Доклад на педсовет на тему: Формирование ключевых компетенций в системе воспитательной работы 11 е-н класса МКОУ «Богучарский лицей»


Педагогический совет.
МКОУ «Богучарский лицей»
Создание системы воспитательного пространства как средство формирования ключевых компетенций.
Учитель математики, классный руководитель
10 естественнонаучного класса: Кобелева Т. В.
2012 год.
Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, стать достойным человеком XXI века, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить её делать выбор и находить способы его реализации.
Педагогическая деятельность включает в себя два основных раздела -- обучение и воспитание. Несомненно, что эти процессы взаимопересекаются и взаимодополняют друг друга. Воспитание в современных условиях ориентировано на развитие у учащихся  способности к успешной социализации в обществе, а именно формирование такой личности, которая осознает и принимает ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии; строит свои отношения с людьми на принципах равноправия и ненасилия; социально активную и законопослушную; знающую и утверждающую права и свободы человека, умеющую защищать эти права; решающую свой индивидуальный потенциал при выполнении различных социальных ролей; способную участвовать в творческом преобразовании действительности.
Международная Комиссия по образованию пришла к выводу, что будущий прогресс человечества в современных условиях будет зависеть не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности.Рассмотрев перспективы развития образования в XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В отечественной педагогике, в обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере (В.А.Сластенин, А.К.Маркова, А.М.Новиков, Л.И.Кобышева, Н.В.Кузьмина, Г.В.Мухаметзянова, С.Н.Чистякова и др.).
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций,обеспечивающих им возможность успешной социализации. Совет Европы определил те, формированию которых придается важное значение:
1.      политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;
2.      межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
3.      коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet ;
4.      социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
5.      персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию
 Цель классного руководителя:    создать условия для целенаправленного, системного духовно-нравственного развития человека  как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности.
 Задачи:
Воспитание личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, обществом, страной.
Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю.
Приобщать учащихся к общечеловеческим ценностям, духовно-нравственному развитию, способствовать формированию у них основ культуры и общения, умений построения межличностных отношений.
Способствовать созданию условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности.
Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании и анализе жизнедеятельности группы и училища.
Привлекать учащихся к здоровому образу жизни, способствовать формированию осознания здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.
Создавать условия для открытого воспитательного пространства, в котором родители принимают активное участие.
Основные идеи в формировании ключевых компетенций классного коллектива:
 Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности учащегося его субъективности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.  
Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.
Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей и преподавателей является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.
Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, подросток учится предполагать результаты и нести за них ответственность.
Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.
Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.
Формирование ключевых компетенций в системе воспитательной работы школы, 11 е-н класса МКОУ «Богучарский лицей»
Слайд 1 тема доклада
Слайд 2 Какого же человека можно назвать компетентным?
Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.
Латинское competentia в переводе означает «круг вопросов,
в которых человек хорошо осведомлен,
обладает знаниями и опытом».
Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
Слайд 3 На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в образовании была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте» по вопросам образования. Затем в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. Сегодня эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Целями образования в современной школе являются:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; 
умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); 
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; 
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Т.е. ученик должен овладеть целым рядом компетенций. 
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда школьники могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. В то же время наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и, благодаря которым, они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня
Слайд 4 Чем же компетенции отличаются от других результатов образования?
Знание – информация, присвоенная человеком
Умение - подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращается в навыки
Навыки – действия, выполняемые автоматически
Элементы функциональной грамотности – присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным в конкретной ситуации.
Слайд 5 Компетенция
в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней;
в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов;
в отличие от навыка – осознана;
в отличие от элемента функциональной грамотности позволяет решать целый класс задач.
Слайд 6 Компетенции классифицируют следующим образом:
Базовые компетенции;
Ключевые компетенции;
Предметные компетенции
Компетенции относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей, решения сложных задач в самых разных ситуациях.
Ключевые компетенции надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др.
Слайд 7 Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова
искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:
ценностно-смысловые компетенции;
учебно-познавательные,
информационные;
коммуникативные,
социально-трудовые;
общекультурные;
компетенции личностного самосовершенствования.
Слайд 8 Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к общеобразовательной школе, то это будет выглядеть так:
искать: опрашивать окружение; консультироваться у педагога; получать информацию;
думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.
