Мастер-класс на тему Использование стиля винтажв творческой деятельности учащихся в рамках XVII городской научно-практической конференции У истоков творчества 2016 г. Калининград


XVII городская научно-практическая конференция
«У истоков творчества»
Мастер-класс на тему:
«Использование стиля «винтаж» в творческой деятельности учащихся».
Автор: учитель изобразительного искусства МАОУ лицей №49 г. Калининграда
Мещерякова Светлана Борисовна
2016 г.
г. Калининград
Бумага знакома и доступна для работы всем детям и взрослым. Она дает простор для творчества, возможность фантазировать, изменять, создавать, творить. Именно этим и будут заниматься участники мастер-класса.
Назначение. Украшение домашнего интерьера. Работы могут быть использованы для представления на выставках, для оформления стендов, являться подарком, стать украшением и дополнением интерьера.
Цель. Формирование художественно - эстетического вкуса.
А также:
- сформировать понятие «стиля» у учащихся,
- познакомить с модными стилевыми тенденциями в современном дизайнерском искусстве и научить применять их для изготовления изделий из бумаги, ткани и др. доступных материалов.
Задачи:
- научиться современными средствами состаривать бумагу и использовать ее для украшения интерьера (изготовить с применением шаблонов цветы - розы),
- узнать, где еще можно применять элементы винтажного стиля.(Например, для оформления стендов, посвященных Дню Победы).
Участникам мастер-класса выдается необходимый материал и инструменты.
Занятие начинается с теоретического материала – дается понятие «стиля» в дизайне.
Стиль – это обобщенный образ, единство средств художественной выразительности и творческих приемов дизайнера.
Можно говорить о разных стилях: ретро и модерне, минимализме и готике, однако четких границ между стилями, как и отрезками времени, в которых они проявились, не существует. Стиль – это язык композиции и, как живой язык, он перенимает отдельные слова из других направлений. Отсюда рождается переплетение стилей, их родство. Естественно, во всем надо соблюдать определенную норму, и в заимствовании также. Именно наличие баланса во всем и определяет понятие «стиля». Единственное, что можно утверждать с уверенностью, так это то, что «универсального» или «идеального» стиля не существует. Он постоянно преобразуется, адаптируясь к веяниям своего времени.
Слову «стиль» уже много тысяч лет. Первоначально стилем называлась острая палочка для письма в Древнем Риме. Потом стиль стал обозначать почерк того, кто писал этими палочками. Еще позже стилем стали называть манеру устной и письменной речи. Подробнее прочитать об этом можно у Аристотеля.
Сегодня понятие стиля несколько усложнилось. Понятием «стиль» обозначается способ отбора определенных средств из нескольких возможных и принцип их соединения друг с другом.
Далее переходим непосредственно к стилю «винтаж», который на рубеже XX-XXI вв. становится одним из заметных явлений художественной жизни, феноменом моды и искусства, в его развитии прослеживается проявление идеи защиты окружающей среды, т.к. предпочтение отдается экологическим природным материалам, и этического подхода к производству и потреблению.
В сегодняшнем понимании «винтаж» - это вещь из прошлого.
Само слово «винтаж» пришло в мир дизайна из Франции. Местные виноделы называли им вино с многолетней выдержкой. Этим же словом в английском языке обозначают и старинные, старомодные вещи. Позже это выражение прижилось во многих областях искусства, таких как музыка, мода и дизайн.
Все, что несет на себе отпечаток времени на менее 20-25 лет, считается винтажем. Это период 50-70-х годов XX века. Все, что старше 50 лет, но моложе 100 лет – ретро. Старше 100 лет – антиквариат.
Когда произносится слово «винтаж», не нужно подразумевать себе необычайно старые вещи, антикварные или ветхие, нет. Винтаж символизирует время, которое помнят некоторые из нас, наши родители или бабушки и дедушки.
Отличительной чертой винтажного стиля является искусственное создание старины.
Цветовая гамма стиля "винтаж": коричневые, черно-белые, бежевые цвета. Цвета должны быть не яркими, скорее даже "хмурыми", чтобы они соответствовали прошлой эпохе и вызывали соответствующие ассоциации.
Характерные элементы винтажного стиля:
потёртости
имитация ржавчины
состаривание бумаги
ободранные или обожжённых края
состаренные фотографии
использование истинно винтажных элементов (старинные открытки, письма, нотная бумага, фотографии и украшения, замочки и ключики)
Современную бумагу, фотографии при использовании в работах винтажного стиля предварительно необходимо состарить, тонировать акварелью цвета охры, или растворами чая, кофе.
Эффект «потертости» бумаги достигается с помощью наждачной бумаги, применением скотча, или просто смятия и распрямления листов бумаги. Состарить края бумаги можно методом рваного края с помощью линейки или просто вручную. Для создания красивых трещин на бумаге используется кракелюр – специальная краска.
Я хочу сегодня рассказать об интересной и несложной идее декора пространства, о том, как сделать цветы из состаренной бумаги. Для этого необходимо применить шаблоны: три штуки разного размера.
Из каждого шаблона вырезать по 6 элементов из бумаги.
Затем сложить их пополам по длине, вкладывая одну часть под другую так, чтобы сверху оказались элементы меньшего размера. После этого все шесть частей связать нитью подходящего цвета, лучше шерстяной или льняной для вязания.
Лепестки поочередно, начиная с маленьких, выворачиваются, расправляются, формируя цветок розы. Кончики лепестков можно подкрутить с помощью ножниц. Середина цветка выполняется из жгутика, скрученного и надрезанного из гофрированной бумаги.
Такими цветами можно оформить интерьер в винтажном стиле.


Состаренная бумага и фотографии могут применяться для оформления стендов в школьных помещениях, например, к празднику Дню Победы. Вывод: Такой вид художественного творчества раскрывает школьникам мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты окружающего мира, бережного отношения к старинным предметам, к нашему наследию.
Испытываемые ребенком радость, наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса художественного творчества способствуют воспитанию в нем не только художественного вкуса, но и важных качеств личности: доброты, сопереживания, сочувствия окружающим, готовности прийти на помощь.
На подобных занятиях формируются умение работать в команде и вместе с тем самостоятельность, инициатива, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие.