Разработка урока литературного чтения 3класс Тема: «Мои друзья. Обобщение по теме.


Разработка урока литературного чтения 3класс
Тема: «Мои друзья. Обобщение по теме.
Цель: Познакомить с содержанием стихотворений о дружбе.
Задачи: Обсудить проблему: кто такой настоящий друг, что такое дружба, умеют ли дети дружить. Закреплять умение выразительно читать стихотворения. Воспитывать нравственные качества.
Оборудование: презентация «Пословицы и поговорки о дружбе»; кирпичики со словами для «Дома Дружбы»; песни «Настоящий друг» ,«Давай дружить»,
Психологический настрой. Песня «Настоящий друг»
Актуализация опорных знаний.
- Человек не может жить и существовать без других людей. Все мы живём в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем, с третьими – встречаемся на секции, в кружке. То есть мы связаны совместной деятельностью, занятием. И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшей степенью товарищества является дружба.
 Работа по теме урока
- Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она даёт человеку.
- Кто такой настоящий друг?
- Зачеркните слова, которые не подходят.
( добрый, внимательный, вредный, верный, надёжный, грубый, заботливый)
- В словаре есть такое определение дружбы: «Дружба – это  близкое отношение двух и более людей, которые основываются на взаимном доверии и общих интересах.
- Как называем человека, с которым дружим?
- А есть ли у вас в классе друзья и умеете ли вы дружить? На эти вопросы мы сегодня попытаемся узнать ответы.
- А вы знаете пословицы о дружбе
Закончить пословицы и поговорки о дружбе. (Слайды)
Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).
Человек без друзей, что дерево (без корней).
Друга ищи, а найдешь (береги).
Дерево живет корнями, а человек (друзьями).
Друг познается в (беде).
Старый друг лучше (новых двух).
 - Что объединяет все пословицы? (они о верном друге)  
- У каждого человека должен быть друг.  Кого можно назвать другом? Какими качествами характера должен обладать друг? (терпеливый, внимательный, отзывчивый, верный, надёжный, заботливый…)
- Закончите эту фразу на доске: Друг – это тот, кто ………….
Дружба бывает разная.
Чтение стихотворения Л. Измайлов «Монолог о дружбе»: Что такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно?..Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,Может быть, защиту в драке школьной?Или просто средство от тоски?Ну, а может быть, молчанье в классе,Если друг плохое совершит?Скажем, Коля стены разукрасил,Михаил всё видел, но молчит.Разве это дружба, если кто-тоДроби дома не хотел решать:Заниматься не было охоты,А дружок даёт ему списать.Ну, а может, дружба - это еслиДруг приятно говорит всегда,Речь свою пересыпая лестью,И не скажет резкость никогда?
- Согласны ли вы с такой дружбой?Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?Дружба — это если друг твой боленИ не может в школу приходить, —Навещать его по доброй воле,Школьные уроки приносить,Терпеливо объяснять заданья,На себя взять часть его забот.Отдавать ему своё вниманьеДни, недели, месяц или год...Если друг твой что-то, к сожаленью.Плохо сделал или же сказал,Надо честно, прямо, без сомненьяПравду высказать ему в глаза.Может быть, понять он всё не сможет,Может быть, обидится он вдруг.Всё равно сказать ты правду должен,Ведь на то и нужен лучший друг.Дружба в радости и дружба в горе.Друг последнее всегда отдаст.Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,Тот, кто не обманет, не предаст.Дружба никогда границ не знает,Нет преград для дружбы никаких.Дружба на земле объединяетВсех детей — и белых, и цветных.Дружба - это если пишут детиПисьма детям из другой страны.Дружба — это мир на всей планетеБез сирот, без ужасов войны
В каждой школе, в каждом классе есть ученики.В каждом классе, в каждом классе верные дружки,Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,В час веселья, и труда.Дружба! Какое чудесное слово.Кто не дружил, тот его не поймёт!Чистая дружба на подвиг готова,Дружбе конец, если друг подведёт.Делят радость, делят горе верные друзья.
