Конспект урока по окружающему миру на тему Поздняя осень


Тема: «Поздняя осень»
Цель: Воспитывать любовь к родной природе.
Задачи:
Коррекционные: закрепить знания об изменениях в природе поздней осенью; работать над развитием связной речи, обогащением и активизацией словаря через ответы на вопросы учителя, запоминание слов – названий.
Коррекционно-развивающие: коррегировать произношение учащихся через исправление ошибок в произношении;
коррегировать зрительное восприятие, развивать наглядно-образное мышление через работу с иллюстрациями, расширять кругозор учащихся, развивать логическое мышление, память и связную устную речь.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе через беседу; воспитывать стремление старательно и добросовестно работать на уроке, создавая для этого благоприятный микроклимат, используя здоровьесберегающие предупреждающие накопление усталости, снижения работоспособности.
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
2. Психологический настрой на урок.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям и с хорошим настроением начинаем наш урок.
Но сегодня у нас ещё будет один гость. А чтобы узнать, кто придёт к нам в гости, отгадайте загадку.
Загадка.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)
– Как вы догадались, что осень?
Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, вы уже догадались, что тема урока- «Осень»
- Но осень не просто так пришла к нам на урок, она хочет сегодня с нами попрощаться и приглашает нас в своё царство.
Нам предстоит вспомнить всё, что мы знаем об осени. Но урок у нас сегодня необычный. Мы с вами отправляемся в путешествие в осеннее царство, а когда устанем – будем делать привалы, как это делают туристы. Вы знаете, что такое привал? (это когда турист устанет, он делает остановку, которая называется привал, где он отдыхает, набирается сил, для дальнейшего путешествия). Вот мы с вами сделаем несколько таких привалов. Мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.
И так, в путь. Сначала проложим дорогу. Чтобы проложить дорогу, нужно отгадать загадки об осенних месяцах.
Загадки.
А) Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(сентябрь)
Б) В золото оделись,
Деревья и кусты,
С каждым днём всё чаще,
Холодные дожди! (октябрь)
В) Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
(ноябрь)
(Из названий осенних месяцев делают дорогу)
Тропинка привела нас к лесу.
4. Артикуляционная гимнастика. (Слайд )Прогулка по осеннему лесу – веселая артикуляционная зарядка:
«Поворот головы вправо-влево». Прогуливаясь по лесу, смотрим в стороны – какой наш осенний лес?
2. Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у». (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер «С-с-с-с-с-с-с! (Громко.)
Стало холодно нам от сильного ветра.
Заблудились мы в лесу, закричали: «Ау!» (Сначала тихо, потом громко).
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились,
увидев огромный мухомор.
Вытянуть лицо и открыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании
бровей глаза широко раскрываются, при опускании—почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели
большой гриб и удивились: «О-о-о, о-о-о!» Нашли червивый гриб и огорчились:
«Ах-ах-ах!»
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
Подошли к берлоге медведя. Мишка уже находится в зимней спячке. Он зевает! (открываем и закрываем рот несколько раз).
Как весело и хорошо в лесу (улыбаемся!)
По дороге нам повстречался хомячок! У, сколько зернышек он набрал за щеки (надуваем щечки как у хомячка!)
Вот белочка грызет орешки! (стучим зубами).
Но белка испугалась нас и убежала – только хвостиком махнула (язычок машет, как беличий хвостик – высовываем язычок между зубами, шевелим язычком как хвостиком).
4. Развитие физиологического дыхания.
Статическое упражнение. Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.
Актуализация знаний.
И первый привал - «Осенний». Слайд
Мы с вами находимся в осеннем царстве.
Посмотрите на эти три картины.
Из каких 3 периодов состоит осень?
(Ранняя, золотая, поздняя.) СлайдКакие чувства вызывает у вас последняя картина?
-      Почему становится грустно?
Давайте разберёмся, какой месяц осени подходит под описание «Поздняя осень»?
Подберите картинки, которые соответствуют этим месяцам. (Из 3 картин выбрать 1.) Проверка. Слайд .Октябрь - золотая осень.
Сентябрь - ранняя осень.
Ноябрь - поздняя осень.
- А теперь вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
-Что относится к неживой и к живой природе? (Слайд )(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа. Растения, животные, человек - живая природа.)-Молодцы, теперь давайте вспомним, какие изменения в неживой природе происходят в ноябре.(Используя схему, составьте рассказ о ноябре)
Слайд. В ноябре солнце светит мало, температура воздуха понижается, дует холодный ветер, часто идет дождь, иногда и снег.
Поговорим теперь об изменениях в живой природе. Слайд.
2 привал - «В мире растений».
