Приемы постановки цели на уроке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мишкинская средняя общеобразовательная школа»













Мастер- класс по теме:
«Приёмы постановки цели на уроке и включение обучающихся в процесс целеполагания»






Выполнил: учитель русского языка и литературы
Вежеева Елена Евгеньевна







2017
Пояснительная записка
Данный мастер- класс посвящен одной из наиболее сложных проблем, связанных с изменениями в уроке в условиях реализации нового государственного образовательного стандарта второго поколения, – целеполаганию урока. Не секрет, что практически каждый учитель испытывает определенные трудности при постановке цели. С вводом же нового стандарта изменяется сама основа целеполагания, если раньше за основу брались ЗУН, то теперь на первое место выходит планируемый результат, сформулированный на языке компетенций, или универсальных учебных действий.
В педагогике целеполагание характеризуется тремя компонентами: обоснование и выдвижение целей; определение путей их достижения; проектирование ожидаемого результата.
Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и вызывает наибольшие затруднения у учителя при проектировании урока. Причина кроется в том, что большинство педагогов рассматривают цель как какое-то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно забыть; часто цели учебных программ существенно отличаются от реальных ориентиров у учащихся (происходит рассогласование желаемого и действительного в обучении). Цель педагогического воздействия является определяющим звеном деятельности, от которой зависят остальные элементы: содержание, средства и оценивание результатов. Поэтому главная задача – это обозначение и предъявление целей обеих участвующих сторон, их согласование. Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.
Для облегчения постановки целей используется (требование образовательного стандарта) таксономия Б. Блума, разработанная еще в 1956 году. На слайде представлены уровни таксономии.
С реализацией школьного стандарта потребуются изменения в постановке цели на уроке, с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. В процесс постановки цели на уроке вовлекаются учащиеся, учитель организует деятельность по приему целей учащимися, ориентирует на согласованность целей педагога и обучаемых, совместное целеполагание создает условия для мотивации достижения целей учащимися. Цель урока в деятельностном подходе не имеет смысла, пока она не стала целью ученика, задача учителя – сделать цель урока целью учеников. Учитель после определения своей цели и деятельности ученика должен обеспечить порождение ученической цели в его сознании (тем самым ученик становится субъектом деятельности, а не объектом). Для этого уже на этапе проектирования урока учитель определяет деятельность ученика, определяет цель для ученика и продумывает условия, при которых она возникнет у учащегося. От учителя требуется умение перевести тему урока в педагогическую задачу, умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей.
Достижение цели зависит от того, каким образом она была задана. Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку их достижения. На слайдах представлены несколько приемов постановки целей на уроке, с помощью которых можно организовать активное включение обучающихся на этом этапе.
.

15