Особенности применения анкет при обучении информатике и ИКТ


ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет физико-математический
Кафедра Информатики и ВТКУРСОВАЯ РАБОТА
по информатике
Особенности применения анкет при обучении информатике и ИКТ
Автор курсовой работы: Казакова З.Р. , студентка 4 курса МДИ-110 группы очной формы обучения ____________________________________ З. Р. Казакова
Специальность: «050202.65 – Информатика» с дополнительной специальностью «050201 – Математика»
Руководитель: Н. В. Вознесенская, доцент кафедры информатики и вычислительной техники, _____________________________ Н. В. Вознесенская
Саранск 2014
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет физико-математический
Кафедра информатики и вычислительной техники
УТВЕРЖДАЮ
И. о. зав. кафедрой
канд. пед. наук, доцент
__________ Н. В. Вознесенская
«16» января 2014 г.
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент Казакова З. Р. группа МДИ-110
1 Тема: Особенности применения анкет при обучении информатике и ИКТ.
Утверждена на заседании кафедры. Протокол № 7 от 16.01.2014 г.
2 Срок представления к защите: 16.06.2014 г.
3 Исходные данные для дипломной работы: Интернет-сервисы разработки анкет, проведения анкетирования и анализа ответов, печатные и электронные источники.
4 Содержание курсовой работы:
4.1 Введение
4.2 Анкетирование как метод сбора и исследования первичной информации
4.2.1 Понятие, формы и виды анкетирования
4.2.2 Основы составления анкет
4.2.3 Анализ инструментов для проведения Интернет-анкетирования
4.3 Разработка анкет в области информационных технологий
4.3.1 Анкетирование как метод маркетинговых исследований в области информационных технологий
4.3.2 Разработка анкет для уроков информатики и ИКТ
4.3.3 Проведение анкетирования
4.4 Апробация применения анкет при обучении информатике и ИКТ
4.4.1 Разработка конспекта урока, предполагающего применение анкет
4.4.2 Разработка анкеты как вид задания для проектной деятельности школьника
4.5 Заключение
4.6 Список использованных источников
Руководитель работы
канд. пед. наук, доцент Н. В. Вознесенская
Задание принял к исполнению З. Р. Казакова
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc392175014 \h 41Анкетирование как метод сбора и исследования первичной информации PAGEREF _Toc392175015 \h 61.1Понятие, формы и виды анкетирования PAGEREF _Toc392175016 \h 61.2Основы составления анкет PAGEREF _Toc392175017 \h 71.3Анализ инструментов для проведения Интернет-анкетирования PAGEREF _Toc392175018 \h 92 Разработка анкет для уроков информатики и ИКТ PAGEREF _Toc392175019 \h 232.1 Анкетирование как метод маркетинговых исследований в области информационных технологий PAGEREF _Toc392175020 \h 232.2 Разработка анкет для уроков информатики и ИКТ PAGEREF _Toc392175021 \h 262.3 Проведение анкетирования PAGEREF _Toc392175022 \h 353Апробация применения анкет при обучении информатике и ИКТ PAGEREF _Toc392175023 \h 393.1Разработка фрагмента урока, предполагающего применение анкеты PAGEREF _Toc392175024 \h 393.2Разработка анкеты как вид задания для проектной деятельности школьника PAGEREF _Toc392175025 \h 40Заключение PAGEREF _Toc392175026 \h 41Список использованных источников PAGEREF _Toc392175027 \h 42