А сейчас мы поговорим, как поздняя осень отразилась на жизни растений.
На какие группы, делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы). (Слайд).
На какие группы делятся деревья? (Лиственные и хвойные). (Слайд)
Расскажите как лиственные и хвойные деревья приготовились к зиме?
Слайды.
Лиственные деревья сбросили листву, хвойные стоят – зелёные. 
Какие деревья остаются всегда зелёными?
Похолодало, света мало, рост замедляется, сока поступает меньше, листья меняют окраску, опадают. Как называется явление, когда листья осыпаются? (Листопад.)
На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике – на зиму сохраняются плоды. Для зимующих птиц это отличная столовая.
Еще одно дерево – кормилец – осина. Ее молодой корой питаются лоси, зайцы, олени и мыши. (Слайд19)
3 привал - «В мире животных» (Слайд).
Большие изменения происходят и в мире животных.
- Что происходит в мире животных?
Одни их них меняют цвет своей шкурки, другие готовят запасы, а третьи находятся в спячке.
На какие 3 группы можно поделить животных по способу подготовки к зиме.
Слайды.
Уходят в спячку, делают запасы,
сами себя могут прокормить. ( Шерсть у животных становится гуще, пушистее, теплее, цвет меняется!)
Интересно, как звери готовятся к зиме?
Об этом они и расскажут нам сейчас.
Лиса: Я зимы не боюсь:
В шубу тёплую ряжусь,
Хвост красивый какой-
Он мне нравиться самой!
Живу в норе там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Об этом, наверное, мало кто знает,
но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Заяц: Я заяц, расскажу, как живётся мне в лесу.
К зиме ребята побелел. Шубку новую надел.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает,
А питаюсь я корой, ягодой замёрзшей,
Что под снегом заяц найдёт - всё ему впрок пойдёт.
Белка: Я белка, весёлый зверёк, по деревьям скок да скок.
Но к зиме я меняюсь, в шубку серую одеваюсь.
Мне приходиться прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять!
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас - орехи, ягоды, грибы,
Чтоб зимой не голодать.
Где ж еду зимой достать?
Волк: Здравствуйте, детишки!
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходит:
волки стаями бродят.
Серые, худые, голодны, злые.
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Волку трудно зимой.
Еды не хватает и он голодает.
- Ребята, а почему так говорят - волка ноги кормят? (чтобы добыть себе еду волк должен много бегать по лесу)
- Волка называют санитаром леса - он питается больными, старыми
животными.
Ёж: Зимой я крепко сплю,
Зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас.
Трудился – не ленился.
Меня вот разбудили –
к вам, ребята, пригласили.
Что б о себе все рассказал.
Сюда б медведя я позвал,
Но он в берлоге крепко спит и его нельзя будить.
Он с осени свой жир копил, много ел и много пил.
Нам с медведем одна работа – крепко спать и весны ждать.
Физкультминутка под музыку. (Слайд )4 привал «Птичий». Слайд .Осенью часто слышится прощальный крик перелетных птиц. Но не все птицы улетают в теплые края. Какие группы есть?
(Перелётные, зимующие).(Слайд)
Давайте вспомним, какие птицы являются перелетными, а какие зимуют в наших краях.
Работа с презентацией.
Демонстрируется слайд с изображениями птиц. Задача: узнать птицу по картине и назвать перелетных и зимующих.
Раньше всех улетают птицы, которые питаются насекомыми. Перед отлётом птицы собираются в стаи. Продолжительность дневного времени и исчезновение пищи подсказывает птицам, когда отправляться в тёплые края. Они совершают длительные перелёты, под их крыльями образуются мозоли величиной с кулак. Летят они днём и ночью, изредка останавливаясь для отдыха. Долетают не все, только самые сильные.
Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами, отыскивают спрятавшихся насекомых, прилетают к жилью человека, где легче отыскать корм.
Беседа о зимующих птицах.
-Что птицам страшнее: холод или голод?
-Чем они питаются, где находят корм?
-Как мы с вами можем помочь птицам? (Сделать кормушки.)
(Вывешивается картинка с изображением кормушки.) ( Слайд )-Отгадайте загадки и узнаете, какие птицы прилетят к нам на кормушку.
Загадки.
1)Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел.)
-Дятел древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры достает. У него очень длинный и липкий язык, им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке. (Птица прикрепляется к кормушке.)
2) Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (Синица.)
Синица летом питается жучками, червячками, а зимой ест все: и зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего она любит свежее сало. (Птица прикрепляется к кормушке.)
3)В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей.)
