Статья Проектно-исследовательская деятельность как основной подход в развитии познавательных умений учащихся в рамках ФГОС нового поколения.


Проектно-исследовательская деятельность
как основной подход в развитии познавательных умений учащихся
в рамках ФГОС нового поколения.
Начиная с древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём. Во всех сферах общественной и социальной жизни нужны люди творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Такие задачи ставит перед образованием государственный стандарт нового поколения. Знаменитый афоризм «Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь»
созвучен принципам современной школы. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться - навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогов. Таким образом, главной задачей учителей становится поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину, стимулирование исследовательской активности.
Сформировать познавательные умения учащихся в рамках ФГОС нового поколения, на наш взгляд, поможет проектно-исследовательская деятельность учащихся. Работа с детьми в рамках исследовательской и проектной деятельности позволит сформировать самостоятельное мышление, умение строить поиск решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний, навыки прогнозирования и достижения результатов. Это серьезная, сложная работа, она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия солидной научной библиотеки и методической базы, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук. Дети приобретают начальные пошаговые навыки исследовательского поведения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать вывод;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Приобщение детей к исследовательской и проектной деятельности на начальной стадии образования позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Учитель в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Он должен помочь юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость работы по выбранной теме. А вот для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, можно использовать методы анкетирования и тестирования.
Наконец, проектно-исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Успешному достижению цели сопутствует сотрудничество с родителями учеников. Каждый ученик совместно с родителями и учителем создают портфолио, которое помогает выявлению индивидуальных творческих способностей детей. Уже на первом этапе создания портфолио начинается исследовательская деятельность. Ученики совместно с родителями изучают значение имени, составляют генеалогическое древо семьи.
В первом классе трудно приступать к проектно - исследовательской деятельности, но вполне возможно. Приведу пример приемлемого для первоклассников задания на уроке «Обучения грамоте» при изучении букв, например, тема «Буква Ш». Предлагаю детям выполнить творческий проект «На что похожа буква Ш». Следующее задание: найдите и обведите в тексте все буквы А, подчеркните – Я. Выясните, какая буква чаще употребляется. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково-исследовательский характер. Или ещё один способ: первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по значению слов. Использую приём «Попробуй узнать сам», т. е. спросить дома, в библиотеке, а затем рассказать в классе. Совсем недавно на уроке математике изучили числа от 1 до 5, ребята выполнили мини проект « На что похожи цифры».
Для того чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся начальной школы, помочь им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований, полезно в работе использовать коллективные и индивидуальные игры. Каждая игра - исследование состоит из двух этапов: 1 – тренировочное занятие; 2 – самостоятельное исследование.
Что представляет тренировочное занятие?
1. Подготовка к занятию.
Для проведения тренировочного занятия понадобятся карточки с символическими изображениями методов исследования: «подумать», «спросить у взрослых», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент» и другие. На таких же листочках символическими знаками нужно изобразить темы будущих исследований.
2. Выбор темы и методов исследования.
Весь класс располагается за «круглым столом», на котором разложены карточки с символическим изображением методов и тем исследования. Детям сообщается, что они будут учиться проводить самостоятельные исследования. Кто-то из участников выбирает тему. К примеру, дети выбрали тему «океан», нужно объяснить, что их задача заключается в подготовке небольшого сообщения, то есть собрать информацию об океане. Как это можно сделать? Учитель должен предлагать только те способы, которые доступны детям. Начать можно с обычных вопросов, например, «Что мы должны сделать перед тем, как начнём собирать информацию?» Необходимо подвести к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация необходима исследователю. После того как учащиеся поймут это, на столе появляются карточки с символическими изображениями методов исследования. Следующий вопрос «Где мы можем узнать что-то об океане?». Постепенно появляются карточки «подумать», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «узнать из книг», «спросить у взрослых» и другие.
3. Сбор информации.
Разложенные на столе карточки с символическим изображением методов сбора информации будут планом исследования. Важно объяснить, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы не забыть. Следует научить детей кратко выражать новые идеи на бумаге. Делать это можно не только с помощью записей, но и рисунками. В классе разместить специальный уголок для накопления информации.
4. Обобщение результатов поиска.
Для обобщения всей собранной информации проводится занятие, на котором дети рассказывают, что они узнали. Результатом может стать совместно подготовленные книги, альбом, журнал, презентация и др.
Самостоятельное исследование.
1. Подготовка к проведению самостоятельного исследования.
Во-первых, нужно определение области исследования. В школьной практике это та или иная учебная дисциплина, например, литература, окружающий мир, математика и др. Во-вторых, выбрать объект и предмет исследования. Объект исследования – это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы.
2. Составление плана.
3.Определение гипотезы. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам.
4. Определение цели и задач.
Цель исследования – это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели можно представить различными способами. Например, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать и т.д.
5. Сбор и изучение информации. Если на предыдущих этапах большая роль отводится учителю, то на этом этапе главная роль будет у ученика.
6. Оформление результатов исследования. Существует много форм представления результатов исследовательской работы. Для учеников начальной школы это может быть текст научного сочинения, статья, сообщение, презентация.
7. Защита результатов исследования.
Проектно-исследовательская деятельность
Основной метод Программа Участие
на уроках обобщения и закрепления внеурочной деятельности в НПК
учебного материала
Основной метод
ФГОС нового поколения
Несколько лет внедряя, проектно-исследовательскую деятельность на своих уроках и во внеклассной работе определила для себя следующее:
1.Проектно-исследовательская деятельность - это основной подход на уроках обобщения и закрепления учебного материала.
Например, урок-проект «Литературная гостиная Самуила Маршака».
С. Маршак
редактор переводчик критик поэт
Урок - проект по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
«Сказка о царе Салтане…»
литература музыка живопись
2. Существуют следующие факторы успешности исследовательской и проектной деятельности учащихся:
-соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
добровольность выбора темы учащимся;
-максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
-компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической -исследовательской и проектной работой;
-осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
Для создания условий реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся я выделила два основных раздела «Проект» и « Исследователи» в основе программы по внеурочной деятельности «Юный исследователь».
Опыт нескольких лет работы по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся позволил добиться определенных результатов:
2009 г.,2010 г. – победа в районной НПК - Кагарманова К.(«Секреты таблицы умножения», «Магические квадраты»).
2010 Г. – призер ШНИК Грачев В. («Народные праздники и обычаи»)
2011г. – призер районной НПК Латыпова Луиза («Физическое развитие младшего школьника»).
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов необходима, важна. Метод творческих проектов и исследовательских работ наряду с другими активными методами обучения является основным подходом в развитии познавательных умений учащихся в рамках ФГОС нового поколения.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».