Введение Благодаря интернет–технологиям, существует возможность предоставления индивидуальной обратной связи непосредственно после заполнения анкеты, что может стимулировать респондента к постоянному участию в интернет-опросах и формировать у него положительный имидж такой формы социологических исследований, а также служить фактором привлечения других респондентов. Традиционные методы проведения опросов не позволяют респондентам получать обратную связь от исследователя сразу же после ответа на вопросы. Человек проделывает серьезную работу, отвечая на вопросы, тратит на это время и силы, а взамен ничего не получает. Это усугубляет то обстоятельство, что респондент зачастую выступает в опросах как объект манипуляции со стороны исследователя. Проблематика обратной связи обычно выходит на первый план в кризисные моменты общественной жизни. Недостаточное внимание к проблеме обратной связи исследования чревато искажением его результатов, а порой даже его «провалом" (из-за низкого процента возврата анкет).
Интернет–технологии позволяют легче и быстрее проводить пилотаж, и, следовательно, изменять анкету (вопросы). Даже тогда, когда основной полевой этап уже начался, после возврата первых анкет, у исследователя все еще остается возможность обнаружить недостатки опросника, оперативно их исправить и продолжить исследование уже с преобразованной анкетой. Интернет-опросы позволяют обеспечить высокую степень так называемой экологической валидности. Условия заполнения анкеты ближе к естественным, привычным для респондента условиям жизни. Особенно надо подчеркнуть, что человек, отвечая на вопросы в таком режиме, находится в комфортной для него ситуации. Это максимально приближает условия проведения исследования к полевым. Человек дает свои ответы на вопросы электронной анкеты, выбирая время, когда ему никто не мешает и нет стремления побыстрей отделаться от "приставучего интервьюера". В методике Интернет–опроса отсутствует прямой визуальный контакт социолога с респондентом, и это способствует созданию совершенно иной коммуникативной ситуации, которая часто позволяет снизить психологический дискомфорт и повысить уровень искренности ответов.
Цель – определить роль и место анкетирования как метода исследования и средства обучения информатике и ИКТ.
Задачи:
выполнить обзор литературы по теме исследования;
проанализировать существующие анкетные опросы в сфере информационных технологий;
разработать анкеты и определить их место в структуре урока по информатике и ИКТ;
провести урок с использованием анкет;
разработать проектное задание, предполагающее составление анкеты;
выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Анкетирование как метод сбора и исследования первичной информацииПонятие, формы и виды анкетированияПроведение опросов и анкетирование – это особый метод исследования первичных данных, используемых в социологических, педагогических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.
Метод анкетирования (от франц. enquete, буквально – расследование) – вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета.
Анкетирование может быть групповым или индивидуальным.
Групповой опрос широко применяется по месту работы, учёбы. Анкеты раздаются в аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты. Обычно один анкетёр работает с группой 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетёр, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.
При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учёбы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается.
Достоинства компьютерного проведения опросов и анкетирования: существенная экономия времени и средств, оперативность проведения опроса и анализа результата, возможность проведения анкетирования, как в узкой, так и в широкой аудитории.
Основы составления анкетАнкета – представляет собой набор вопросов, на которые должны быть получены ответы от респондентов, то есть лиц, отобранных для анкетирования.
Вопросы анкеты должны быть объединены единым исследовательским замыслом и направленны на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.
Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента).
Вопросы о фактах сознания направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий людей, их планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей.
Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя блок социально-демографических вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондента.
Закрытым вопросом называется тот, в котором заранее дан полный набор вариантов ответов. Типы такого вопроса – альтернативный и неальтернативный. Альтернативный вопрос предполагает возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа. Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов.
Открытые вопросы не содержат подсказок и не навязывают респонденту варианты ответов. Открытые вопросы дают возможность выразить мнение во всей полноте и мельчайших подробностях. Именно при помощи таких вопросов можно собрать наиболее полную по содержанию информацию, чем при использовании закрытых вопросов.
Когда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений, исследователь применяет вопросы в косвенной форме. При конструировании таких вопросов исходят из предположения о том, что, отвечая на них, респонденты опираются на собственный опыт, однако сообщают о нём в безразличной форме, что снимает остроту критических оценок, характерную для высказываний от первого лица.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Перед каждым широкомасштабным исследованием необходимо тщательно разработать и протестировать анкеты, которые планируется применять. Непрофессиональный подход к их составлению неизбежно приводит к искажению реальной картины, либо полученные результаты не поддаются разумному истолкованию.
