Доклад: «От профессионализма – к качеству образования»

От профессионализма – к качеству образования


Основной методической проблемой колледжа является: «Технологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса как основной способ совершенствования качества образования, формирования профессиональной компетентности специалистов»
Согласно данной проблеме были намечены следующие задачи методической работы: прогнозирование основных направлений развития колледжа; развитие научно-методического обеспечения учебного процесса на основе технологизации образовательного процесса и, прежде всего, реализации личностно-деятельностного подхода через освоение педагогических и информационных технологий; повышение квалификации преподавателей колледжа; формирование научного подхода к реализации образовательных задач.
Решение данных задач требует комплексного подхода и реализуется в следующих направлениях деятельности методической службы: Технологическое - осуществляет анализ профессиональной деятельности каждого педагога; Педагогическое -реализуется в области совершенствования мастерства педагогов; Научное -организует научно-исследовательскую деятельность педагогов и учащихся.
Отмеченные направления работы методической службы потребовали создания условий научно-практической деятельности педагогов по внедрению стандартов, инноваций в практику работы колледжа.
В структуру методической службы колледжа входят: научно-методический совет; редакционный совет по рецензированию УМК и методических материалов, цикловые методические комиссии социально-экономического цикла, естественно-математического цикла, технического цикла, цикл языковых дисциплин.
Научно-методический совет вырабатывает и рассматривает стратегически важные направления развития колледжа, анализирует состояние и эффективность работы научно-методической службы, педагогического мониторинга по качеству достижений конечных результатов. На заседаниях методсовета рассматриваются следующие вопросы: «Инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся», «Организация и контроль научно- методической работы преподавателей», «Развитие познавательной активности учащихся на основе внедрения в учебный процесс инновационных технологий», «Педагогическая диагностика результативности обучения, её влияние на повышение качества преподавания» и др.
Методическая работа в колледже осуществляется в коллективных и индивидуальных формах. Из коллективных форм организации методической работы можно выделить цикловые методические комиссии, предметные недели, семинары, презентации, конференции, конкурсы.
Из индивидуальных - посещение и анализ урока, наставничество, самообразование, творческий отчёт.
В целях реализации педагогического направления методической работы в колледже разработана система повышения профессионально-педагогической компетентности преподавателей, которая представляет собой совокупность организационных форм, методов. В колледже повышение квалификации осуществляется в трёх видах: индивидуальная программа самообразования, система внутриколледжного профессионального обучения - конференции, семинары, профессиональные конкурсы, процедура аттестации и др; система внешнего профессионального обучения -участие в работе международных, региональных семинаров и конференций, курсы ИПК. В каждой цикловой комиссии проведено закрепление молодых преподавателей за наставниками. Для них работает «Школа педагогического мастерства». Основная цель занятий - оказание практической помощи в педагогическом становлении начинающих педагогов, в совершенствовании педагогического мастерства всего педагогического коллектива. Ежегодно в рамках «Школы молодого преподавателя» организуется взаимопосещение уроков, их анализ; проводится «Неделя молодого педагога».
Технологическое направление осуществляется через организацию системы мониторинга профессиональной деятельности преподавателя. С этой целью в колледже был введен профессиональный рейтинг преподавателей, разработано положение о рейтинговой оценке преподавателей. Рейтинг осуществляется по следующим модулям работы: научно-методический; научно-исследовательский; учебный; организационный. По результатам рейтинга лучшим преподавателем вручается грант «За эрудицию, творческий поиск и педагогическую культуру».
Методическим кабинетом были разработаны методические бюллетени по разработке рабочих программ, учебно-методических комплексов, по выполнению научных работ и подготовке публикаций.
Одним из приоритетных направлений в совершенствовании процесса обучения в колледже является внедрение новых технологий и информационной телекоммуникационной техники. На сегодняшний день наш директор Капенов К.К. внес большую лепту по внедрению электронного обучения на основе пилотного проекта е-learning, установив в каждом кабинете моноблоки и беспроводные сети Wi-Fi, которые являются наиболее перспективной технологией применительно к области компьютерной связи.
Большое значение в становлении и формировании мышления учащихся имеет проблемное обучение, которое используют в учебном процессе преподаватели Технологического колледжа. В целях активизации познавательной деятельности учащихся преподавателями, применяется интерактивное обучение и технологии критического мышления.
Для повышения мотивации изучения дисциплин, усиления продуктивных креативных мыслительных процессов преподавателями используются проектные методики, технология уровневой дифференциации, личностно-ориентированные технологии.
В настоящее время научно-исследовательская работа учащихся проходит в рамках научного общества, имеющего свой Устав, цели, задачи, структуру, девиз, эмблему. В это общество внедрены сами студенты и имеют право голоса на отбор проектных работ.
Существует и применяется в колледже два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
Научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду НИРС можно отнести курсовые работы, выполняемые на IV курсе.
Основными формами НИРС, выполняемой во внеучебное время, являются: предметные секции; кружки по интересам; участие в научных и научно-практических конференциях; участие во внутриколледжных, областных и республиканских конкурсах; работа в музее.
Научно-практические конференции в колледже проводится ежегодно в апреле месяце. Проведению конференции предшествуют предварительная защита курсовых работ и преддипломная практика. Такие конференции способствуют установлению тесных дружеских связей между колледжем, а также помогают студентам учиться применять изученную теорию на практике. Научно-практические конференции отражают результат совместной деятельности преподавателя и учащегося.
Одной из форм организации научно-исследовательской работы учащегося является работа над научными проектами.
В колледже ежегодно проводится конкурс научных проектов. Результатом плодотворной работы педагогического коллектива по организации исследовательской деятельности учащихся являются победы проектантов на различных научных соревнованиях. 2,3 место на научно-практической конференции Малой академии Республики Казахстан, проходивший при ИНЕУ г.Павлодара 2012; 2013гг, 1-е место на IV Всероссийском заочном конкурсе проектно-исследовательских работ студентов, 1-е место на Международном уровне «Сатпаевские чтения»
Ежегодно в колледже проводится олимпиада на казахском, русском языках.



Маусымбаева З.Т. – преподаватель; председатель ЦМК социально-экономических дисциплин
15