Методическая разработка урока природоведения на тему Вода на Земле. Моря и океаны


Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области
«Орловская общеобразовательная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка урока
природоведения в 5 классе
(1час)
«Вода на Земле. Моря и океаны»


Составитель: Скурихина В.С.,
учитель.



Орел

Тема: Вода на Земле. Моря и океаны.
Цель: знакомить с понятием «Мировой океан», формировать представление о естественных водоемах, о самых крупных из них – океанах и морях.
Образовательные задачи:
проверять и углублять знания учащихся о формах поверхности Земли и их условных обозначениях на физической карте;
дать понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;
учить распознавать моря и океаны на физической карте.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать память, логическое мышление;
способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;
развивать умение проводить опытно-практическую работу.
Воспитательные задачи:
воспитывать любовь к растительному и животному миру;
воспитание любви к Родине.
Педагогическая инструментировка:
мультимедийный проектор;
для опыта: стаканчики, палочки, соль, чашки Петри;
Лифанова Т.М. Природоведение. 5 класс. Для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Учебник;
Лифанова Т.М. Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. Для коррекционных образовательных учреждений VIII вида;
физические карты полушарий;
индивидуальные карточки с заданием.
План урока
1.Подготовительная часть(5 мин)
1.1. Организационный момент
1.2. Вступительное слово учителя
2. Основная часть(20минут)
2.1. Повторение пройденного материала
2.2 Сообщение темы. Постановка цели урока
2.3. Работа со словарём
2.4. Работа с картой
2.5. Работа с учебником
2.6. Здоровьесберегающие упражнения
2.7 Работа в тетради. Проведение опыта
2.8. Закрепление
2.9. Рефлексия
3. Заключительная часть(5 минут)
3.1.Подведение итога урока
3.2 Домашнее задание
Этапы
урока Что делают
учитель ученики
Подготовительная часть
Организационный момент. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, садитесь!
Мне хочется к вам обратиться словами известного русского поэта Валерия Брюсова
Великая радость – работа!
В полях, за станком, за школьным столом,
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта,
Всё счастье Земли – за трудом!
Я думаю, что сегодня на уроке вы будете усердно трудиться и узнаете много нового. Повторение пройденного материала
Беру в руки глобус.
Мы продолжаем изучение нашей планеты. Вспомним, как же она называется?
Вы уже знаете, что земная поверхность разнообразна, на ней сочетаются различные формы неровностей. Давайте вспомним их названия. Для этого откроем рабочую тетрадь и обратимся к первому заданию.
Прочитай …
Смотрим на первое фото. Как вы думаете, какая это форма суши. Выберем название из предложенных вариантов. и запишем его.
1 – горная долина
2 – высокая гора
3 –средние горы
4 –горный хребет
5 – овраг
6- холм
7- пещера
8- тоннель
Основные формы суши на планете Земля –это горы и равнины.
Вы видите изображение карты, которая у вас на партах. (Физическая карта № 1)
Как можно по ней определить, где находятся горы?
А равнины?
Все согласны? Каким ещё цветом обозначены части Земного шара?
Как вы думаете, что он обозначает?
Давайте посмотрим и определим, чего же на нашей планете больше – воды или суши?
Действительно, большая часть земной поверхности покрыта водой. Если всю поверхность Земли изобразить в виде круга и разделить его на 10 частей, то 3 части займёт суша и 7 частей вода. Земля
Инструкцию читают дети.
По коричневому цвету
По зелёному цвету
Синий, голубой
Водную поверхность Земли
Воды.
Основная часть
Сообщение темы. Постановка цели урока
Работа со словарём
Работа с картой
Работа с учебником
ФизминуткаРабота в тетради.
Проведение опыта
Закрепление
Рефлексия И сегодня наша задача - изучить основные водные объекты планеты.
