Пример использования цветового эйдос-конспекта


1. Слово учителя.
Образ дома в стихотворении С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…»
Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом. Мы поговорим о домашнем очаге, о доме, наполненном уютом, теплом, любовью.
 - С чего начинается строительство?
(на доске магнитами крепятся части дома)
Схематично на доске.
Фундамент – основание, основа, то, на чём стоит дом.
Стены – оболочка, защита от внешнего мира и создание внутри собственного мира.
Крыша (крыша, покрывать, кров). 
Окно – глаза дома.
      Давайте подумаем над значением слова «дом». В древнерусском языке каждая буква имела название (слайд №1):
                             Д                       О                    М
                            добро              он                 мыслете
 - Какой смысловой ряд мы с вами выстроили?
(Добрые мысли о нём, он мыслит добро)
 - Так чем же наполнен дом?
(Добрыми мыслями)
Перед каждым из вас на парте – дом. Рядом с фундаментом напишите слова-ассоциации к слову дом.
(ответы)
В родном доме царит атмосфера любви, покоя. Родной…
 - Каков корень этого слова? Подберите однокоренные слова.
(Род, родня, родичи, родители). Человек не может жить вне рода, вне семьи. Наши предки – это наши корни, без которых невозможна жизнь.
      Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке. Тема родного дома звучит очень часто в русской литературе, сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина (слайд №2) «Я покинул родимый дом».
Чтение стихотворения учителем.
ПДЗ На доске две картины, отражающие первое впечатление от стихотворения. Какая ИЗ НИХ ближе вам и почему?
Что объединяет эти работы? (ответы).
Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок. Сегодня в интерпретации стихотворения мы будем использовать цветообраз, ведь нам известно, кК много красот жизни таит поэтическое слово.
2. Анализ стихотворения. Работа над цветообразом. По ходу работы заполняется таблица.
Слайд 3 (1 строфа)
– Перечитайте первые две строки стихотворения:
Я покинул родимый дом,Голубую оставил Русь
– Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый?
(«Родной» – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово «родимый» отражает чувство нежности и душевной близости). - Обратите внимание: слова «дом» и «Русь» - рядом. Почему? (Вся Русь – это дом.)
 - Почему Русь голубая?
(Голубой — это цвет небес, возвышенности, святости. Это значит, что Русь для него — нечто святое. Духовное восприятие. Синий и голубой – любимые цвета поэта, он часто любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то».
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
- Как вы понимаете слово березняк (березовая роща)?
Давайте представим березы, которые отражаются на водной глади, что вам напоминают они? (будто свечки в храме, поэтому они теплят грусть, тЕплить-жечь свечу. Это значит, что березовая роща словно поддерживает огонек материнской грусти по сыну, будто лампадка в церкви). Если мы с вами пристальнее посмотрим на эту картину, то увидим и главный символ христианства – крест (на доске схематично). Символ спасения, источник внутренней силы.
Сергий Рыбаков пишет: «…одним из тех, кто раскрыл устремленность русской души к небесному, горнему миру, был народный поэт Сергей Есенин».
- С чем у вас ассоциируются три звезды, если опираться на уже сделанные выводы? (Святая Троица, для Есенина Русь святая). Возможно, на эти три звезды смотрит мать, а где-то на них е смотрит сын, они связывают их.
- Грусть старой матери. О какой матери идет речь?
(Татьяне Федоровне, матери всего человечества, о Богоматери – она жертвует сыном ради спасения мира, и мать отпускает сына в жизнь. Извечную материнскую тоску по сыну разделяет природа, она же служит и утешением и связующей нитью, которая не прерывается между сыном и матерью).Слайд №4 (Богородица)
В этом предложении нарушен прямой порядок слов: березняк теплит грусть старой матери. Как вы считаете, почему автор последним словом в предложении оставляет грусть? (автор акцентирует внимание на этом слове).
Эта грусть тихая, светлая. Настроение?
Заполним графы таблицы. Цвета?
Слайд 5 (настроение, цвет)
Цвет Настроение
1 строфа Голубой синий зеленый Светлая грусть
Слайд 6 (2 строфа)
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
— Мы видим также сравнение. Отражение луны в воде сравнивается с лягушкой.
Словарь символов. Лягушка – лунное животное, связана с водным миром.
- Подберите синонимы к глаголу распласталась? (лечь, растянуться, разлечься, луне уютно в водах пруда). Луна распласталась. Какой прием использует автор? Олицетворение. Почему?
