Материал для выступления на Педагогическом Совете на тему Организация взаимодействия педагогов и семьи

МБОУ «СОШ №2» г.Микунь














Выступление: «Организация взаимодействия педагогов и семьи.»










Подготовил:
Учитель георграфии и биологии
Игнатченко Елена Анатольевна













2016 год
«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,
поэтому их роль в формировании его личности огромна».
Зачастую родители перестают выполнять свою первоочередную роль и перекладывают эту роль на учителей и классных руководителей, считая, что практически вся забота об обучении и, еще печальнее, воспитании, должно полностью лежать на плечах школы. Бессомненно только Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива.
Только педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.
Отсюда следует вывод: Школа обязана содействовать развитию семьи, но не замещать её. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательно-развивающее, формирующее, охранно –оздоровительное, контролирующее, бытовое. При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей.
Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов.
В функции школы входит информирование, поддержка обучающихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное. Или наоборот, у ребенка проблемы с поведением на уроках, он грубит учителям, а дома исключительно спокойный и послушный ребенок, в данном случае родителям сложно поверить претензиям учителей.
Из опыта работы становится понятно, что зачастую родители делают неверные выводы о ситуациях, которые складываются у ребенка в школе. Выводы основываются на рассказах ребенка, на его жалобах, выбирается позиция «все вокруг виноваты», поэтому мне больше нравится решать проблемы в индивидуальной беседе «ученик-учитель-родители», где действительно можно доискаться до причин , объясняющих неприятности, происходящих с ребенком в школе, такая беседа не позволяет фактам перевираться, перекручиваться, никто не играет в «испорченный телефон». И можно постараться тут же найти пути совместного решения и оказания помощи в исправлении трудных ситуаций. В такой беседе ребенок и родители видят, что очень важно, учитель далеко не формально, а действительно заинтересован, в налаживании взаимно-уважительных отношениях.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школы с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании, ознакомление учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта
При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей. Зачастую ребенку не хватает элементарных родительских объятий, которые порой может дать ему классный руководитель.
Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива нашей школы с семьей предполагает ряд аспектов: -индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение классных и общешкольных родительских собраний.
В систему работы школы вовлекаются родители. Родительские комитеты классов формируются на добровольной основе из родителей учащихся класса. Родительские комитеты классов должны помогать классному руководителю организовать различные мероприятия с участием детей и родителей, привлекать к работе интересных людей, помогать в организации и проведении экскурсионной работы, организовывать совместную работу родителей и обучающихся над проектами и творческими работами. В моем классе функционирует родительский комитет. Родители очень активны, проявляют инициативу: Новогодние подарки, приобретение новогодней елки для украшения кабинета и т.д. Эти формы работы нам хорошо знакомы. Родители к взаимодействию через родительский комитет привыкли.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.
Поскольку одной из главных целей школы является реализация концепции личностно-ориентированного обучения, то основной работой с родителями является индивидуальная работа: беседы, встречи, корректировка знаний ребенка с учетом его способностей и состояния здоровья. Как правило, такая работа дает высокий положительный результат, так как направлена на оказание помощи одному ребенку и его семье. На родительские собрания, как правила ходят одни и те же родители, и как правила это родители, учащихся к кому не возникает вопросов ни по поведению, ни по учебе. На родительских собраниях, следуя моим наблюдениям, родители не очень охотно участвуют в каких-либо обсуждениях психологических ситуаций или педагогических играх, предложенных классным руководителем, ошибочно считают, что не стоит «учить ученого». Вызывает легкое раздражение, то, что заставляет задерживаться дольше обычного. В данном случае очень хорошо помогают памятки «Агрессивное поведение! Что делать», «Нет взаимопонимания с ребенком, 10 возможных причин» и т.д. Матерьил изложен кратко, выделены основные ключевые моменты. Информация которую можно донести до родителей за небольшой отрезок времени или выдать перед уходом с родительского собрания, для беглого изучения.
Каждая информационная педагогическая крупинка, донесенная до родителей, позволит усовершенствовать свой родительский подход к ребенку. Необходимо доносить до родителей, что они тоже должны работать над сплочением коллектива. Собираемся с классом в поездку, некоторые ребята хотели бы поехать, но их не отпускают «Мы были недавно с семьей в Сыктывкаре, тебе там делать нечего», нужно переламывать это отношение, поездка с семьей по магазинам не может сравниться с детскими впечатлениями от поездки классом, тем более, что поездки носят не сугубо развлекательный характер, а познавательный, например посещение музеев, «Музей Энштейна»,экспозиция инновационного передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «РЖД», посвященная 70-летию ВОВ, Национальный Музей с выставкой «Животный мир РК» и мн.др. На такие выставки родители, крайне редко вывозят своих детей, лишая их возможности, посетить их с классом. Некоторые ребята сами не хотят проводить время с коллективом, привлекать их к участию в классных мероприятиях, задача не только классного руководителя, но и родителей, которые также должны рисовать перспективу своим чадам об участии в школьных мероприятиях, заинтересовать его, не полагаясь на самостоятельное решение ребенка.
В совместных поисках решения проблем, необходимо быть последовательными, как родителям, так и учителям. Запрещая ребенку, пользоваться гаждетами, и разрешая пользоваться ими через небольшой промежуток времени, сводит все стремления, улучшить ситуацию, к нулю. « Сегодня плохое настроение - я не разрешаю тебе себя так вести, завтра хорошее настроение- разрешаю вести себя как угодно.» Такого быть не должно. Либо «можно», либо «нельзя». Необходимо усиливать помощь родителей в ученическом самоуправлении: организация деятельности детей таким образом, чтобы вовлечь в нее как можно больше детей, возможна только при организационно -деятельностном подходе в самоуправлении, так как самоуправление существует лишь тогда, когда есть различные виды деятельности. Не все умеют и хотят танцевать, как не все готовы защищать честь класса на школьных спортивных соревнованиях, но при этом охотно рисуют стенгазеты к различным мероприятиям. А следовательно любой может найти свою нишу в жизни класса.
Дети начинают более охотно работать тогда, когда видят перед собой пример, образец для подражания, и им могут быть их родители. Но родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые как правило, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок: 1. всегда помнить, что и родитель, и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка, 2. не доверять информационным источникам со стороны, добивайтесь непосредственной встречи, 3. не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет,
4. не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей, - это может вызвать отрицательную реакцию, 5. воспринимайте критику позитивно, делайте выводы, 6. если вы считаете, что вы правы, скажите об этом друг другу – и попробуйте найти истину, 7. помните, что вы доверяете воспитание самого главного в жизни – ребенка.
Педагогическая реальность часто далека от желания родителей. Родители главенствуют в воспитании ребенка, и порой не признают никакого влияния на ребенка или их самих со стороны, особенно со стороны педагога. Они порой лучше знают, как учить, как организовывать педагогическую работу, как заинтересовать их чадо, так, чтобы оно не нарушало дисциплину... «Почему Вы спрашиваете мою дочь, по математике, на первом уроке у доски?», очень сложно найти ответ на такой конкретный вопрос и таких вопросов порой бывает очень много. Но на то мы и педагоги, чтобы решать трудные задачи. Главное быть последовательными, терпеливыми, профессиональными, готовыми к постоянному самообразованию, умеющими принимать критику, способными оказать помощь и поддержку, дать верный совет не только ученикам и их родителям, но и своим коллегам.
Поэтому хочется подчеркнуть ещё раз необходимость совместной деятельности родителей и педагогов.   Итак, можно сделать вывод, что
Совместная работа с родителями в нашей школе спланирована по трём основным блокам :
Повышение уровня психолого – педагогических знаний:
- лекции, семинары;
- педсоветы с участием родителей;
- дни открытых дверей;
- индивидуальные консультации;
2. Вовлечение родителей в образовательный процесс:
- родительские собрания;
- помощь в укреплении материально- технической базы;
3. Участие родителей в управлении школой:
- Совет школы;
- классные родительские комитеты;