Только жалко, что пятёрку поделить нельзя 
- Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что – то заполучить: игрушки, сладости. Эти ребята живут по принципу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не потому, что выгодно, а потому, что человек тебе близок, близки его интересы.
Чтение стихотворения А.Барто «Требуется друг»
Понятие противоположное дружбе – эгоизм.Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
- Сколько может быть верных друзей?
- Друг у человека может быть один – самый близкий, которому доверяешь свои тайны, делишься своими проблемами. Для своих одноклассников вы должны стать настоящими друзьями.  Мы называем друзьями тех, с кем работаем, учимся, отдыхаем. Быть другом – значит, помогать друг другу, не обижать. Дружба - высшая форма товарищества. Вы должны заступаться за своего одноклассника, выручить из беды, как многие сказочные персонажи в  своих сказках выручают друг друга.
Физкультминутка
Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет, в любой беде не пропадет,
Песня «Давай дружить» А.Файнберг
- Мы живём среди людей. Даже все одноклассники не могут быть друзьями. Какие отношения должны быть в классном коллективе? И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
Творческое задание «Какой я друг?»
- Кто из вас может назвать себя настоящим другом?
- Обведите свою ладонь на листе бумаги. В ее середине напишите «С кем я дружу» и на каждом пальчике допишите свои ответы.
- У кого есть надписи на каждом пальчике?
- У кого остались пальчики без подписи?
- Все-таки друг самый лучший и надёжный один. Выделите его на своей ладошке. На обратной стороне ладошки напишете пожелания или
Строительство «Дома Дружбы»
- Отношения у настоящей дружбы строятся изо дня в день , как строится многоэтажный дом. И сегодня мы тоже будем строить свой дом, но только он будет называться «Дом дружбы». Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Выберите слова, которые вам помогут в ваших отношениях, в вашей дружбе. Подберите нужные слова для крепкой дружбы и строительства нашего дома «Дружбы»(  счастье, мир, , добро, радость, доверие, верность, щедрость, помощь, добро, приятель, веселье, прощение.- А какие слова не пригодились? Почему?
( жадность, зависть, горе, злость, ябеда, скупость, обман)
- Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы в нем поселиться? Почему?
- Я  желаю, чтобы наш Дом Дружбы никогда не разрушился, и в нем царило добро счастье, мир и радость.
- По каким причинам дружба может распадаться?
- Если вдруг вы немного повздорили, обязательно нужно помириться с другом, попросить у него прощения. Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
- Относись к другу так , как  тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
- Ребята, мы с вами уже третий год учимся в одном классе. Вместе считаем, читаем, вместе спорим, иногда договариваемся. Все это время мы учимся многим наукам. Но самая важная из них – это наука дружить. Много лет назад древний философ Сократ сказал: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».- Какие поступки способствуют укреплению дружеских отношений в классе?Взаимовыручка Взаимопонимание Сочувствие
Обсуждение ситуаций: “Как бы я поступил?”.1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. 3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. 
Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна

Выработаем “Законы дружбы”:
1. Один за всех и все за одного.2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.4. Не ябедничай, лучше сам поправь.5. Не зазнавайся.6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.7.Умей слышать тех, кто рядом с тобой.
 Рефлексия
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
Продолжите предложение «Кого я называю другом?»
- Друг – это тот, кто… .- Я переживаю, когда мой друг … .- Я радуюсь, когда мой друг … .- Когда  я вырасту, я хочу, чтобы мой друг … .
- А каким другом являетесь вы для своих друзей, выполняете ли вы правила дружбы?
Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги». Я желаю вам добрых и верных  друзей.
Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба На ощупь? На вкус? Как пахнет? Какого она цвета? С какой погодой ее можно сравнить? Дружба подарила нам приятные ощущения.
Добрые слова для своих друзей. Как приятно слышать добрые слова от друзей.
- А теперь протяните свои ладошки другу и скажите добрые слова.
Домашнее задание. Выразительно читать стихотворения.