Актуальные проблемы организации воспитательного процесса в современной школе


ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»
«Актуальные проблемы организации воспитательного процесса в современной школе».
(воспитатель Махортова О.В.)
Организация воспитательного процесса в школе-интернате направлена
на развитие всесторонней, гармоничной личности каждого воспитанника, а в целом на создание сплоченного детского коллектива.
Чтобы достичь данных целей, каждый педагог ставит перед собой задачи: Каким содержанием наполнить воспитательный процесс? Как обеспечить систему воспитательных влияний на каждого школьника? Как реализовать комплексный подход духовно-нравственного воспитания? А в организации воспитательной работы пытаются решить их.
Воспитательный процесс в нашем учебном заведении строится на основании нормативно-правовой документации: Закона РФ «Об образовании»; Конвенции о правах ребенка; нормативных документов и методических рекомендаций по вопросам обучения и воспитания; Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении; теорий и методики воспитательной работы; трудового законодательства; правил и норм охраны труда, жизни и здоровья обучающихся; а также на основании Устава и Правил внутреннего распорядка школы; модифицированных воспитательных программах.
Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности.
В данное время школа работает по 6направлениям: >
гражданско-патриотическое;
спортивно-оздоровительное;
-нравственно-эстетическое;
интеллектуально-познавательное;
трудовое;
коррекционно - развивающее.
Каждому из направлений воспитательной работы соответствуют мероприятия проводимые школой, где активное участие принимают как ребята, так и педагоги.
Но все же есть проблема - самыми активными помощниками и участниками в процессе воспитания являются педагоги школы Активность родителей уменьшается. А такие направления, как гражданско-патриотическое, нравственное, трудовое не может воспитываться без содействия с семьёй.
Молодежь лишается возможности брать пример с людей старшего поколения, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Они связаны не только с особенностями историко-культурной ситуации, но и с объективными трудностями самого процесса воспитания, о чём свидетельствуют размышления многих выдающихся педагогов, раскрывающих важность и необходимость воспитания встановлении человека. Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Это связано, прежде всего, с состоянием общества, которое зависит от качества позитивных, принимаемых большинством основополагающих идей, составляющих его идеологию. Место идеи, способной объединить общество и выстроить ориентиры воспитательной деятельности, сегодня занято идеологией потребления, когда культ денег и культ культуры несоотносимые друг с другом. Рост потребительской психологии сопровождается Серьёзными экологическими проблемами, стремительным сокращением природных ресурсов.
Социологи отмечают, что за Последние годы произошли серьёзные изменения в переориентации детей, подростков и молодёжи на ценности западной культуры. Сила средств массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой».
Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей - дать невозможно, уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Но, выстраивая Стратегию современного воспитания, нельзя не учитывать ряд внешних и внутренних факторов.

1 .Нельзя не учитывать представления мирового сообщества об облике человека
постиндустриального информационного общества. Целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, формированию гражданской позиции, приобщению к духовно-нравственной культуре.
2. При поиске путей решения проблемы воспитания следует принимать во внимание социокультурную ситуацию в стране, которая предъявляет новые требования к личности: быть мобильным, уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за её процветание, уметь не только жить в гражданском обществе, но и создавать его
3. Следует учитывать то, что изменились сами дети, молодые люди, а также и
взрослые, с которыми они живут. С одной стороны, наши дети стали свободнее, раскованнее, с другой стороны, - эгоцентричнее, равнодушнее, агрессивнее.
4. Проблемы, затрудняющие воспитание, существуют и в самой системе школьного образования: угасание воспитательной функции и усиленное акцентирование внимания на организации учебного процесса в любом типе образовательного учреждения.
5. Наконец, нельзя не учитывать новые жизненные реалии, такие, как свободный доступ в Интернет, обучение в разных типах школ, пропаганда своих взглядов влияние массовой культуры, воздействие разных религиозных течений.
6.Нужно учитывать и то, что активно идёт процесс модернизации российского образования, которая существенно изменяет образовательную систему и воспитательную практику, заявляя необходимость освоения новых технологий, новых форм организации внеучебной деятельности, развитие системы дополнительного образования на базе образовательных учреждений, создание демократического правового пространства в образовательных учреждениях.
Несомненно, поиск новых способов решения проблем воспитания в современном обществе следует осуществлять в контексте происходящих изменений, с учётом жизненных реалий, тенденций общественного и социокультурного развития, особенностей современных детей.
Очевидным является то, что необходимо серьёзное обновление имеющегося научного знания о воспитании, которое должно носить практикоориентированный характер и научно обоснованные рекомендации по решению современных проблем воспитания. Реальные воспитательные процессы нуждаются в научном сопровождении, формы которого могут быть самыми разнообразными.
Ориентация на оценивание воспитательных результатов но количеству мероприятий и участию в них образовательных учреждений уводит педагогов - воспитателей в организационную деятельность, а не в отработку технологий индивидуального сопровождения развития ребёнка, подростка, юноши.
Нуждается в обновлении и система повышения квалификации педагогов-воспитателей, сегодня явно недостаточно в ней мобильных, оперативных форм, позволяющих педагогу - воспитателю решить реальные проблемы здесь и сейчас, на рабочем месте. Предлагаемые стандартизированные программы повышения квалификации и «продукты», подтверждающие право на получение удостоверения, чаще всего не позволяют решить существующие в воспитательной практике проблемы, а направлены в большей степени на изучение теоретических подходов к воспитанию.
Мы не можем сегодня существенно повлиять па воспитательную функцию семьи, так как наблюдаются процессы отчуждения родителей от школы. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей, и они часто пренебрегают решением воспитательных проблем в семье, хотя одной из ведущих функций семьи всегда считалась воспитательная функция. Воспитательный потенциал семьи неисчерпаем, если искать точки соприкосновения не столько в знаниях и успеваемости ребенка, сколько во взаимном утверждении приоритетных для семьи ценностей (здоровье, безопасность, психологический комфорт ребёнка, его социальная защита).

Время требует выявления новых возможностей школьного воспитания: создание воспитательно-образовательной среды на основе соблюдения и защиты прав ребёнка, диалоговый характер взаимодействия, помощь ребёнку в решении его личностных проблем, организация жизнедеятельности на принципах взаимопонимания, поддержки и др.
Таким образом, говоря о решении проблемы воспитания как крайне трудном и деликатном деле, можно прийти к выводу, что оно требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека.
Основные идеи воспитания:
Идея развития. Основной смысл воспитательной работы - развитие личности ученика его субъективности и индивидуальности, творческих й интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.
Идея творчества. В процессе, творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.
Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность Детей, родителей и педагогов является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.
Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.
Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.
Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума
Процесс воспитания - это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросфера, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и т.д. Это делает
процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Сегодня учащиеся не могут преодолеть даже самые элементарные проблемы, возникающие дома или в школе, а ведь они всегда были, и будут возникать у ребят. Новое поколение, вступившее в эту жизнь и не зная никакой другой, в ситуации стремительных преобразований не может найти правильного, адекватного решения своих проблем. Взрослые, безусловно, должны помогать детям успевать реагировать на изменения внешнего мира. Однако проблема усугубляется тем, что взрослые сами еще не успели приспособиться ко всем новым веяниям современности.
Раньше в детях было принято воспитывать тягу к коллективизму, к общественным делам и проблемам. Сегодня же на первый план вышел индивидуализм и, как следствие, эгоизм. Для воспитания полноценной личности нужна та самая «золотая середина», но найти ее бывает очень трудно.