Выступление на педагогическом Совете на тему: Этапы создания информационно-образовательной среды учебного заведения


Этапы создания информационно-образовательной среды образовательного учреждения
Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности, создает условия для реализации человеком себя как личности, придает ему социально-профессиональную мобильность, закладывает основу конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.
Современное общество стремительно развивающихся технологий требует от человека постоянного повышения уровня своих знаний. В течение последних 10 – 15 лет мир меняет свое отношение ко всем видам образования. Образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов.
Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды, рассматриваю-щейся как одно из условий достижения нового качества образования.
Внедрение информационных технологий в образовательном учреждении даёт возможность для изменения образовательной ситуации в сторону осмысленности, большей определенности и целенаправленности, высвобождению временных ресурсов всех участников учебного и воспитательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, которые из «объекта» образовательного процесса превращаются в его «субъект».
Информационно-образовательная среда – это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.
Образовательное учреждение – это системный объект, поэтому информатизация неизбежно затронет все стороны его жизнедеятельности от содержания образования до финансово-хозяйственных вопросов, включая психологический климат и среди учащихся, и в педагогическом коллективе.
Изменятся и отношения между учеником и учителем, перейдя на более высокий субъект-субъектный уровень, где ученик учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление, координирует, консультирует и контролирует.
Решать актуальные проблемы модернизации образования надо эффективно и последовательно.
Сегодня сформировано повсеместное понимание необходимости взаимоувязки технических средств в единую инфраструктуру в которой инвариантными компонентами можно считать:
Локальная сеть или взаимоувязанная совокупность локальных сетей
Автоматизированное рабочее место администратора
Автоматизированное рабочее место педагога
Автоматизированное рабочее место учащегося
Автоматизированное рабочее место библиотекаря
Серверная группа с телекоммуникационным доступом
Создание информационно-образовательной среды это не только техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования. Главное в использовании информационных технологий - целесообразность и продуктивность. Информатизация – это не цель, а средство обучения. Введение в процесс обучения большого массива информационных ресурсов требует и умения их использовать. Пассивное наблюдение за тем, что происходит на экране монитора не вызовет интереса.
Для решение насущных задач в рамках федеральных, региональных, международных программ были созданы коллекции цифровых образовательных ресурсов, учебно-методических комплексов, пакетов автоматизации административно-управленческой деятельности, которые в совокупности сегодня составляют то информационное поле, из которого образовательное учреждение может построить собственное информационно-образовательное пространство:
Системное программное обеспечение
Специализированное программное обеспечение образовательного назначения
Для обеспечения учебного процесса
Для обеспечения административно-управленческой деятельности
Сайт
Методическая поддержка педагогов.
Исходя из выше сказанного, можно обозначить следующие основные направления информатизации образовательного учреждения:
информатизация учебно-воспитательного процесса;
повышение ИКТ-компетентности учителей и учащихся;
методическое сопровождение процессов информатизации в школе;
развитие материально-технического обеспечения;
информатизация управленческой деятельности.
Пока учитель не убедится сам в действенности того или иного подхода, той или иной технологии, он не сможет их применять адекватно, а следовательно, и эффективность от «административного» подхода к их внедрению будет весьма сомнительная.