Эту птицу знают все. Воробей любит семечки, ягоды. Воробьиные стаи часто воруют выращенные зерна. «Вора бей! Вора бей!»- кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей. (Птица прикрепляется к кормушке.)
4) Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый ...
(Голубь сизый)
(Птица прикрепляются к кормушке.)
5)Красногрудки – птички
Словно яркие угли,
По дорожке скачут
От зимы не плачут. (снегири)
-Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: Снегири прилетели – значит, завтра – снег пойдет. (Птица прикрепляется к кормушке.)
6)Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Это … (сорока.)
-Ребята, как много птиц собралось на нашей кормушке. С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не останется голодной.
ИГРА «ЛАБИРИНТ» (помощь воробью; дети карандашом соединяют точки от воробья до рябины.)

И сейчас мы с вами поиграем  в игру, которая называется «Улетели птицы».
Игра на внимание «Улетели птицы»
- Я  буду читать стихи, а вы  внимательно их слушайте. Если услышите «лишнее» слово, начинайте хлопать.
Улетели птицы:Голуби, куницы.
Улетели птицы:Голуби, синицы,Мухи и стрижи.
Улетели птицы:Голуби, синицы,Чибисы, чижи,Галки и стрижи,Комары, кукушки.
Улетели птицы:Голуби, синицы,Галки и стрижиЧибисы, ежи.
Улетели птицы:Голуби, синицы,Галки и стрижи,Чибисы, чижи,Аисты, кукушки,Лебеди и уткиИ спасибо шутке.
5 привал «Урожайный»
Учитель: Осень называют не только рыжей, золотой, грустной, но и богатой.
Словарная работа: Что значит выражение "богатая осень"? Богатая – не значит, много денег, а значит – много фруктов и овощей. Часто говорим: «Богатый урожай».
Давайте вспомним, какие овощи и фрукты собирают осенью? (Слайд)
Игра «Доскажи словечко»
1.Хотя я сахарной зовусь,Но от дождя я не размокла.Крупна, кругла, сладка на вкус.Узнали вы? Я . . . (СВЁКЛА)
2.Что за скрип, что за хруст?Это что еще за куст?Как же быть без хруста,Если я…(КАПУСТА).3. Кругла, рассыпчата, бела,На стол она с полей пришла.Ты посоли ее немножко.Ведь правда вкусная… (КАРТОШКА)!4.Он – весёлый молодец,Он – зелёный . . . (ОГУРЕЦ)5.Весною низко – низкоВ земле растёт . . . (РЕДИСКА) 6. . Хвост зеленый, красная головка,Это остроносая … (МОРКОВКА)7. Он круглый и красный,Как глаз светофораСреди овощей нет сочней… (ПОМИДОРА)8.Заставил плакать всех вокруг,Хоть он и не драчун, а . . . (ЛУК)9. Он большой, как мяч футбольный,Если спелый — все довольны,Так приятен он на вкус,И зовут его… (АРБУЗ)

Игра «Что лишний?»
- Среди них что лишнее?
(Арбуз лишний, потому что он-ягода, а остальные –овощи.) (Слайд)
6. 6 привал «Народной мудрости» (Слайд )-Много народ сложил пословиц и поговорок об осени, а какие знаете вы?
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
В ноябре снег надует — хлеба прибудет.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
6. Привал «Игровой» (Слайд)
Проверка знаний. Тест. Игра «Крестики-нолики».
- Перед вами лежат листочки. Возьмите их в руки.
- Сейчас я вам буду задавать вопросы, если вы согласны с моим утверждение, то крестик, а если не согласны, то 0. 1. Еж зимой впадает в спячку.
2. Зимой набухают почки.
3. Ноябрь – зимний месяц.
4. Грачи - зимующие птицы.
5. Зимой можно увидеть ласточку.
6.Сентябрь, октябрь, ноябрь–осенние месяцы.
7. Снегири прилетают зимой.
- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы, справились с заданием!
7 привал «Музыкальный».
- На прощание споём песню про осень.
(Исполняется песня «Осень, осень») Слайд.
Пора ей уходить, ребята,
Но в том не Осень виновата,
За нею вслед Зима идет
И новый год с собой ведет.
Она к вам вновь, друзья, придёт,
Уже на следующий год!
Подведение итогов урока.
1.- Вам понравилось путешествие?
-А какие задания вам больше понравились?
-Какие задания были трудными?
-Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?
-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?
- Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке?
Ученик. Дни стали короче, солнце светит реже, холодно.
Учитель. Приведите примеры зимних явлений в неживой природе.
Оцените свою работу на уроке с помощью смайлов и с помощью жестов.
Молодцы!
2. Выставление оценок.
3. Домашнее задание.