При использовании опросных методов возникает проблема составления вопросов. В зависимости от направленности опроса выделяют открытые и закрытые вопросы. Отличие их состоит в том, насколько конкретно поставлена цель проводимого исследования. При этом варианты формулировки вопросов могут быть самыми разнообразными.
Разрабатывая анкету, необходимо обращать внимание на характер вопросов, их последовательность, форму, выбор слов. Весьма распространенная ошибка – постановка вопросов, ответы на которые невозможны, неприятны или не нужны, и отсутствие вопросов, на которые обязательно следовало бы получить ответы.
Кроме этого, необходимо тщательно следить за выбором слов и последовательностью вопросов. Наиболее предпочтительны простые, прямые и недвусмысленные вопросы, которые следует предварительно проверить на небольшой выборке респондентов. Трудные или личные вопросы лучше задавать в конце, чтобы возможная негативная реакция индивида не повлияла на остальные ответы. Наконец, вопросы должны быть логичными и последовательными.
При разработке анкеты могут использоваться следующие рекомендации:
формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной;
анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов;
анкета не должна содержать лишних вопросов;
в тексте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология;
все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в соответствии с логикой исследования;
в анкете необходимо использовать контрольные вопросы, предназначенные для проверки искренности и последовательности опрашиваемых;
трудные и личные вопросы рекомендуется помещать в конце анкеты.
Проведение опроса нельзя начинать без соответствующего тестирования анкеты, предназначенного для оценки самих вопросов и их последовательности.
Анализ инструментов для проведения Интернет-анкетированияОдним из эффективных инструментом сбора первичной информации в сети Интернет являются интернет–анкетирование.
Высокая эффективность метода проведения опросов в Интернете связана с тем, что благодаря своим коммуникативным свойствам, он максимально «сближает» анкетируемого и интервьюера. Кроме того, Интернет позволяет существенно снизить время, затрачиваемое на прохождение анкеты по цепочке «интервьюер – анкетируемый – заполненная анкета – введение анкеты в базу данных – анализ анкеты – представление результатов в графическом виде». Современные информационные средства позволяют уменьшить время прохождения данных по этой цепи буквально до нескольких минут. Для сравнения, выполнение всех этих этапов вручную требует, по меньшей мере, нескольких дней.
Метод проведения опроса посредством размещения анкет на web-сайтах возможен как при наличии собственного сайта, так и при его отсутствии, например, за отдельную плату владельцу сервера.
Заполнение анкеты требует некоторых усилий от посетителей, поэтому необходима достаточная мотивация, чтобы убедить их потратить несколько минут на эту процедуру. Проведение анкетирования наиболее удобно в случае предоставления пользователям каких-либо услуг, как платных, так и бесплатных, например, бесплатных услуг электронной почты. В этом случае при регистрации для получения доступа к услугам им может быть предложено заполнение небольшой анкеты.
Можно комбинировать анкетирование на web˗˗сервере компании c участием в телеконференциях. Во-первых, активное участие в телеконференции может добавить известности в сообществе Интернета, и анкеты на web-сервере будут заполняться более активно. Во-вторых, вместе с ключевыми вопросами в конференции можно поместить ссылку на полную анкету, расположенную на web˗˗сервере.
Рассмотрим несколько web-сервисов для создания анкет:
Anketolog (http://anketolog.ru/user) Для создания анкет в сети существует сегодня огромное количество способов – от простейших конструкторов коротких опросов в социальных сетях и на форумах до сложнейших анкет, созданных при помощи специальных сервисов – сайтов онлайн опросов.
При выборе сервиса, с помощью которого пользователь захочет создать анкету, и возможно, даже провести онлайн – опрос, обратите внимание на следующие моменты.
Многофункциональный редактор. Редактор анкеты – по сути, скелет, на который пользователь будет нанизывать нужные вопросы и ответы. И скелет этот должен быть очень гибким. В полноценном конструкторе анкеты обязательно должны присутствовать вопрос-выбор, вопрос с возможностью дать свободный ответ, матрица, шкала, а также поля «имя», «телефон», «e–mail» для сбора контактных данных респондента.
Удобство расположения вопросов. Никому не захочется переделывать всю анкету из–за одной ошибки. И если вдруг перепутали местами вопросы или просто решили изменить их порядок, грамотный редактор должен позволять легко произвести их перестановку.
Ветвления / логика.  Еще один важный момент в создании длинной анкеты – соблюсти логику. Иными словами необходимо предусмотреть разные варианты ответов пользователя и возможность его перенаправления на нужный вопрос в зависимости от того ответа, который он дал в предыдущем. Запутанный на первый взгляд механизм, необычайно прост. Просто заполните сами свою анкету или попросите знакомых ее заполнить. Если есть огрехи с направлением, они сразу же дадут о себе знать.
Обязательные вопросы, ответ «другое». Непременно обратите внимание на  возможность в конструкторе анкеты установить для вопроса флажки «Обязательно для заполнения» и «Другое». Первый понадобится при необходимости обязательно получить ответ на важный вопрос – его пользователь не сможет пропустить. Поле «Другое» пригодится, чтобы дать респонденту возможность вписать свой вариант ответа, который могли не учесть при составлении анкеты.
Есть достаточно мощные сервисы, предлагающие массу других возможностей, вплоть до проведения опросов с указанием целевой аудитории и рассылки приглашений к заполнению анкет по заданным почтовым адресам.