Целью совместной работы является : расширение организованного воспитательного воздействия на обучающихся.
Задачи:
Создание единого образовательного пространства;
Привлечение интеллектуально- культурного потенциала социума для развития школы;
Вовлечение родителей и представителей общественности в организацию внешкольной и внеклассной работы с детьми;
4.       Формирование здорового образа жизни в семьях.
5.       Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
6.       Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
7.      Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
 
 Задачи:
В работе с родителями:
формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
формирование  психолого-педагогической культуры родителей;
развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;

В работе с педагогами:
формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
5
формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.

организационно-управленческие задачи:
1) обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;             
2) разработать и обеспечить систему психолого-медико-педагогического просвещения родителей;
3) организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;
4) разработать и обеспечить систему стимулирования:
а) участия родителей в воспитании детей;
б) участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса школы и класса;
в) взаимодействия родителей и детей в учебном и воспитательном процессе;
г) роста профессионализма педагогов в решении этой проблемы;

Ожидаемые результаты: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-         использование возможности семьи, формирование и развитие у детей и молодежи личностных качеств труженика, творческого человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях.
-         родители являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций.



Давайте будем стремиться делать общение с родителями наших обучающихся активным, предметным, живым, разносторонним, позитивным, приносящим положительные результаты. Ведь : «Добро порождает добро» /В.А.Сухомлинский/








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15