“Методы и приёмы интерактивного обучения иноязычному общению в условиях реализации ФГОС”


ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
“Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию иностранных языков в условиях внедрения ФГОС ОО”
“Методы и приёмы интерактивного обучения иноязычному общению в условиях реализации ФГОС”
Авторы проекта:
Низамеева Э. В.
Куликова О. А.
Губайдуллина Р. А.
Гаврилова В. А.
Низамиева А. Г.
Каримова А. И.
Научный руководитель:
Сигал Наталья Германовна
Куратор:
Сигал Наталья Германовна
Проект допущен к защите:
«08» апреля 2016 г.
Казань, 2016
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Актуальность проекта…………………………………………………3
3. Цели и задачи проекта…………………………………………………4
4. Проект решения………………………………………………………...5
5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта……………………6
6. Ресурсы…………………………………………………………………..7
7. Ожидаемые результаты реализации проекта……………………….7
8. Заключение………………………………………………………………8
9. Список использованных источников и литературы……………….8

1.Введение
Сегодня  в  нашей  стране  произошли  наиболее  значимые  изменения  в  сфере  образования.  Эти  изменения  происходят  из-за  перехода  на  позицию  личностно-ориентированной  педагогики.  Основная задача современной школы  раскрыть  потенциал  всех  участников  педагогического  процесса,  предоставить  им  возможность  проявить  творческие  способности.   На современном этапе  в  науке  об  образовании  возникает  необходимость  создавать  педагогические  инновационные  технологии,  обеспечивающие  в  образовательном  процессе  развитие  личности  каждого  учащегося,  его  активности. Западными  методистами  был  предложен  интерактивный  подход  в  обучении,  который  в  последние  годы  стал  широко  применяться  в  преподавании  иностранного  языка. Важно  отметить,  что  используя  интерактивный  подход  в  обучении  иностранному  языку  основное  внимание  необходимо  уделять  самому  процессу  коммуникации  и  учебной  ситуации  в  аудитории,  в  то  время  как  коммуникативное  обучение  ставит  в  центре  внимания  коммуникативные  функции  языка. 
Данный проект направлен на изучение, приобретении и применение приёмов и методов интерактивного  обучения на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
В проекте представлены актуальность данной работы, цель и задачи проекта, объект и предмет исследования, ресурсное обеспечение, ожидаемые результаты.
Актуальность проекта
Актуальность данной проектной работы в том, что в отличие от традиционного, интерактивное обучение позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим.
Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта
Разработка и использование методических материалов к уроку английского языка на тему «Здоровье и здоровый образ жизни» в 5 классе с учетом требований ФГОС, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов обучения.
Цель работы: Цель работы - изучение методов и приемов интерактивного обучения иноязычному общению в школе.
Задачи проекта:
Изучить и обобщить передовой опыт проведения уроков с использованием интерактивных методов обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС;
Описать технологию применения интерактивных методов обучения для повышения качества образования и для оказания помощи учащимся в реализации познавательного творческого потенциала;
Внедрить интерактивные методы обучения в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку;
Разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению английского языка;
Разработать структуру и определить содержание ТК урока английского языка в 5 классе на тему «Здоровье и здоровый образ жизни» в рамках УМК “English ”для 5 класса авторы О. В. Афанасьева, И. В. Михеева.
Разработать тест(ы) для оценки знаний обучающихся по теме «Здоровье и здоровый образ жизни» в 5 классе.
Провести урок с использованием разработанных материалов и оценить их эффективность для достижения предметных и метапредметных результатов обучения.
Проанализировать влияние использования интерактивных методов обучения на мотивацию обучающихся к изучению английского языка;
Разработать план дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.
3.3 Целевая группа проекта:
Обучающиеся 5-х классов.
4.Проект решения (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Интерактивный метод:

Данный проект предполагает выявление и поддержку талантливых детей; использование интерактивных методов в обучении иностранному языку; внедрение системы непрерывного образования в условиях общеобразовательной школы.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Данный метод ориентирован на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. При этом роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Ученик не получает готовую информацию, но осуществляет: поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Интерактивные методы обучения английскому языку соответствуют требованиям ФГОС.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Таким образом, реализация данного проекта сможет повысить мотивацию и познавательную активность учащихся при изучении английского языка.
Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждения в парах и группах, приглашение специальных докладчиков, а также новаторские подходы к устным и письменным заданиям. Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают мотивацию к изучению английского языка.
Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
Творческие задания;
Работа в малых группах;
Обучающие игры;
Проектная методика;
Физкультминутки;
Изучение и закрепление нового материала («Ажурная пила», кластер, «Ментальная карта», «Рыбья кость»);
Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем «Карусель», «Аквариум», «Броуновское движение»);Разрешение проблем («Мозговой штурм»);
Работа с текстом (Денотативный анализ текста).

Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: проект рассчитан на 2015-2016 уч. год.
Ресурсное обеспечение проекта
Наименование Количество Примечание
Компьютер 5 1-для учителя, 4-для учащихся
Мультимедийное оборудование, проектор 1 Бумага А 4 1 пачка Бумага А 3 1 пачка Для учащихся
Маркеры На каждого ученика Интернет - ресурсы http://www.myshared.ru/slide/303575/
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
Реализация настоящего проекта должна привести к созданию эффективной системы преподавания английского языка.
Систематическое применение интерактивных методов на уроках английского языка.
Обеспечение 100%-й успеваемости по предмету. Повышение качества обученности.
Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.
Создание копилки с творческими работами учащихся.
Повышение профессионального уровня учителя, а в результате изменение качества и содержания урока.
Анализ результатов, выявление проблем и определение перспектив дальнейшего развития проекта.
Косвенные результаты:
Изменение отношения детей к образованию;
Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка;
Повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся;
Рост количества детей и родителей, удовлетворенных деятельностью школы.
8. Заключение
Интерактивный  подход  к  обучению  иностранному  языку  производит  суммарный  эффект,  позволяющий  формировать  умение  работать  в  сотрудничестве,  развивать  коммуникативную  компетенцию,  способствовать  приобретению  толерантности.  Использование интерактивных форм в процессе обучения, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Кроме того,  практический  опыт  применения  интерактивной  модели  обучения  иностранному  языку  свидетельствует  о  его  эффективности  в  развитии  интеллектуальных  способностей,  аналитического  мышления  учащихся  в  процессе  межличностной  коммуникации  как  на  занятиях,  так  и  в  реальной  жизни.  Использование интерактивных методов обучения  иностранному  языку  позволяет  стать  ученику  активным  участником  педагогического  процесса,  снимает нервную нагрузку ученика, дает возможность менять формы его деятельности, сформировать  и  развить  познавательную  активность,  содействовать  формированию  активной  и  творческой  личности,  которая  способна  меняться  в  меняющемся  мире. 
9. Список использованных источников и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Закон об образовании РФ -[Электронный ресурс]. http://www.mon.gov.ru .
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение», 2011.
Интернет. Сеть творческих учителей. http://pedsovet.su/load.
Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Ин. языки в школе. 2000. №2, с.3.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Гладилина И. П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3.