Рисунок 3 – Типы вопросов на Anketolog (http://anketolog.ru/)
Ниже представлены вопросы анкеты «Использование web-сервисов».

Рисунок 4 – Тип вопроса «выпадающий список»

Рисунок 5 – Тип вопроса «несколько выбора»

Рисунок 6 – Тип вопроса «одиночный выбор»

Рисунок 7 – Тип вопроса «текст»

Рисунок 8 – Тип вопроса «шкала»
Результаты анкетирования могут быть представлены в форме столбчатой диаграммы, круговой диаграммы и таблицы (рисунки – ).
Рисунок 9 – Результат вопроса в форме столбчатый диаграммы
Рисунок 10 − Результат вопроса в форме круговой диаграммы

Рисунок 11 − Результат вопроса в форме таблицы
При помощи Google формы (https://drive.google.com) Вы быстро и легко можете создать, разместить в блоге и опубликовать опрос, тест или анкету. Количество, содержание и тип заданий для Google-анкеты определяются ее назначением.
Для классной (аудиторной) работы возможны два режима: блиц-опрос с коллективным обсуждением и анализом ответов сразу после завершения анкетирования (в этом случае трудоемкость заданий должна быть минимальной, а содержание должно отражать ключевые положения темы) и Google–анкета как контрольный тест с отстроченной проверкой преподавателем и коллективным обсуждением допущенных ошибок, например, на следующем уроке.Таблица с результатами анкетирования открывается для учащихся в режиме просмотра. Следует обратить внимание на возможность комментирования отдельных ответов в таблице с результатами.
Поскольку в процессе выполнения домашней работы учащиеся могут воспользоваться учебниками и другими вспомогательными учебными материалами, то анкета должна играть роль, в определенном смысле, маршрутного листа. При наличии «образца» правильных ответов возможна организация самопроверки и самоанализа.
Время тестирования можно регулировать, завершив прием ответов (Форма Принимать ответы). Для анализа результатов анкетирования можно воспользоваться режимом Форма Показать сводку ответов.
Для создания Google-формы:
Войдите в почтовый ящик на Gmail.
Нажмите на ссылку «Документы».
Щелкните по кнопке «Создать» и выберите пункт «Форма».

Рисунок 12 – Форм
В окне «Новая форма» можно ввести название формы (например, Анкета для родителей, Тест по теме «…», Заявка на участие в …, и т.д.). В следующем окне Вы можете поместить текст обращения по заполнению формы. Необходимо заполнить строки «Заголовок вопроса» и «Пояснение».

Рисунок 13 – Типы вопросов
Вариант «Текст» следует выбирать, если предполагается получить ответ в виде короткого текста (набора символов).

Рисунок 14 – Тип вопроса «текст»
Вариант «Текст (абзац)» - если предполагается получить ответ в виде развернутого фрагмента текста.

Рисунок 15 – Тип вопроса «текст (абзац)»
Вариант «Один из списка» - если предлагается выбрать ОДИН ответ из предлагаемого перечня.

Рисунок 16 – Тип вопроса «один из списка»
Вариант «Несколько из списка» - если предлагается выбрать НЕСКОЛЬКО ответов на поставленный вопрос.

Рисунок 17 – Тип вопроса «несколько из списка»
Вариант «Выпадающий список» предполагает выбор ОДНОГО варианта ответа из достаточно обширного списка (например, выбор ОДНОГО района из списка всех районов Курганской области).

Рисунок 18 – Тип вопроса «выпадающий список»
Вариант «Шкала» предполагает выбор ОДНОГО варианта на числовой шкале (например, оценить «уровень комфортности» по 5-балльной шкале).

Рисунок 19 – Тип вопроса «шкала»
Вариант «Сетка» является многоуровневой шкалой (например, оценить «уровень комфортности» ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ какого-либо процесса). Тип вопроса в уже готовых вопросах можно изменять по мере необходимости.