Непрерывную водную оболочку, которая окружает сушу, называют Мировым океаном.
Вся водная масса Земли сосредоточена в водоёмах.
Обратимся к энциклопедическому словарю и прочитаем значение этого слова.
ВОДОЁМ - место скопления или хранения воды.
Давайте приведём примеры водоёмов, которые находятся в нашей области?
Самые крупные части Мирового океана и самые большие водоёмы нашей планеты, называются океанами.
Давайте их назовём, в этом нам поможет физическая карта полушарий.
Сколько мы назвали океанов?
Частью океанов являются моря.
А какие ещё моря бывают на нашей планете, мы узнаем, прочитав стихотворение Овсея Дриза в учебнике.
Как вы думаете, действительно ли эти моря цветные?
Морская вода бесцветна, голубой оттенок она приобретает из-за отражения в ней неба. Кроме того, цвет воды зависит от различных факторов: от уровня освещения, глубины моря, прозрачности и цвета морского дна.
Разнообразная цветовая гамма морской воды вдохновляла на работу многих художников, одним из которых был Иван Константинович Айвазовский. В его работах то море клокочет, свирепствует, то нежит свои воды под лучами восходящего Солнца.
Вы были на море? А хотите оказаться на море прямо сейчас?
Представьте, что мы оказались на берегу моря, наши руки и ноги ласкают солнечные лучи, нам приятно и комфортно. Кажется, будто капельки воды падают на нас со звуком прибоя и так же нежно откатываются назад в море. Дует прохладный ветерок, насыщенный йодом и солью. Вдыхая морской воздух мы оздоравливаемся и укрепляем иммунитет. Над нами лазурное небо, по нему плывут облака. Встанем и постараемся до них дотянутся.
А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою!
Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй.
Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу.
Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок.
А теперь представим себя маленькими исследователями и выясним какая вода может находится в разных водоёмах?
Перед вами стаканчики с водой, возьмём шпатель окунём в воду и попробуем её на вкус. Какая она?
Как вы думаете, в каких водоёмах находится пресная вода?
Приготовим из пресной воды - морскую.
Для этого возьмём ложку соли и насыпаем ее в стакан с водой. Размешиваем. Возьмём шпатель окунём в воду и попробуем её. Какая она на вкус?
Давайте сравним, какую же воду мы можем пить?
Так почему же о море говорят: «Кругом вода, а с питьём беда?»
Так неужели морская вода совсем бесполезна для здоровья?
Посмотрим, что думают учёные о пользе морской воды.
Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах, и выполните задание. Приложение №1.
Прочитай Аня свой рассказ.
Что же мы изучили сегодня на уроке? Что узнали нового. Какая информация вам пригодиться в дальнейшем. Тема урока: «Вода на Земле. Океаны и моря».
Реки, озера, ручьи, болота
Тихий
Индийский
Атлантический
Северный – Ледовитый
Южный
5
Нет
Пресная
Реки, ручьи, родники
Она соленая.
Пресную
Она солёная
Нельзя утолить жажду.
Высказывания детей
Прочитай рассказ и подчеркни правильный ответ.
Заключительная часть
Домашнее задание Работа по карточке Физическая карта №2 впишите названия океанов в карту полушарий.
Любознательным: найти в энциклопедии, на карте ответы на вопросы:
Какие «цветные» моря есть на Земле?
В каком море охотятся, судя по его названию?
Какое море есть «среди земли»?
Есть ли «неживое» море? Приложение №1 Деформированный текст.
В этом году Вася впервые поехал со своей семьей на морское побережье. Купаясь в море, он узнал, что морская вода (сладкая, соленая, кислая). Мальчику объяснили, не смотря на то, что такую воду пить нельзя, она очень (вредная, полезная) для здоровья человека. Путешествуя на катере, Вася выяснил, что море это часть самого большого водоёма - (озера, океана, пруда). Вернувшись домой, любознательный Вася заглянул в физическую карту и увидел, что воды на Земле (меньше, больше), чем суши.