдали на «хорошо» и «отлично», показав высокое качество знаний.
Кроме вышеуказанных методов повышения качества знаний необходимо назвать еще объективные и субъективные: индивидуальный подход к обучению, введение профильного обучения, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, достойная материальная база учебного заведения, повышение статуса учителя как основы качественного образования, введение ЕНТ также стимулирует процесс качественного обучения. Современная педагогическая наука предлагает учителю новые методики работы с учащимися по формированию интереса к предмету и повышения качества знаний. Но, к сожалению, идеальных методик нет. Поэтому я считаю, что учитель сегодня должен уметь выбрать наиболее рациональные и продуктивные зерна, т.е. описанные приемы можно применять каждый отдельно и в разных сочетаниях, а в их разумном чередовании – один из залогов эффективности учебного процесса: высокий уровень качества знаний учащихся.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1..Айтимова Б.С.Тезисы из выступления Министра образования и науки РК. «Открытая школа», №10(47), октябрь 2006г, стр5.
2.Лохман Б. «Байтерек», №3, 2006г, стр18-19.
3.Берсенева Т.П.Формирование познавательных интересов у учащихся на уроках физики.htt://festival.1september.ru/index.php?numb artic =419546.
4.Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М. Просвещение.1993.