Рисунок 20 – Тип вопроса «сетка»
Если необходимо получить ответ на поставленный вопрос, то следует поставитье флажок «Сделать этот вопрос обязательным».
Пользователь может добавлять столько вопросов, сколько сочтёт нужным, для этого нужно нажать кнопку «Добавить элемент» и выбрать тип вопроса.
Пользователь может редактировать, копировать удалять вопросы.
Если пользователь хочет выбрать подходящую тему оформления, для этого нужно щелкнуть по кнопке «Тема».
Пользователь может встроить свою анкету в блог или на сайт, для этого нужно скопировать HTML-код и вставьте его на сайт или блог в режиме редактирования.
Для удобного использования формы пользователь может её переименовать в списке своих «Документов».
По мере добавления ответов автоматически заполняется таблица, которую пользователь может просмотреть, открыв её.
С помощью пункта меню «Форма» пользователь может изменить форму (добавить вопросы или изменить формулировки), перейти к активной форме, закончить прием ответов (убрать флажок) или показать сводку ответов.

Рисунок 21 – Сводка ответов
2 Разработка анкет для уроков информатики и ИКТ2.1 Анкетирование как метод маркетинговых исследований в области информационных технологийТрадиционно анкетирование в области информационных технологий используется как метод маркетингового исследования.
Основным способом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке, мнениях и предпочтениях, а также о мнениях и поведении предпринимателей в маркетинге являются опросы. Опросом называется выявление мнений и действий опрашиваемых.
Опрос представляет собой весьма информативный способ получения необходимых сведений, получаемых непосредственно от самих участников рыночного процесса. Это одновременно и самый простой, и достаточно надежный способ получения информации. Однако он имеет ряд существенных недостатков, главный из которых заключается в том, что респонденты не всегда могут и не всегда хотят давать требуемую информацию. Не всегда можно поручиться за ее достоверность. Это можно объяснить личными или религиозными чувствами респондентов.
Рассмотрим несколько примеров.

Рисунок 22 – Пример вопроса из опроса «Какой у вас антивирус», http://www.comss.ru/page.php?id=1664
Результаты можно просмотреть в числовом и графическом виде https://docs.google.com/forms/d/1b_kBIHWPQulyJReNNZcXBojT0Tg0u29h_5YGLP-H69w/viewanalytics.

Рисунок 23 – Пример вопроса из опроса «Языки программирования»

Рисунок 23 – результаты опроса
2.2 Разработка анкет для уроков информатики и ИКТАнкета на тему «Текстовый редактор» (Информатика Л.Л. Босова 5 класс)


Анкета на тему «Электронная почта» (Информатика Л.Л. Босова 9 класс)


Анкета на тему «Поисковая система» (Информатика Л.Л. Босова 7 класс)


Анкета на тему «Сетевое коллективное взаимодействие» (Информатика Л.Л. Босова 9 класс)


Анкета на тему «Интернет» (Информатика Л.Л. Босова 7 класс)

2.3 Проведение анкетированияСводка ответов анкеты на тему «Интернет» Информатика Л.Л. Босова 7 класс




