Конспект образовательной деятельности в форме занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада на тему Матушка_Земля

Программное содержание:
Познакомить детей с составом земли– камни, песок, глина, почва. Дать представления о том, что почва образуется из погибших растений, животных, насекомых (это самая плодородная часть земли, именно она питает, кормит растения). Дать знания о некоторых свойствах земли, глины, камней, почвы (сыпучий, пластичная, твердые.) Упражнять в умении сравнивать, анализировать. Развивать их сенсорные ощущения. Поддерживать интерес у детей к иследовательско – опытной работе , познавательную активность, интерес к объектам неживой природы. Воспитывать любовь к земле. Формировать основы экологической куль туры
Активизация словаря: сыпучий, пластичный, рыхлый, пустыня, плодородная ,гончар,.
Материалы и оборудование:
Миски с песком, глиной, почвой, камнями. Вода, ложечки для воды .Салфетки. .Поднос для смешивания .Лупы.














Ход занятия.
Воспитатель: Дети сегодня у нас очередное встреча в нашей лаборатории. Давайте вспомним, чем мы занимаемся в лаборатории (ответы детей). Что такое опыты? (ответы)Что такое свойства предмета или вещества? И свойства каких предметов мы раньше изучали в нашей лаборатории?
Ответы детей.
- Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете – вы поймете, о чём пойдет речь.
И топчут её, и режут её-
Она не серчает,
Добром отвечает.
2. Кто нам общая мать? (Земля)
-Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим.
В земле очень много природных богатств: различные минералы, золото , серебро , драгоценные камни, нефть , газ. Все это нужно человеку. Но все это нужно найти и добыть. Так вот ищет все эти природные богатства человек по профессии геолог.
Геолог – это разведчик полезных ископаемых. Исследуя различные территории и районы, он определяет где находятся полезные ископаемые. Дело в том, что полезные ископаемые оставляют следы на поверхности земли. Надо только суметь их увидеть и распознать. Подумать только! Если вода ржавая, рыжего цвета, то под землёй могут быть залежи железа.
После то как геологи находят различные образцы почвы, камней на помощь к ним приходят лаборанты, которые изучают их в специальных лабораториях.
- Вот и мы с вами сейчас будем лаборантами.
-Наша задача сегодня – работать вдвоём, договариваться, помогать друг другу.
-На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит? (Дети перечисляют)
Воспитатель: - Как же образовалась почва? На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.- Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали и образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.
- Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет. Проходите на свои места.
Горы стоят, молчаливые, строгие,
Горы с долинами, горы с отрогами,
Солнцем и ветром они разрушаются,
Время идет - и они превращаются в камни
Вот и мы сейчас начнем определять свойства камней.
- Какие они?
- Налейте в камни немного воды. Что получилось? Камни стали мягче? Они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни? (Нет) Как они изменились? (стали ярче, красивее, как- будто, улыбаются.) Тонут они или нет. Прозрачные они ли нет?
- А где живут камушки? Камни тонут или плавают?
Камни по склонам сползают в долины,
Горные их принимают стремнины,
Камни в потоках бурлящих вращаются,
Бьются колотятся и превращаются в ..гальку.
Воспитатель: Значить камни различаются по величине . Валуны – это очень большие камни и галька.
Итак, мы можем сделать вывод, что..
Вывод: камни твёрдые, крепкие. Камни живут на земле, под землёй, в земле, на дне морей, озёр, рек, в вулканах. Камни бывают очень разные по цвету, форме, по месту обитания. Они дружат с водой, если их намочить - меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче.
Галька рекою уносится к морю,
Трудная это дорога - не спорю!
Галька судьбой своей не возмущается-
Трется, крошится и превращается..в песок.
Воспитатель: Далее будем определять свойства песка..
Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в миску, какой он? (сыпучий)
-В песке все песчинки лежат отдельно друг от друга.
-А что будет, если в песок налить немного воды? Мокрый песок сыпучий?
-Из какого песка легче делать постройки – из мокрого или сухого?
-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности – растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды.
(Пустыни)
Итак, мы можем сделать вывод, что..
Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить – песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться – ноги утопают, песок забивается в обувь.
Воспитатель: -Что мы будем исследовать дальше?
-Давайте исследуем ГЛИНУ. Как вы догадались, что это глина?
Внимательно рассмотрите её.
-Какая она? (твёрдая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга)
-Может это не глина, а камни?
-Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось?
-Куда делась вода? Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой – из неё можно лепить)
- Давным – давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Таких людей называют гончарами. Посуду они лепят на гончарном круге, потом ставят ее в специальную печь, посуда становится твёрдой и не пропускающей воду, другими словами - водонепроницаемой. Самые умелые мастера раскрашивали разными рисунками.
Итак, мы можем сделать вывод, что..
Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить – она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве. Дымковская, Филимоновская игрушки сделаны из глины.
Физкультминутка.
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Воспитатель: Ну а теперь продолжим.
- Ну а теперь последняя миска. Что в ней?
- В этой миске – ПОЧВА. А как по-другому мы можем ее назвать? ЧЕРНОЗЕМ.
- Рассмотрите его внимательно, что вы видите, из чего он состоит?
(частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т.д.)
- Чернозем образуется из погибших растений, животных, насекомых. В нем много полезных веществ для роста растений.
- Налейте в мисочку немного воды. Что получилось? (вода впиталась, почва стала влажной). Еще почву называют «Подземным царством», потому,что в ней живут много разных обитателей.
Воспитатель: Отгадайте загадки и мы вспомним жителей подземного царства.
1) Маленький рост, длинный хвост,
Буроватая шубка, остренькие зубки,
Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)
2) Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у (крота)
3) Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)
4) Погляди на молодцов: веселы и бойки
Волокут со всех концов, материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг, тут народ хороший.
Без работы, хоть убей жить не может (муравей)
5) Скачет зверушка, не рот а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)
Воспитатель: Все эти звери живут под землей им там хорошо. Им всего хватает. Чем они дышат? Как и все воздухом.
Давайте проверим, есть ли в почве воздух.
- давайте попробуем всё содержимое ваших мисок высыпать на поднос и перемешать (делают) У нас получилась почва. Как же проверить, что в почве есть воздух? (ответы)
Я предлагаю провести следующий опыт: в стакан с водой мы насыплем нашей земли, смотрите внимательно на поверхность воды.(делают) Что появилось на поверхности воды? (пузыри воздуха).
Вывод:.
- Молодцы, вы были хорошими лаборантами .
Какая бывает почва?(,,,,)
- Люди часто называют землю «кормилица», «Матушка-земля». Почему? -Почему говорят, что она всем добром отвечает?
-Почему землю называют мать-земля, матушка?
-Какая земля? (твёрдая, крепкая, надёжная).
Если земля плодородная, то на ней возрастают цветы, сады, леса.
- Земля – Это ещё и название наше планеты.
- Давайте теперь скажем «Матушке-Земле» несколько добрых слов или пожеланий.
Дети говорят добрые слова Земле.
Во многих местах на нашей планете почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить, поить растения чистой водой, животные не могут жить в такой почве.
Поэтому необходимо бережно относится к «Подземному царству», стараться делать так, чтобы в нем всегда было чисто.
Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах.
Вам понравилась очередная встреча в нашей лаборатории? Что больше всего? (по именам)
Я хочу поблагодарить Вас, уважаемые лаборанты, за качественную работу и достижения поставленных задач. На этом наша лаборатория заканчивает свою работу. До новых встреч за новыми знаниями.



















ЛИТЕРАТУРА.
1.Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой программа « От рождения до школы» М:Мозаика-Синтез, 2011.-336с.
2.Под редакцией С.Н.Николаевой. Комплексные занятия по экологии . -М.- Педагогическая общество России,2005.-96с.
3.Л.Ю.Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. М.- Мозаика –Синтез.2011.-80с.
4.О.А.Зыкова . Экспериментирование с живой и неживой природой. М.: «Элти-кудиц», 2012.- 104с.
5.В.В.Гербова Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика –Синтез,2011.-112с.




















15