– Почему вода называется тихой? (Нет ветра.) Какое настроение создает эпитет «тихой»? (спокойное, умиротворяющее). Вспомним, что в русском языке существует и устойчивое выражение «тихая грусть» - спокойная, отсутствие тревоги.Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
— Такое необычное сравнение (словно яблонный??? Какой? (бледно-розовый цвет). Что этот цвет помогает нам представить? Помогает нам представить и весну, и отца, ждущего сына в деревне, т. е. поэт через природу создает образ уже обоих родителей.
- Почему седина пролилась? (Внезапно, быстро, как вода, отец быстро постарел, скучая по сыну).
Цвета?
Слайд 7 (настроение, цвета)

Цвет Настроение
2 строфа Зеленый, золотой, синий/голубой Спокойное, умиротворяющее
Слайд 8 (3 строфа)
Я не скоро, не скоро вернусь!Долго петь и звенеть пурге.
Каким настроением проникнута третья строфа? Какой прием во второй строке? Олицетворение.
(Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!), одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения: «Долго петь и звенеть пурге.») Пурга подразумывается не как погодное явление, а большой промежуток времени, жизни. В фольклоре зима – это всегда умирание для возрождения, разлука для поиска себя, для поиска места в мире.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
Клен на одной ноге. Какой сказочный персонаж вспоминается? (Стойкий оловянный солдатик). Солдат, страж.
– Каким настроением проникнут образ клёна? Затаённая грусть одиночества. Какой прием?
(С.Есенин, описывая старый клён, наделяет его человеческими чувствами и поступками). Почему используется?
Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. (Оттого клен на него похож головою.)
Слайд 9 с портретом. Перед вами портрет С.А. Есенина. «В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна», - так писала поэтесса Мартьянова.
- Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена?
(Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына.)
- О чем свидетельствует повтор эпитета «голубая» Русь?
Сделаем вывод, какие цвета организуют эту строфу?
Цвета Настроение
3 строфа Голубой, золотой, белый Тревога, грусть
Слайд 10 (4 строфа)
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
- Что такое «дождь листьев»? (листопад). Возникает образ осыпающейся листвы. Когда листва опадает? Осенью. Даже фамилия у поэта «осенняя» – древнерусская «осень» = старославянскому «есень» Есенин – осенний. - Почему именно осень? С какими чувствами вы ее связываете? Это расставание, разлука, грусть. 
- А кто целует листья? Тот, кто ждёт лирического героя вопреки непогоде и радуется. Вновь возникает образ родителей, но не четкий, а словно бы растворенный в природе.
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.   
Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли, связи с родителями. Какой образ завершает стихотворение? Клен - страж и … сын
-Зачем же клен бережет и охраняет Русь? Для чего?
(Русь-это дом, родители, значит, он охраняет их, бережет. Эти строки говорят и о том, что поэта ждут на родине, что он нужен там.)Цвета?
Цвет Настроение
4 строфа Голубой, золотой Радость
Какие цвета чаще всего встретились в стихотворении? (голубой и золотой)
Слайд 11 (иконы)
4. Голубой и золотой цвета – иконописные цвета.
Синий, небесный цвет традиционно ассоциируется в художественном сознании с Богородицей. Это божественный цвет. Цветовая гамма есенинских стихов созвучна краскам иконописи.
На слайде иконы Богоматери Неувядаемый цвет, Икона Божией Матери Взыграние Младенца и др.
Голубой символизирует небо, настраивает на смирение, благочестие. Золотой используется в христианской живописи как выражение божественного откровения.
5. Составление эйдос-конспекта.
В центре есенинского мироздания, таким образом, не просто дом, изба, а святое место, соединяющее небо и землю, человека и природу.
Дом для поэта — это не только жилище, это символ Родины, семейного очага, родной природы, которая для Есенина - живое существо, она чувствует и мыслит, страдает и радуется, как человек. Она - сама человеческая душа, а лирический герой ощущает себя кленом. Дом для поэта - источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, запахов, цветов.
Рефлексия. Обратитесь к своим конспектам, добавьте те новые слова-ассоциации, которые у вас появились во время размышлений над стихотворением. Напишите их на крыше ваших домов (ответы: храм, вера, небо и др.)
Раскрасьте дом, используя цвета в стихотворении. Голубой, зеленый, желтый.
С чем связан голубой цвет? Небо – это крыша нашего дома. Золотой, желтый – солнце – это свет – это окно в нашем доме. Зеленый – растения, деревья. Можно ли в этом случае говорить, что наш дом – это целый мир?
Слайд 13.
Что вы видите, глядя на свои работы? (поэт утверждает связь дома и природы, природы и человека, каждый входит в этот храм со своей молитвой).
«Все мы яблони и вишни одного голубого сада»??