Апробация применения анкет при обучении информатике и ИКТРазработка фрагмента урока, предполагающего применение анкетыРазработаем план-конспект урока на тему «Работа с браузером Internet Explorer» по учебнику Информатика. Л.Л. Босова 7 класс.
Цель урока: научить учащихся основам пользования приложением Internet Explorer, как программой доступа к web ресурсам.
Задачи:
- обучающие: Сформировать понятие браузер; научить пользоваться приложением Internet Explorer; закрепить знания о сети Internet;
- развивающие: Развивать наглядно-образное мышление, память и умение сравнивать и анализировать;
- воспитательные: Формировать элементы научного мировоззрения.
Тип урока: изучение новой темы
Формы работы учащихся: фронтальная и практическая работы
Необходимое оборудование: проектор, экран, компьютеры учеников
Основные понятия:
План урока:
Организационный момент 1 мин.
Анкетирование 10
Изложение нового материала 15 мин.
Физкультминутка 2 мин.
Самостоятельная работа 15 мин.
Подведение итога урока 2 мин. Структура и ход урока
№ Этап урока ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика Время
1 Организационный момент Приветствие. Проверка посещаемости. Готовность к уроку. Самоконтроль готовности к уроку 1 мин
2. Анкетирование Тема
«Интернет» https://docs.google.com/forms/d/1Y-TZabdDU9LUsPtZEgl3arfGKZvUx47r7BHBZ03LQaY/viewform Проходят интернет-
анкетирование 10 мин
Разработка анкеты как вид задания для проектной деятельности школьникаТема: Использование web-сервисов, электронной почты, социальной сети и мобильных устройств
Тип проекта: исследовательский
Цель: изучить возможности web-сервисов, электронной почты, социальной сети и мобильных устройств
Под темы:
Использование Web-сервисов
Электронная почта
Социальная сеть
Мобильные устройства
Задачи:
Выполнить обзор web-сервисов по теме проекта
Разработать анкету по данной теме
Провести интернет-анкетирование по данной теме
Выполнить анализ работы по данной теме
Сроки выполнения: месяц
ЗаключениеВ настоящее время  метод опроса является наиболее распространенным способом получения первичной социологической информации. В силу этого опрос порой отождествляется со всеми социологическими исследованиями в целом, а иногда и с самой социологией как наукой (то есть происходит отождествление науки с одним из ее методов). Метод опроса является весьма эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках,  ценностных ориентациях). Главное достоинство данного метода – массовость, репрезентативность  и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Разумеется, данный метод не является универсальным: его роль  и значение  тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению. Степень значимости метода опроса связана с изучением сферы общественного сознания. Именно поэтому следует постоянно иметь в виду, что социолог постоянно получает информацию о социальных явлениях только в том виде, в каком она отражается в сознании людей и вербализуется респондентом в ситуации опроса.
На качество полученной методом опроса информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью самого респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к человеку или организации, проводящей опрос), а с другой - факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации).
Список использованных источниковКрасильникова, В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. А. Красильникова. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 292 с. - 978-5-4458-3001-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209293 (дата обращения 12.01.2014).
Кузнецов, А. А. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды. Методическое пособие [Электронный ресурс] / А. А. Кузнецов, С. В. Зенкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 65 с. - 978-5-9963-2252-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214551 (дата обращения 12.01.2014).
Уваров, А. Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / А. Ю. Уваров. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 488 с. - 978-5-9963-2279-4. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=216265 (дата обращения 12.01.2014).
Крапивенко, А. В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Крапивенко. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 272 с. - 978-5-9963-0918-4. Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222819 (дата обращения 12.01.2014).
Кузнецов, А. А. Основы общей теории и методики обучения информатике [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. А. Кузнецов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 209 с. - 978-5-9963-2265-7. Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214642 (дата обращения 12.01.2014).
Красильникова, В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. А. Красильникова. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 292 с. - 978-5-4458-3001-6. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209293 (дата обращения 12.01.2014).
Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. А. Красильникова. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 231 с. - 978-5-4458-3000-9. Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209292 (дата обращения 12.01.2014).
Бойченко, Г. Н. Информационные сервисы. Интернет в профессиональной деятельности педагога [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г. Н. Бойченко. - Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2008. - 106 с. - 978-5-85117-320-2. Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88672 (дата обращения 12.01.2014).
Василькова, И. В. Основы информационных технологий в Microsoft Office 2010 [Электронный ресурс] : практикум / И. В. Василькова, Е. М. Васильков, Д. В. Романчик. - Минск: ТетраСистемс, 2012. - 143 с. - 978-985-536-287-7. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=111911 (дата обращения 12.01.2014).
Сайт Яндекс словарь. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/анкетирование%20это/БСЭ/Анкетирование/(дата обращения 12.01.2014).
Сайт Cool Referat. Режим доступа: http://www.coolreferat.com/Анкетирование_3(дата обращения 12.01.2014).
Сайт Cool Referat. Режим доступа: http://www.coolreferat.com/Интернет-опрос_и_индивидуальное_анкетирование._Сравнительный_анализ_часть=2 (дата обращения 12.01.2014).
Сайт PROWEB. Режим доступа: http://www.proweb.ru/articles/oglavlenie/glava4/opros (дата обращения 12.01.2014).
Сайт Minisoft авторские программы. Режим доступа: http://minisoft.tora.ru/biz.html (дата обращения 12.01.2014).
Сайт Softtorrento. Режим доступа: http://softtorrent.ru/windows-soft-torrent/7958-programma-anketirovanie-2-2013.html (дата обращения 12.01.2014).
Сайт Webanketa создание анкет. Режим доступа: http://webanketa.com/ru/info/help/create_form (дата обращения 12.01.2014).