Слайд 9 Выделяются три общие организационные формы развития компетенций:
общешкольная,
индивидуальная работа
сотрудничество в группе.
Практика показывает, что при групповой работе «в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать ключевые навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи». (Кузнецова И.В.)
Слайд 10 Формами групповой воспитательной деятельности, развивающими компетенции, являются:
коллективное творческое дело в рамках внеклассной работы;
внеклассные мероприятия;
кружковые занятия, работа  секций, студий;
тематические классные часы;
участие в творческих конкурсах
Уровень овладения ключевыми компетенциями – тот реальный багаж, который в дальнейшей взрослой жизни выпускника
будет востребован в первую очередь, и именно от этого багажа зависит не только его дальнейшая жизненная и профессиональная карьера, но и будущее региона, того уголка земли, где он будет жить…
Слайд 11 Традиции учебной и профессиональной направленности:
Посвящение в лицеисты;
Праздники Первого и Последнего звонка
Олимпиады по предметам;
Юбилей лицея;
Вечер «Встреча школьных друзей»;
Спортивно-оздоровительные традиции:
- Соревнования:
- День здоровья;
- Работа по профилактике вредных привычек;
- Работа по экологическому воспитания
Слайд 12-16 Достижения учащихся 10 естественнонаучного класса в воспитательной и учебной деятельности за 1 полугодие 2011-2012 учебного года
Слайд 17 Традиции общественной деятельности:
Месячник «Осторожно, дети!»;
Занятия с активом по развитию самоуправления;
Акции «Поздравь ветерана», «Помощь ветерану»;
Встречи с ветеранами ВОВ;
Уроки мужества;
Митинги памяти;
Традиции работы с родителями:
Публичный отчёт директора;
Тематические родительские собрания общелицейские и в классах;
Родительский всеобуч на родительских собраниях;
Участие родителей в работе лицея;
Составление социального паспорта класса;
День открытых дверей
Слайд 18 Традиции общественно- полезного труда:
Субботники по благоустройству школы;
Летняя трудовая практика;
Дежурство по школе;
Организация дежурства в классах;
Озеленение территории школы, классов и рекреаций.
Слайд 19 Итак, вернёмся к основным ключевым компетенциям.
Учебно-познавательная компетенция это способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение приёмами действий в нестандартных  ситуациях.
Проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности.
Общекультурная компетенция предполагает освоение основ отечественной и мировой культуры
Слайд 20 Коммуникативная компетенция предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым
Слайд 21 Ценностно-смысловая компетенция определяется развитыми нравственными, эмоциональными, эстетическими установками и качествами, готовностью, способностью жить по традиционным нравственным законам
Социально-трудовая компетенция это присущие личности гражданские, демократические и патриотические убеждения, освоенные социальные практики, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей
Слайд 22 Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности
Слайд 23 Продуктивная компетенция умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести за них ответственность
Информационная компетенция включает 2 группы базовых компетенций:
1. компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание нового знания;
2.компетенции использования информационных технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники); поиск информации в Интернете; сетевое взаимодействие.
Слайд 24 Из всего сказанного можно выделить задачи работы по данной теме:
1.Активизировать работу классного ученического самоуправления.
2.В формировании ключевых компетенций у учащихся велика роль тематического классного часа. Разнообразить формы его проведения, привлекать к подготовке классных часов работников библиотеки, психолога, родителей, специалистов в разных областях знаний, представителей общественности
3. Активизировать учащихся на посещение занятий дополнительного образования в лицее и вне его.
4. При планировании и организации внеклассной и внеурочной деятельности применять формы и методы, позволяющие формировать ключевые компетенции у учащихся.
Слайд 25 «Учитель» - это человек передающий знания,
«Учитель» - это наставник. Это второе значение – главное, оно и в первую очередь оно определяет гражданское предназначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире.

Именно это имел в виду Александр Сергеевич Пушкин, посвящая своему любимому лицейскому учителю Александру Петровичу Куницыну волнующие строки:
«Он создал нас, он воспитал в нас пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада воззжена…»
«Быть хорошим учителем можно только будучи хорошим воспитателем».
В.А. Сухомлинский