Рабочая программа факультатива Наблюдай и исследуй физика 5класс


Пояснительная записка.

Факультативный курс «Наблюдай и исследуй» предназначен для ознакомления учащихся 5 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Содержание курса должно способствовать интеллектуальному развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Изложение материала основано на учете психологических особенностей детей данного возраста. Используются разнообразные приемы работы, стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Особое внимание уделяется эксперименту. В процессе занятий учащиеся должны выполнить лабораторные работы, простые опыты, изготовить ряд самодельных приборов.
К концу изучения курса учащиеся должны иметь первые представления о физических явлениях, быть знакомы с основами молекулярно-кинетической теории строения вещества, знать устройство атома, усвоить понятие силы, иметь представление о силах природы, знать условия плавания тел и судов, уметь обращаться с простейшим физическим оборудованием, производить простейшие измерения, снимать показания со шкалы прибора.
Содержание курса.
Введение (5 часов).
Природа живая и неживая. Человек – часть природы. Что изучает физика. Физические явления. Физические тела. Вещество. Научные методы познания природы. Наблюдение и описание физических явлений. Гипотеза.
Знакомство с простейшим физическим лабораторным оборудованием.
Измерительные приборы: линейка, весы, термометр, мензурка.
Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность.
Л.Р.№1. «Определение размеров физического тела».
Л.Р.№2. «Измерение объема жидкости».
Л.Р.№3. «Измерение объема твердого тела».

Тела и вещества (14 часов).
Форма, объем, цвет, запах. Свойства вещества в различных агрегатных состояниях. Масса тела. Единицы массы. Масса различных тел в природе. Рычажные весы. Правила взвешивания.
Температура как важная характеристика тел и веществ. Измерение температуры. Единицы измерения. Термометр и его градуировка. Виды термометров.
Делимость вещества. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц. Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Движение частиц и температура тел. Взаимное притяжение и отталкивание частиц. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Строение атома.
Плотность вещества. Единицы плотности. Нахождение плотности различных веществ по таблицам и их сравнение. Преобразование формулы плотности.
Л.Р.№4. « Измерение массы тела на рычажных весах».
Л.Р.№5. « Измерение температуры воды и воздуха».
Л.Р.№6. «Измерение плотности вещества».

Взаимодействие тел(15 часов).
Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие. Сила. Единицы силы.
Всемирное тяготение, его проявления. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Вес тела. Единицы веса. Невесомость.
Различные виды деформаций. Сила упругости. Устройство динамометра. Шкала прибора, определение цены деления, предела измерений.
Сила трения. Причины трения. Виды трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей.
Сила давления и давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление в жидкостях и газах. Передача давления. Зависимость давления жидкости от глубины. Закон сообщающихся сосудов. Применение сообщающихся сосудов.
Выталкивающая сила и ее измерение на опыте. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел и судов.
Л.Р.№7. « Измерение силы трения».
Л.Р.№8. « Определение давления тела на опору».
Л.Р.№9. « Измерение выталкивающей силы».
ЛР.№10. « Выяснение условия плавания тел».




Тематическое планирование учебного материала.

ТЕМА
Кол-во часов

1.
Введение.
5

2.
Тела и вещества.
14

3.
Взаимодействие тел.
15


ИТОГО:
34 часа











Календарно – тематическое планирование.



Дата
Тема урока
Количество часов



Введение (5 часов).
1

1.

Физика - наука о природе.
1

2.

Методы познания природы.
1

3.

Инструментарий исследователя.
1

4.

Измерительные приборы.
1

5.

Простейшие измерения.
1








Тела и вещества (14 часов).


6/1.

Характеристики тел и веществ.
1

7/2.

Три состояния вещества.
1

8/3.

Масса тела. Эталон массы.
1

9/4.

Измерение массы тела с помощью весов.
1

10/5.

Температура. Термометр.
1

11/6.

Строение вещества. Молекулы и атомы.
1

12/7.

Движение молекул. Диффузия.


13/8.

Взаимодействие частиц вещества.
1

14/9.

Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно - кинетических представлений.
1

15/10.

Строение атома.
1

16/11.

Плотность вещества.
1

17/12.

Решение задач на связь между массой , объемом и плотностью.
1

!8/13.

Измерение плотности вещества.
1

19/14.

Обобщение темы « Тела и вещества».
1



«Взаимодействие тел» (15 часов).


20/1.

Сила как характеристика взаимодействия.
1

21/2.

Явление тяготения. Сила тяжести.
1

22/3.

Вес тела. Невесомость.
1

23/4.

Деформация. Виды деформаций. Сила упругости.
1

24/5.

Измерение сил. Динамометр.
1

25/6.

Сила трения.
1

26/7.

Способы усиления и ослабления трения.
1

27/8.

Давление твердых тел.
1

28/9.

Зависимость давления от площади опоры.
1

29/10.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
1

30/11.

Давление жидкости на глубине. Сообщающиеся сосуды.
1

31/12.

Архимедова сила.
1

32/13.

Условия плавания тел.
1

33/14.

Условия плавания судов.
1

34/15.

Обобщение и систематизация знаний по теме « Взаимодействие тел».
1













Литература.
Гальперштейн Л. Забавная физика. - М.: Детская литература, 1993 г.
Древо познания. Энциклопедия.
Ланина И.Я 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995 г.
Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. – М.: Наука, 1974 г.
Меркулов А. Раскрывая тайны природы. – М.: Московский рабочий, 1972 г.
Перельман Занимательная физика. 1 и 2 часть – М.: Наука. 1991 г.
Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная пресса, 2002 г.
Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: физика в художественной литературе. – М.: Просвещение, 1996 г.
Усова А.В. Краткий курс истории физики. – Челябинск, Факел, 1995 г .
Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей. – М.: Омега, 1994 г.
Шабловский В. Занимательная физика. – С-Пб., Тригон, 1997 г.
Я познаю мир. Энциклопедия.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715